Из опыта работы школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики

Разделы: Внеклассная работа


Совсем недавно мы с волнением переживали момент прихода нового века. Было как-то тревожно и трепетно, все ждали чего-то особенного, неожиданного, невероятного. Однако вошли мы в новый 21 век стремительно и вдруг «покатились комом-шаром» давно назревшие проблемы, стало ясно, что нужно срочно что-то предпринимать, что дальше работать, жить, творить по-старому уже не получится. И начались поиски…

Реформы последовали одна за другой: в экономике, в политике, культуре и, разумеется, в образовании. Стали востребованными школьной жизнью новые подходы в обучении, новые учебники, новая система оценки знаний учащихся, разнообразие программ и выбор учащимися профиля обучения в соответствии со способностями и интересами каждого из них.

Ветер новых перемен коснулся и нашей школы – небольшой средней школы на 300 учащихся старинного села Витим, расположенного на берегу величественной реки Лены, с пятитысячным населением, откуда наши дети при поступлении в различные учебные заведения разъезжаются во все уголки страны. Естественное желание приблизить наших детей к современному уровню образования, заранее формировать позицию, связанную с выбором будущей профессии привело к желанию участвовать в эксперименте по внедрению в школьную жизнь профильного обучения.

В 2003-2004 учебном году нашей школой был определён социально-экономический профиль. Все члены методического объединения предметов политехнического направления: математики, физики и информатики стали участниками данного эксперимента.

Учитель физики Болясова Елена Евгеньевна окончила заочное отделение «Финансы и кредит» ЯЭПИ (Якутский экономико-правовой институт, филиал Московской Академии социальных отношений и права) и с удовольствием включилась в эксперимент, разработав авторскую программу «Экономика», рассчитанную на 10-11 классы на 2 года обучения.

Не остались в стороне и учителя математики и информатики, работающие в то время именно в 10-11 классах. Федорчук Татьяной Владимировной была разработана авторская программа «Оригинальные и нестандартные методы и приёмы изучения тригонометрии, рассчитанная также на 2 года обучения с целью математического развития интеллектуальных и практических умений в области математики, позволяющие глубже изучить тригонометрию.

Учитель информатики Белых Ирина Николаевна успешно претворяла в жизнь свою программу «Алгоритмизация и программирование, представление информации, системы счисления и основы логики» для учащихся 10 класса, рассчитанную на 34 часа. Целью программы явилось создания условий для формирования и развития теоретических знаний в алгоритмизации, программировании, умение работать в различных системах счислений, выполнять логические операции, умение применять знания на практике, развитие интереса у учащихся в данной области информатики.

Обсуждая результаты работы по своим программам на заседаниях методического объединения, учителя-предметники почерпнули много полезного для активизации работы с учащимися не только старшего звена, но и среднего звена, и для повышения собственного профессионализма. А так как в традициях Охнинской школы показывать всё лучшее, подводя итоги работы очередного года, во время школьных декад в рамках методических объединений, то учителями ШМО политехнического направления для проведения собственной декады была разработана и проведена деловая игра «Биржа знаний», охватившая всю школу с 1 по 11 классы. Об этой деловой игре и многих других интересных мероприятиях декады и хотелось бы сегодня поделиться с вами, уважаемые педагоги-новаторы, опытные и начинающие учителя.

Декадные мероприятия заняли 2 недели января 2004 г. и начались с КВМ (клуб весёлых математиков) среди учащихся 5-6 классов. Азарт болельщиков, сообразительность команд и эрудиция учителя Федорчук Татьяны Владимировны сделали это мероприятие ярким и запоминающимся для ребят (см. приложение 1).

Возможно ли, совместить в одной игре и математику и музыку? Сложно, но можно. Впервые у нас в школе учителя математики провели игру «Угадай мелодию» в 7-8 классах под руководством учителя математики Кутиловой Ларисы Павловны. Игра объединила любителей музыки и математики. Ребята с удовольствием угадывали музыку, зарабатывая очки и при этом справляясь ещё с решением задач и примеров. Все победители получили сладкие призы (см. приложение 2).

Очень хорошо, интересно прошла конференция политехнического цикла, цель которой – углубленное изучение дополнительного материала по физике, математике и информатике. Ребята паод руководством своих наставников Болясовой Е. Е., Белых И. Н., Федорчук Т. В., Кутиловой Л. П. представили к защите доклады на темы экологии, истории развития компьютеров, о нефти Витима, о мире симметрии, о шаре и сфере – всего 14 докладов. Как и полагается, конференция была начата с объявления плана работы и установления определённого регламента для докладчиков. В перерыве участники конференции пили чай, отведав домашние булочки, которыми заботливо угощала ребят учитель физики Болясова Е. Е.

