Внеклассное занятие по математике в 1-м классе по теме: "Геометрия вокруг нас"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  • Учить обобщать и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;
  • Различать многоугольники; углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике; развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность; воспитывать трудолюбие, дружбу, интерес к геометрии.

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядное пособие “Геометрические фигуры, счетные палочки, набор геометрических фигур, рисунки “Точка” и “Карандаш”, картонные домики для игры, листки с изображением геометрических фигур для рисования.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Беседа – вступление

Ребята, сегодня мы совершили путешествие по удивительной стране Геометрия.

В этой стране буквально все состоит из геометрических фигур: и люди, и животные, и машины. Путешествовать вместе с нами будут постоянные жители этой страны “Карандаш” и “Точка”.

 

Они для нас приготовили много интересных заданий, которые мы с вами должны постараться выполнить.

Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, активными, чтобы в конце этого занятия вы смогли объяснить, почему это занятие названо “Геометрия вокруг нас”.

Занятие начнем с игры.

ИГРА “ВНИМАНИЕ”

Условия игры таковы: я показываю карточки с изображением различных фигур (4 штуки),

Каждую по 2-3 секунды и убираю. А вы по команде “Внимание!” рисуете фигуры, которые запомнили. Через одну минуту делаем проверку.

РИСУНКИ В ПРИЛОЖЕНИИ

4. основная часть

Задание 1. “Повторяем то, что знаем” (вывешивается наглядное пособие

“Геометрические фигуры)

РИСУНКИ В ПРИЛОЖЕНИИ

- Ребята, Точка и Карандаш хотят проверить, знаете ли вы геометрические фигуры, и предлагают вам несколько заданий.

а) Покажите геометрические фигуры, изображенные на таблице и назовите их.

б) Сосчитайте, сколько изображено треугольников, четырехугольников, кругов? Назовите их номера.

в) Чем отличаются фигуры под номерами 5 и 10, 1 и 6?

г) Назовите номер фигуры, у которой больше всего углов. Как называется фигура?

д. ) Как называются фигуры, у которых много углов? Назовите примеры многоугольников.

- Ребята, Точка и Карандаш убедились в том, что вы хорошо знаете геометрические фигуры. А теперь они просят внимательно посмотреть вокруг себя и сказать, какие предметы находящиеся вокруг, напоминают вам одну из знакомых геометрических фигур.

(Дети называют предметы: доска, дверь, книга, пенал линейка и т. д. - прямоугольники, часы, тарелка - круг, окно - квадрат. )

- Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием наших героев. Я думаю, что вы так же легко справитесь и со следующими заданиями.

Точка и Карандаш приготовили для вас загадки, отгадки не называть, а выложить их с помощью счетных палочек.

ЗАДАНИЕ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Ты на меня, ты на меня, ты на него -
На всех нас смотри
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три ( )

- Почему вы считаете, что это треугольник?

Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны -
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. . ( )

- Что вы должны помнить, выкладывая квадрат?

Если все углы прямые
И всего угла четыре
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем…. . ( )

- По каким признакам вы догадались, что это прямоугольник?

Из 5 палочек выложить 2 треугольника.

- А теперь наши герои приглашают вас отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Я пою песню и показываю движения. Дети исполняют и повторяют вслед за мной все движения.

Если нравится тебе, то делай так
(два щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так
(два хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так
(два хлопка под коленками).
Если нравится тебе, то делай так
(два притопа ногами)
Если нравится тебе, то скажи “Хорошо”
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все!

4. СЦЕНКА “ПРО ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ”

Прослушайте еще одну загадку: если у квадрата отрезать все углы, сколько углов останется?

(Мнения детей расходятся.)

- Чтобы получить правильный ответ на данный вопрос, посмотрим и послушаем сказку, которую приготовили для вас ребята.

(Выходят три ученика, исполняющие роли треугольника, четырехугольника и автора. На груди у них висят соответствующие фигуры.)

АВТОР:

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший - квадратный
Добродушный, приятный,
Младший - треугольный,
Вечно недовольный
Стал спрашивать квадрат:

КВАДРАТ:

“Почему ты злишься, брат?”

АВТОР:

Тот кричит ему:

ТРЕУГОЛЬНИК:

“Смотри, ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!

АВТОР:

Но квадрат ответил:

КВАДРАТ:

“Брат! Я же старше, - я - Квадрат!”

АВТОР:

И сказал еще нежней

КВАДРАТ:

“Неизвестно кто нужней!”

АВТОР:

Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато.
Срезать - старшему углы. (Отрезает у квадрата углы и показывает.)

АВТОР:

Уходя, сказал:

ТРЕУГОЛЬНИК:

“Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты, квадратным,
А проснешься без углов!”

АВТОР:

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад
Поглядел он, нет квадрата
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

- Так, если у квадрата отрезать все углы, какая новая фигура получится?

