Православное воспитание в детском саду нужно начинать с родителей воспитанников и педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками


 Опыт духовно-нравственного воспитания в детском саду № 1 “Дюймовочка” в станице Павловской Краснодарского края.

“Воспитывать человека – значит определять судьбу нации.”

Святейший Патриарх

Московский и Всея Руси Алексий II.

В наши дни Российское общество переживает не лучшие времена. Страшные слова : наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм - стали к сожалению привычными, повседневными. Разрушено многое. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям современного “общества потребления” оказались дети. В силу возраста еще не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю – семьи.

Крайне редки в наше время здоровые укладные семьи.

Причин тяжелого положения России много. Но в последние годы наши ученные сделали поразительное открытие. Помимо прочих факторов, одна из основных причин - тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством народа.

Бездуховность – коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа… Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.

Сейчас очень важно помочь человеку обрести живую веру, которая единственная – дает непоколебимую основу и опору всей нашей жизни.

Некоторые педагоги считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Ян Амос Каменский считал, что “забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу”.

По личному опыту работы можно определенно сказать, что прежде чем начать знакомить дошкольников с православием, необходимо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал Православные основы культуры в дошкольном учреждении. Мы организовали опрос родителей. Цель опроса: выяснить существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают наш детский сад, на введение изучения во внеурочное время на правах кружка или факультатива Основ Православной культуры и нравственности.

Анализ результатов анкетирования оказался положительным.

Как не вспомнить здесь о преимущественном праве родителей на участие в процессе воспитания своих детей.

Представляем планы работы с родителями и педагогическим персоналом нашего детского сада, как начального этапа работы, так как прежде, чем научить чему-то ребенка педагоги и родители должны все это знать сами.

Шестеро педагогов нашего детского сада обучались на курсах повышения квалификации при Православном Свято- Тихоновском Богословском институте и поэтому получили возможность приобщать детей к Богопознанию.

Вся работа детского сада в этом направлении проходит под патронажем Фонда Святителя Николая Чудотворца.

  План совместной деятельности педагогов и родителей.

п/п

Тема
1. Распространение лучшего опыта семейного воспитания в дошкольном педагогическом учебном заведении.
2. Создание инициативной группы родителей на базе родительского объединения.
3. Организация семейных праздников светского и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению.
4. Организация деятельности по обогащению совместного досуга детей и родителей, экскурсии, поездки.
5. Создание библиотеки и книжной лавки для родителей при детском саде.
6. Подготовка и комплектование подбор аудио и видео кассет цикла “Семейное духовно-нравственное воспитание”.
7. Начало работы родительского лектория “Мамина школа”.
8. Знакомство с программой духовно-нравственного воспитания “Колокольчик”.
9. Встречи со священником по четвергам. Беседы по возникшим вопросам.
10. Организация “почтового ящика” для анонимных вопросов.
11. Творческая лаборатория по совместному труду.
12. Проведение Рождественских, Пасхальных праздников с детьми и их родителями в детском саду.
13. Консультация родителей с педагогами, обучающимися в Свято-Тихоновском Богословском институте. Вопросы создания стабилизирующего жизнь уклада семьи, устроение семейного досуга, возрождение традиций совместной деятельности взрослых и детей.
14. Папки – передвижки и уголки для родителей с печатанием передовиц на православные темы.
15. Работа с Попечительским советом детского сада по распределению средств, направленных Фондом Святителя Николая Чудотворца на проведение православных праздников.
16. Издание листка для семейного чтения “Традиции семейного воспитания”.

 План работы с коллективом.

п/п

Тема
1. Подготовка программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников “Колокольчик”.
2. Изучение материалов “XXII Православных международных чтений” и “Восьмых (девятых) Православных Всекубанских Духовно-образовательных Кирилло-Мифодиевских чтений”.
3. Организация финансовой поддержки “Фонда Святителя Николая Чудотворца” сотрудникам детского сада в виде 20% надбавки к заработной плате.
4. Проведение серии просветительских семинаров-совещаний для руководителей дошкольных учреждений Павловского района.
5. Организация и проведение стажировки педагогов детского сада на базе Свято-Тихоновского Богословского института в г. Москве.
6. Разработка духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей регионального развития.
7. Вопросы педагогического сопровождения семьи:

просветительский;

этап организации совместной деятельности семей.

8. Православный лекторий. Ответы священника на вопросы педагогов.
9. Организация библиотеки духовно-нравственного воспитания, куда входят:

классические и современные сочинения медиков, психологов, духовных писателей;

семейные молитвословы и жития святых;

произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения;

методические пособия по организации деятельного подхода в духовно-нравственном семейном воспитании, создание благочестивой домашней предметно-бытовой среды, игрового и развивающего пространства с использованием народных и самодеятельных игрушек, предметов традиционного быта.

10. Участие в конкурсах (г.Тихорецк, г.Москва) по составлению программ по православному воспитанию (в том числе для логопедических групп).

План работы с родителями.

п/п

Тема
1. Создание семейного клуба “Лад” в детском саду.
2. Формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми.
3. Подчеркивание роли отца в воспитании детей посредсвом организации совместного труда и обучения ремеслу в образовательном учреждении.
4. Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и поведении.
5. Обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией активного отдыха.
6. Активизация средств массовой информации (печати, радио) в систематическом освещении вопросов духовно-нравственного воспитания.
7. Работа родительской и педагогической общественности по воссозданию лучших отечественных традиций семейного воспитания.

 С 2002 года коллектив нашего детского сада занимается с детьми и их родителями тем, что знаем сами с помощью нашего батюшки отца Федора.

Результатом нашей работы стало то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия “достаток” есть еще и более важное понятие “ достоинство” и прежде всего нравственное, духовное достоинство.

С этого года мы работаем с тремя группами детей по Программе студийных занятий с детьми А.А.Крячко.

В детском саду накоплен опыт проведения православных праздников. Составлена педагогами детского сада и своя программа воспитания детей в духе православных традиций. Она рекомендована к региональному использованию и имеет рецензии Потаповсой О.М. – научного сотрудника лаборатории прогнозирования и развития общественного и семейного воспитания Гос НИИ семьи и воспитания РАО, преподавателя кафедры педагогики православного Свято-Тихоновского Богословского института;

Архимандрита Зосимы – ректора Ивано-Вознесенской Свято-Алексеевской Духовной семинарии, доцента, кандидата философских наук;

Крупинина В.Н.- писателя, Члена Союза Писателей России.

Мы считаем, что расширенное и углубленное понимание детьми Православия образует человека, как внешне, так и внутренне. Делает его внутренне красивым, человечным, достойным имени человека.

Используемая литература

1. Новиков Алексей. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. Санкт-Петербург Санин 2004год.

2. Склярова Т.В., Янушкевичене О.Л. - Возрастная педагогика и психология. Московский Издательский Дом “Покров” 2004 год.

3. Ушинский К.Д. - Родное слово. Москва, “Лествица”, 1999 год.