Цели урока:
- образовательная: Добиться усвоения учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении сложения;
- развивающая: Формирование внутренних процессов интеллектуального, личностного, эмоционального развития;
- воспитательная: Содействовать воспитанию интереса к математике, аккуратности.
Оборудование:
- макет телевизора,
- фонограмма песни,
- раздаточный материал (квадраты с кружками)
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Применение знаний в нестандартной ситуации.
- Проверка усвоенного материала.
- Домашнее задание.Итог урока.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
Добрый день!
Девиз нашего сегодняшнего урока: “Думай, отвечай…”
Мы стали взрослее на целый год
И всем мы покажем, как поумнели
Итак, начинаем и только вперед!
Решаем, считаем – к заветной цели.
Только тот, кто будет меня внимательно слушать, активно работать, тот сможет справиться с новой темой. “Сложение отрицательных чисел”. Мы на уроке вспомним, какие числа называются отрицательными; узнаем, как складываются отрицательные числа, будем находить значения выражений.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какие числа называются отрицательными? Приведите примеры.
- Где впервые появились отрицательные числа? (В Индии)
- А как звали математика, который открыл эти отрицательные числа?
Давайте вспомним. Мы с вами при выполнении заданий на умножение и деление обыкновенных дробей сами отгадали имя этого ученого. Кто вспомнил? (Брамагупта)
4. а) Проведем небольшую игру. Я называю числа, а вы выполняете “хлопок”, если оно отрицательное.
2,2; | ; | 0; | 15; | -93; | 1000000; | 1,4; | 187; | ; | -10; |
б) Найдите модули чисел:
|-5|; | |7|; | ||; | |49|; | ||; | |5|; |
в) Закончите предложение: модуль любого числа есть число …
Вычислите:
12 + 63;
1,2 + 3,6;
17 + 18;
40 + 2,5;
0,4 + 3
III. Изучение нового материала.
Еще во II веке до нашей эры китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на ученых, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить. Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках, откуда известно, что китайцы не знали правила сложения отрицательных чисел. Впервые, как вы уже сказали, их сформулировали индийские ученые.
Вот видите, китайцы не смогли вывести правило сложения отрицательных чисел в свое время, а мы сегодня на уроке постараемся дойти до истины.
Ребята, какие информационные программы вы смотрите по телевизору? В каких передачах объявляют о прогнозе погоды?
Да, в телевизионной программе “Вести”, “Время”, “Новости” передают прогноз на завтра. Диктор может сказать: “Завтра в Москве 5 градусов тепла, в Ханты-Мансийском автономном округе 12 градусов мороза”. В это время на экране появляется запись:
Москва | +50 |
ХМАО | –120 |
Знак “плюс”, стоящий перед числом градусов, означает тепло. Знак “минус” – холод. Эти знаки можно использовать для обозначения и других противоположных состояний: наличия и долга (как раньше это истолковывалось в Индии), выигрыша и проигрыша.
Мы сегодня на уроке знаком “+” будем обозначать выигрыш, знаком “-” проигрыш.
Итак, наша задача ответить на вопросы:
Выигрыш да выигрыш – получится…
Проигрыш да проигрыш – получится…
У вас на столах квадраты белого и темного цветов. Кружки на белом квадрате обозначают выигрышное количество очков, на черном - проигрышное. Взяли белые квадраты с 3-мя кружочками и 4-мя кружочками.
Вопрос: Сколько всего выигрышных очков?
На доске (+3) + (+4) = +7
Вопрос:
“+3” – означает что ? - Выигрыш
“+4” - ?
“+7” - ?
Какой вывод: выигрыш да выигрыш получится …
Задание: Подсчитайте сумму очков (см. рисунок 1).
Рисунок 1
Прочитайте свои записи.
А сейчас перейдем к проигрышным очкам.
Вопрос: Каким знаком условились обозначать проигрыш?
Взяли черные квадраты с 1 кружком и 3 кружками.
Вопрос: Сколько получилось всего проигрышных очков?
Запись на доске:
-1 + (-3) = -4
“-1”- проигрыш
“-3”- что?
“-4”- тоже…
Значит, проигрыш да проигрыш получится …
Давайте в этом убедимся.
Задание: Записать сумму очков (см. рисунок 2).
Рисунок 2
Задание: Восстановите стертые записи:
(+5) + (+6) = …
(-5) + (-3) = …
(+4) + (…) = +5
(-3) + (…) = -5
(…) + (-6) = -11
Самопроверка (готовые ответы на доске).
Закончите следующие предложения:
а) Выигрыш да выигрыш получится…
б) Проигрыш да проигрыш получится…
Остановимся на последнем предложении, только скажем это на математическом языке.
Подсказка: замените слово “проигрыш” на слово “отрицательное число”.
“Отрицательное число да отрицательное число получится…”.
Вопрос: А как получили это число, не учитывая знака? Что сложили? Как это называется? Кто сам или с моей помощью сможет сказать, как мы складывали отрицательные числа?
Правило: Чтобы сложить два отрицательных числа нужно:
1) сложить модули слагаемых;
2) перед полученным числом поставить знак “-”.
Работа по учебнику стр. 174. В парах рассказать правило.
Про правило сложения отрицательных чисел есть песня. Споем эту песню под фонограмму на мотив “Остров невезения…”.
1)
Числа отрицательные, новые для нас,
Лишь совсем недавно изучил наш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки -
Учат-учат правило дети все уроки.
2)
Если уж захочется вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак “минус” взять да приписать.
IV. Закрепление.
Работа по учебнику стр. 174.
№ 884 (1,2) устно.
№ 885 (1) у доски.
V. Применение знаний в нестандартной ситуации.
Задание: Выберите из предложенных иллюстраций те, которые подходят нашему правилу (см. рисунок 3). Записать в тетрадях в виде числовых выражениях.
Рисунок 3
Взаимопроверка выполненных работ.
VI. Проверка усвоенного материала.
Найдите ошибки в данных примерах.
-37 + (-12) = -49
-45 + (-27) = -72
-675 + (-105) = -780
-3,4 + (-2,1) = -5,5
-7,3 + (-9) = -16,3
Прокомментировать ответы.
VII. Домашнее задание. Итог урока.
1) № 885 (2).
2) Творческое задание: составить 8 примеров на применение правила сложения отрицательных чисел.
Что нового узнали на уроке, чему научились, что вспомнили, повторили?
Что вам понравилось на уроке?
С какими трудностями столкнулись на уроке?
Кто бы из вас оценил себя на “5”, “4”, “3”?
Девиз: “Думай, отвечай!” использовали на уроке?