Ребята, вы можете загадать эту загадку своим друзьям, знакомым, родителям.

ЗАДАНИЕ 3. ИГРА “ПОЧТАЛЬОН”

Карандаш и Точка предлагают поиграть в игру “Почтальон”. Но прежде чем вы познакомитесь с условиями игры, скажите, чем занимаются почтальоны?

А теперь послушайте правила игры. В игре участвуют 3 ученика-почтальона. Каждому из них нужно доставить письма в три дома. На каждом доме изображена одна из геометрических фигур. В сумке почтальона находятся письма (10 геометрических фигур). По моему сигналу почтальон ищет письмо (геометрическую фигуру) и несет его в соответствующий дом. Выигрывает тот, кто быстрее доставит письма по указанному адресу – разложить геометрические фигуры. Геометрические фигуры меняются, выходят другие почтальоны и игра повторяется.

 

 - Объявляются лучшие почтальоны.

5. РАБОТА НА ЛИСТКАХ.

ЗАДАНИЕ 4. “ХУДОЖНИКИ”

- Ребята, я в начале занятия говорила, что в стране Геометрия практически все состоит из геометрических фигур: и животные, и люди, и птицы, и машины. Карандаш очень любит рисовать разные картинки с использованием геометрических фигур. Но сегодня он так торопился к нам на урок, что не успел дорисовать. Давайте поможем Карандашу.

Перед вами лист с геометрическими фигурами. Например: был прямоугольник - получился конверт, был треугольник - получилась елочка и т.д.

(Включается музыка, дети рисуют.)

 (После завершения работы, ребята объясняют в какие предметы они превратили те или иные геометрические фигуры. В конце урока детям предлагается выставка рисунков).

- Ребята, Карандаш остался доволен вами и вашими рисунками. Молодцы!

6. ФИЗМИНУТКА.

(Дети кладут головы на руки, закрывают глаза.)

Мы считали, рисовали
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнем
Сладко, сладко все заснем
Снится детям сон смешной,
Сон веселый озорной,
Как волчище глупым был
В лапы зайцу угодил.
А проказник колобок
Напугать лисичку смог
Чуть ее не проглотил
Не подумал, и простил
7 козлят на волка сели,
Громко песенку запели
Мы козляткам подпоем
И работать все начнем.

ЗАДАНИЕ 5. “ОСТРЫЙ ГЛАЗ”

Карандаш и Точка построили домик и просят вас назвать геометрические фигуры, из которых составлен этот домик. (Квадраты, треугольники, круг, прямоугольник)

- Сосчитайте сколько всего четырехугольников использовано для постройки домика.

Сколько треугольников?

РИСУНКИ ПРИЛАГАЮТСЯ

Отмечаются учащиеся, которые верно определили количество геометрических фигур.

ЗАДАНИЕ 6. “ОТЫЩИ СКАЗОЧНУЮ ПТИЦУ”

Ребята, Карандаш и Точка очень огорчены. Они хотели вам показать птиц, обитающих в стране Геометрия, но одна птица вылетела из клетки.

(Вывешиваю таблицу.)

-Установите закономерность и определите, какая птица улетела.

(Дети определяют форму птицы).

Карандаш и Точка благодарят вас за то, что вы смогли возвратить птицу.

ЗАДАНИЕ 7. “КОНСТРУКТОРЫ” (творческая работа)

Карандаш и точка приглашают нас в конструкторскую мастерскую.

- А кого мы называем конструкторами?

- Да, конструкторы - люди занимающие изобретением всевозможных машин.

Чтобы конструировать машины, строить дома нужно много знать, многому учится.

С первых школьных дней мы учимся читать, писать, считать. На уроках математики мы изучаем геометрический материал. Теперь вам, наверное, понятно, для чего его изучают. Действительно, без знаний геометрии не обходятся ни конструкторы, ни строители, ни изобретатели.

Карандаш и Точка приготовили для каждого из вас наборы геометрических фигур. Сейчас мы на некоторое время превратимся в конструкторов. Включите свою фантазию, подумайте, что можно составить из данных геометрических фигур и приступайте к конструированию.

(Учащиеся, которые изобретают ту или иную конструкцию, объявляются конструкторами автомобиля, ракеты, снеговика, крана и т. д. )

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Ребята, ну вот и подошло наше путешествие по стране Геометрия. “Точка” и “Карандаш” благодарят всех учащихся и хотят в следующий раз пригласить вас в путешествие. Вы согласны? Но на прощание они задают вам вопрос: “Почему наше занятие называется Геометрия вокруг нас?”

ВЫВОД: Многие предметы, окружающие нас, имеют геометрическую форму. Знания по геометрии необходимы каждому человеку. Дети выходят к доске и вывешивают свои рисунки.