По предметам прошли интересные занимательные открытые уроки. Коридор школы был оформлен рисунками детей с 1 по 6 классы, сказками о математике, докладами по математике, физике и информатике. Ребята решали логические задачи. Если у кого не получалось, то обращались к помощи своих родителей. На всех переменах царило оживление у стенда «Мудрые мысли». Ребята самостоятельно отыскивали мудрые высказывания о математике, физике и информатике и записывали их. Здесь же можно было узнать очень много интересного: сколько съедает пищи человек за 70 лет, сколько содержится кровяных телец в 3 литрах крови взрослого человека и т. п., представлены календарь знаменательных дат на 2004 год, высказывания учёных, загадки в рисунках и многое другое. На стенде были представлены лучшие тетради и поделки учащихся.

Однако самым интересным и главным было в декаде – это развернувшаяся борьба за личное первенство и первенство среди классов за количество приобретённых пятёрок по математике, физике и информатике. Умело, и скрупулёзно подсчитывали МИФЭ (условные денежные единицы) Болясова Елена Евгеньевна с «экономистами» - учащимися 10 класса, осваивающими новый для них курс «Экономика». При этом для любого была открытой информация на стенде «Рейтинг интеллектуального потенциала школьной биржи знаний (МИФЭ)».

Подведение итогов декады политехнического цикла состоялось на заключительном вечере «Казино». Игру «Казино» подготовили Кутилова Л. П., Белых И. Н. и Болясова Е.Е. совместными усилиями.

И снова за все финансовые вопросы и подсчёт скопившихся на личных счетах вкладчиков (учащихся) МИФЭ отвечала Болясова Е. Е., под руководством которой работала расчётно-клиринговая палата биржи в составе учащихся 10 класса. Учителя математики Гурьянова И. М. и Федорчук Т. В. подготовили вопросы для пропуска на вечер и участия в «Казино» в форме загадок, пословиц, логических задач на сообразительность. При такой пропускной системе было реализовано 150 входных билетов по цене 5 МИФЭ за билет. Таким образом, на начало вечера прибыль составила сумма в размере 750 МИФЭ.

Особенно весело прошла на вечере торговля «мудрыми мыслями», которые собрали учащиеся во время декады. На глазах у присутствующих на вечере самые отважные и не жадные состязались в том, кто больше всех сделает вклад в общую копилку вечера – «волшебную шкатулку». Содержимое «волшебной шкатулки» - настоящие рубли и копейки должны были в итоге достаться победителю – самому лучшему игроку на вечере, но об этом никто не догадывался, пока не пришло время объявления итогов и приятные минуты награждения победителей.

Состязания состоялись между тремя сборными командами из занявших призовые места по итогам котировки биржи знаний: 10 а и 8 а классы; 5 б и 11 классы; 9 б и 7 а классы. Ребят не смутило их возрастное несоответствие, разные уровни знаний, умений и навыков. Работа в группах была очень оживлённой, активной.

Положительным моментом был сам соревновательный дух и настрой набрать во что бы то ни стало как можно больше МИФЭ, шумно шло обсуждение заданий, рождались невероятные гипотезы и выдавались ошеломляющие ответы, не было ни одного равнодушного, спокойного в этой развернувшейся интеллектуальной борьбе, ведь даже болельщики, которыми являлись все присутствующие в зале и учащиеся, и учителя, и родители, имели право на помощь командам в случае, если команда всё-таки не справлялась с заданиями. Для этого была разработана специальная шкала оценки и поощрений.

В итоге команды смогли набрать следующие суммы: 581 МИФЭ – команда 10 а и 8 а классов; 210 МИФЭ – команда 11 и 5 б классов; 160 МИФЭ – команда 9 б и 7 а классов. Таким образом, добавка к первоначальной прибыли в общую копилку вечера составила 951 МИФЭ и в конце вечера была объявлена общая прибыль в размере 1701 МИФЭ. Кто же из соревнующихся команд сделал самый достойный интеллектуальный вклад в эту сумму?

Сильнейшей оказалась сборная 8 а и 10 классов, а самым лучшим игроком в индивидуальной борьбе был признан учащийся 10 а класса – Карнаухов Сергей. Все активные участники декады и победители были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками, которые приготовили своими руками учителя математики, физики и информатики (см. приложение 3).

