Опыт духовно-нравственного воспитания в детском саду № 1 “Дюймовочка” в станице Павловской Краснодарского края.
“Воспитывать человека – значит определять судьбу нации.”
Святейший Патриарх
Московский и Всея Руси Алексий II.
В наши дни Российское общество переживает не лучшие времена. Страшные слова : наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм - стали к сожалению привычными, повседневными. Разрушено многое. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям современного “общества потребления” оказались дети. В силу возраста еще не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю – семьи.
Крайне редки в наше время здоровые укладные семьи.
Причин тяжелого положения России много. Но в последние годы наши ученные сделали поразительное открытие. Помимо прочих факторов, одна из основных причин - тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством народа.
Бездуховность – коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа… Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.
Сейчас очень важно помочь человеку обрести живую веру, которая единственная – дает непоколебимую основу и опору всей нашей жизни.
Некоторые педагоги считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Ян Амос Каменский считал, что “забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу”.
По личному опыту работы можно определенно сказать, что прежде чем начать знакомить дошкольников с православием, необходимо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал Православные основы культуры в дошкольном учреждении. Мы организовали опрос родителей. Цель опроса: выяснить существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают наш детский сад, на введение изучения во внеурочное время на правах кружка или факультатива Основ Православной культуры и нравственности.
Анализ результатов анкетирования оказался положительным.
Как не вспомнить здесь о преимущественном праве родителей на участие в процессе воспитания своих детей.
Представляем планы работы с родителями и педагогическим персоналом нашего детского сада, как начального этапа работы, так как прежде, чем научить чему-то ребенка педагоги и родители должны все это знать сами.
Шестеро педагогов нашего детского сада обучались на курсах повышения квалификации при Православном Свято- Тихоновском Богословском институте и поэтому получили возможность приобщать детей к Богопознанию.
Вся работа детского сада в этом направлении проходит под патронажем Фонда Святителя Николая Чудотворца.
План совместной деятельности педагогов и родителей. |
№ п/п |
Тема |
1. | Распространение лучшего опыта семейного воспитания в дошкольном педагогическом учебном заведении. |
2. | Создание инициативной группы родителей на базе родительского объединения. |
3. | Организация семейных праздников светского и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению. |
4. | Организация деятельности по обогащению совместного досуга детей и родителей, экскурсии, поездки. |
5. | Создание библиотеки и книжной лавки для родителей при детском саде. |
6. | Подготовка и комплектование подбор аудио и видео кассет цикла “Семейное духовно-нравственное воспитание”. |
7. | Начало работы родительского лектория “Мамина школа”. |
8. | Знакомство с программой духовно-нравственного воспитания “Колокольчик”. |
9. | Встречи со священником по четвергам. Беседы по возникшим вопросам. |
10. | Организация “почтового ящика” для анонимных вопросов. |
11. | Творческая лаборатория по совместному труду. |
12. | Проведение Рождественских, Пасхальных праздников с детьми и их родителями в детском саду. |
13. | Консультация родителей с педагогами, обучающимися в Свято-Тихоновском Богословском институте. Вопросы создания стабилизирующего жизнь уклада семьи, устроение семейного досуга, возрождение традиций совместной деятельности взрослых и детей. |
14. | Папки – передвижки и уголки для родителей с печатанием передовиц на православные темы. |
15. | Работа с Попечительским советом детского сада по распределению средств, направленных Фондом Святителя Николая Чудотворца на проведение православных праздников. |
16. | Издание листка для семейного чтения “Традиции семейного воспитания”. |
План работы с коллективом. |
№ п/п |
Тема |
1. | Подготовка программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников “Колокольчик”. |
2. | Изучение материалов “XXII Православных международных чтений” и “Восьмых (девятых) Православных Всекубанских Духовно-образовательных Кирилло-Мифодиевских чтений”. |
3. | Организация финансовой поддержки “Фонда Святителя Николая Чудотворца” сотрудникам детского сада в виде 20% надбавки к заработной плате. |
4. | Проведение серии просветительских семинаров-совещаний для руководителей дошкольных учреждений Павловского района. |
5. | Организация и проведение стажировки педагогов детского сада на базе Свято-Тихоновского Богословского института в г. Москве. |
6. | Разработка духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей регионального развития. |
7. | Вопросы педагогического сопровождения
семьи: просветительский; этап организации совместной деятельности семей. |
8. | Православный лекторий. Ответы священника на вопросы педагогов. |
9. | Организация библиотеки
духовно-нравственного воспитания, куда входят: классические и современные сочинения медиков, психологов, духовных писателей; семейные молитвословы и жития святых; произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения; методические пособия по организации деятельного подхода в духовно-нравственном семейном воспитании, создание благочестивой домашней предметно-бытовой среды, игрового и развивающего пространства с использованием народных и самодеятельных игрушек, предметов традиционного быта. |
10. | Участие в конкурсах (г.Тихорецк, г.Москва) по составлению программ по православному воспитанию (в том числе для логопедических групп). |
План работы с родителями. |
№ п/п |
Тема |
1. | Создание семейного клуба “Лад” в детском саду. |
2. | Формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми. |
3. | Подчеркивание роли отца в воспитании детей посредсвом организации совместного труда и обучения ремеслу в образовательном учреждении. |
4. | Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и поведении. |
5. | Обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией активного отдыха. |
6. | Активизация средств массовой информации (печати, радио) в систематическом освещении вопросов духовно-нравственного воспитания. |
7. | Работа родительской и педагогической общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания. |
С 2002 года коллектив нашего детского сада занимается с детьми и их родителями тем, что знаем сами с помощью нашего батюшки отца Федора.
Результатом нашей работы стало то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия “достаток” есть еще и более важное понятие “ достоинство” и прежде всего нравственное, духовное достоинство.
С этого года мы работаем с тремя группами детей по Программе студийных занятий с детьми А.А.Крячко.
В детском саду накоплен опыт проведения православных праздников. Составлена педагогами детского сада и своя программа воспитания детей в духе православных традиций. Она рекомендована к региональному использованию и имеет рецензии Потаповсой О.М. – научного сотрудника лаборатории прогнозирования и развития общественного и семейного воспитания Гос НИИ семьи и воспитания РАО, преподавателя кафедры педагогики православного Свято-Тихоновского Богословского института;
Архимандрита Зосимы – ректора Ивано-Вознесенской Свято-Алексеевской Духовной семинарии, доцента, кандидата философских наук;
Крупинина В.Н.- писателя, Члена Союза Писателей России.
Мы считаем, что расширенное и углубленное понимание детьми Православия образует человека, как внешне, так и внутренне. Делает его внутренне красивым, человечным, достойным имени человека.
Используемая литература
1. Новиков Алексей. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. Санкт-Петербург Санин 2004год.
2. Склярова Т.В., Янушкевичене О.Л. - Возрастная педагогика и психология. Московский Издательский Дом “Покров” 2004 год.
3. Ушинский К.Д. - Родное слово. Москва, “Лествица”, 1999 год.