Особое внимание на вечере при подведении итогов было уделено участникам конференции политехнического цикла. Каждому участнику были вручены специальные удостоверения, в которых были указаны тематики докладов, место и время выступления по соответствующей теме, а так же подтверждающие подписи руководителей – предметников, с которыми сотрудничали учащиеся во время подготовки своих тематических сообщений. При этом выделились такие учащиеся как:

1. Белых Виктор (11 класс), приготовивший 2 доклада по различным предметам («Сфера» - по геометрии под руководством Кутиловой Л. П. и «Теплота» - по физике под руководством Болясовой Е. Е.;

2. Болясов Владимир (11 класс), приготовивший доклад об истории вычислительной техники и представивший его с использованием современных информационных технологий; Иванова Татьяна (11 класс), освятившая в своём докладе историю возникновения знака электронной почты; Карнаухов Сергей (10 класс), рассказавший о разнообразии алгоритмических языков в своём докладе «Программирование» (руководитель - Белых И. Н.);

3. Карих Евгений, Назаренко Иван, Малолеткин Матвей (10 класс), совместно подготовившие доклад «Нефть Витима» и представившие интересный практический материал о добычи нефти, её хранении, транспортировки и использовании (руководитель – Болясова Е. Е).

4. Светлолобова Анна, Филиппова Ксения, Репина Оксана (10 класс) – совместно подготовившие доклад «В мире симметрии» и представив на обозрение всех интересный практический материал об использовании в жизнедеятельности человека элементов симметрии (руководитель – Федорчук Т. В.).

На сегодняшний день все эти ребята являются студентами учебных заведений, соответствующих профилю каждого из них во время обучения в родной школе. И те исследования, которые были выполнены ими при подготовке докладов, помогают им теперь в овладении выбранными специальностями: технолог обработки древесины, программист в экономике, экономист, геофизик, радиотехник, дизайнер.

В начальном школьном звене ребята во время декады также активно принимали участие, не отставая от среднего и старшего звена. Их интеллектуальный вклад выглядел своеобразно. Интересные рисунки отразили их детское мышление, детский взгляд на мир цифр и чисел. Сказками, стихотворениями, сочинёнными детьми, был украшен коридор школы. По этим удивительным сказкам прослеживался ранний интерес к серьёзному предмету – информатика. С информатикой дети знакомятся в нашей школе уже со 2 класса на кружке, который увлекательно проводит учитель информатики Белых Ирина Николаевна, обучая малышей логике, прививая им такие важные качества как внимание, терпение, усидчивость и сообразительность при работе на компьютере. Естественно, что и малыши не остались без похвал, призов и наград. Все были довольны!

Опишем подробнее правила экономической игры, которая проводилась впервые в нашей школе.

Каждый день агенты (представители от каждой от каждой компании класса) подавали сведения о суммах валюты по каждой компании, выданных инвесторами (учителями политехнических предметов). Всего было три компании: с 1 по 4 классы – первичные коммерческие компании; с5 по 8 классы – реинвестиционные, то есть такие , в которые возможно повторное вложение инвестиций; а с 9 по 11 классы – дезинвестиционные, то есть с ресурсами исчерпанными, без последующих вложений. Суммы выдаются под 5%. Перед компаниями

ставится цель - отработать инвестиции (полученные знания). Условия по вкладам (счетам): ежесуточно на валюту по курсу «5»(пятёрка) идёт 5% накрутки; на валюту по курсу «4» (четвёрка) - 4%, а на валюту по курсу «3» (тройка) - нет процентов. Зато за каждую двойку класс-компания, теряет от общей суммы за день полученной валюты 10% ежесуточно. Таким образом, чтобы не обанкротиться, а с успехом воспользоваться инвестициями, необходимо как можно больше получить пятёрок и четвёрок.

В банк «мудрых мыслей» все желающие из числа учащихся школы имели возможность «положить» мудрые мысли и на этом заработать себе валюту.

В банк «логических задач» учащиеся делали вложения в виде решения задач, чтобы потом в завершающий день работы биржи получить доход за правильное решение или оригинальный ответ.

В банк «творческой лаборатории» поступают вклады в виде рисунков, сказок, поделок, за что также предусмотрен доход.

В банк «доклад на конференцию» учащимися 9-11 классов по профилям готовятся доклады с последующим их представлением на конференции. Доход в виде двух пятёрок в журнал. В последний день работы биржи эти учащиеся получают «лицензии» на право участия в дальнейшем в подобных мероприятиях - удостоверение участников конференции политехнического цикла.

Все финансовые операции в период проведения игры осуществлялись в валюте, которая называется МИФЭ, что объединяет 4 направления работы учителей предметников политехнического цикла: математики, информатики, физики и экономики. Один МИФЭ эквивалентен 1000 рублям. Компании-лидеры соревнуются на окончательных торгах, выкупая в трёх сериях: математической, информатической и физической по три захода специнтеллектуальные задания в обмен на правильный ответ. Первоначальная стартовая цена – 200 МИФЭ. Команды делают ставки на дополнительный доход при удачном раскладе, а все наблюдатели играют на победителей. В процессе торгов между сериями постоянно происходят операции по выявлению самого котируемого «МИФЭиста» из участников-лидеров. Таким образом, к концу торгов определяется самый лучший «МИФЭист» школы.

Дальнейшая работа в системе профильного обучения уже показала хорошие результаты в подготовке учащихся к осознанному выбору будущей профессии и приобретению соответствующих профессиональных навыков. Освятим подробнее последние достижения по предпрофильному и профильному техническому направлению. В 2004-2005 году школа взяла курс на социально-индустриальный профиль. В рамках данного профиля учащиеся, начиная с 9 класса, выбирают различные курсы, знакомящие их с различными профессиями на рынке труда. Естественно, что мальчишкам по нраву курс «Человек – техника», который возглавляет уже второй год учитель физики 1 категории – Болясова Елена Евгеньевна. Многие из этих мальчишек выбрали сразу параллельный курс «Человек – знаковая система», помогающий овладеть развивающейся современной компьютерной техникой и технологией обработки информации. Данный курс ведет учитель информатики 1 категории – Белых Ирина Николаевна.

Авторские программы учителей- предметников данных курсов, содержат как теоретические, так и практические занятия, включающие в себя экскурсии на производства местного значения, встречи со специалистами, работа со справочной технической литературой, анкетирование, написание отзывов об увиденном и услышанном, сбор и обработка информации, аналитика и мониторинговые исследования результативности деятельности учащихся.

Учащиеся Елены Евгеньевны ведут целенаправленную исследовательскую работу по направлениям «Физика человека», «Технические устройства и приборы нового поколения на службе человека».

 Учащиеся Ирины Николаевны учатся применять новые технологии в обработке собранной ими информации при встречах со специалистами и во время экскурсий на производства, которые на сегодняшний день не могут функционировать без компьютеризации.

Уже стало традицией посещение ПТЛ, ПССРЗ и воинской части п. Пеледуй, находящегося в 30 км от п. Витим. Очень многое черпают для себя учащиеся, впервые находясь в кабинете директора завода, беседуя с ним, задавая интересующие их вопросы по делопроизводству и обучению студентов от завода. И нет ничего странного в том, что учащиеся надолго задерживаются в кабинете молодого специалиста – электронщика, который не успевает отвечать на их многочисленные вопросы. Посетив воинскую часть, ребята впервые узнают, для чего она вообще существует, и какие выполняет задачи.

Кроме авторских программ учителями – предметниками разработана определенная система отслеживания результатов деятельности учащихся во время обучения на курсах. При этом применяется 100-балльная шкала оценивания, ведутся мониторинги посещаемости и качества выполнения заданий. Собранные материалы по каждому учащемуся образуют портфолио, с которым ученик переходит в 10 класс, либо, утвердившись в выборе, осознанно поступает после 9 класса в среднее техническое учебное заведение.

Так, из 12 учащихся 2004-2005 гг. курса «Человек – техника» 8 человек пришли в 10 классе на профильный курс к Елене Евгеньевне, целенаправленно подготавливаясь к будущим испытаниям в виде экзаменов и тестирования по физике, Лемзяков Василий поступил в Красноярский технический колледж, а Бухреев Дмитрий – в Иркутский техникум гражданской авиации.

В планах Елены Евгеньевны и Ирины Николаевны – семинары по предпрофилю, посвященные достижениям науки и техники в областях медицины, микротехники с приглашением соответствующих специалистов и учащихся профилей, в лице которых ребята должны представить свое будущее и определиться с выбором будущей профессии. А результаты работы по профилям говорят в пользу того, что предпрофильное и профильное обучение на сегодняшний день востребовано общеобразовательной школой и необходимо и родителям, и их детям.

Четверо выпускников 2005 г. по профилю Елены Евгеньевны «Различные способы решения задач по физике» с успехом выдержали испытания и поступили на бюджетной основе в различные вузы и средние специальные учебные заведения страны. Среди них Амосова Анна – ныне студентка Московского института гражданской авиации.

Выпускники 2005 г. Ирины Николаевны – Карнаухов Сергей и Коссовский Вадим учатся в Томском политехническом университете. Следовательно, работа была проделана не зря, а, судя по живому интересу нынешних ребят, можно смело сказать, что эксперимент удался.

В заключение можно добавить лишь, что основное направление работы ШМО есть обучение через практическое применение ЗУН учащихся в нестандартных ситуациях и деловых играх в системе предпрофильного и профильного обучения при активном использовании работы кружков, факультативов, часов по выбору. Опыт доказал, что Охнинская средняя школа, в которой работают такие учителя, достойна любых экспериментов и оправдывает свое направление развивающего, личностно-ориентированного обучения, а значит, является школой, соответствующей современным требованиям подготовки молодого поколения к жизни.