Конструирование самостоятельной работы студентов железнодорожных специальностей при изучении химии

Разделы: Химия


Подготовка высококвалифицированных работников для предприятий железнодорожного транспорта осуществляется в учебных заведениях разного уровня - локомотивных школах, техникумах и вузах. Структура профессионального образования включает профориентацию, отбор и прием абитуриентов в учебные заведения, профессиональную подготовку в процессе обучения и на производстве, а также профессиональную адаптацию студентов.

Саратовский техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов для железных дорог России. В нем существуют следующие направления подготовки специальности:

- Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте (шифр 190701);

- Автоматика и телемеханика на транспорте (шифр 220204);

- Электроснабжение (шифр 140212);

- Эксплуатация средств связи (шифр 210407);

- Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (шифр 270204);

- Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (шифр 190304).

Цель профессиональной адаптации - формирование у будущих специалистов ответственного отношения к избранной профессии, освоение умений и навыков, выработка творческого отношения к трудовой деятельности.

Для достижения этой цели необходимо установить генетическую (межпредметную) связь общеобразовательных дисциплин и спецпредметов железнодорожных специальностей.

Многим преподавателям известна китайская пословица “Скажи мне — я забуду. Покажи мне — я запомню. Вовлеки меня — я пойму”. И установлено, что эффективность обучения повышается в процессе изменения характера деятельности с репродуктивно-поискового до творчески-деятельного.

Для развития у студентов познавательного интереса к изучению химии необходимо совершенствование методики обучения, т.е.:

- при изучении каждой новой темы показывать значение изучаемых вопросов на предприятиях железнодорожного транспорта;

- дифференцировать обучение, учитывая уровень познавате-льных способностей студентов;

- применять учебные фильмы для раскрытия сущности химических процессов;

- способствовать формированию у студентов самостоятельно приобретать знания из различных источников;

- использовать химические реактивы для демонстрации химических свойств соединений.

С учетом этого мною разработана и апробирована программа курса химии с учетом принципов междисциплинарности, гуманистической направленности, единства теоретических и практических видов деятельности.

Данная программа руководствуется правилами:

- чем интереснее и разнообразнее форма подачи материала, тем проще он закрепляется и дольше сохраняется;

- чрезвычайно эффективны в обучении наглядно образные компоненты восприятия;

- важным в обучении студентов является не объемы знаний, а способы их получения и возможности их оперативной обработки;

- методика обучения должна соответствовать возрастным особенностям студентов.

Тематика самостоятельной работы (270204,190304).

Наименование разделов и тем (количество часов) Вид самостоятельной работы (количество часов) Содержание самостоятельной работы
1 2 3
1.1 Основные понятия и законы химии (10 часов) Изучение дополнительного материала, решение задач и упражнения, тестирование (контрольная работа по вариантам). (3 часа) Решение теоретических и экспериментальных задач по вопросам:

- классы неорганических соединений;

- периодическая система элементов Д.И.Менделеева;

- типы химических связей и химических реакций

1.2 Повторение основ теории электролитической диссоциации (20 часов) Изучение дополнительного материала, решение вариативных задач и упражнений, лабораторные работы №1-2, решение экспериментальных задач, контрольная работа по теме, зачет по неорганической химии (6 часов) Решение теоретических и экспериментальных задач по вопросам:

диссоциация кислот, солей, оснований;

реакции ионного обмена;

гидролиз солей, электролиз солей;

коррозии металлов;

способы защиты изделий от коррозии;

особенности коррозии на железной дороге

2.1 Теория химического строения органических соединений (6 часов) Изучение дополнительного материала, решение вариантов задач и упражнений, составление молекулярных и структурных формул органических соединений, контрольная работа по теме (1 час) Решение теоретических и экспериментальных задач по вопросам:

-понятие об органических

веществах;

-теория А. М. Бутлерова;

-свойства органических

веществ;

-функциональные группы

органических соединений

2.2 Углеводороды (24 часа) Изучение дополнительного материала, решение вариативных задач и упражнений, составление химических уравнений, лабораторные работы №3 и №4, решение экспериментальных задач, зачет за 1 семестр (7 часов) Строение, получение и химические свойства::

-предельных углеводородов;

-непредельных углеводородов;

-ацетиленовых углеводородов;

-полимеров, каучуков;

-ароматических углеводородов;

-производные полимеров, каучуков и аренов на предприятиях железнодорожного транспорта

2.3 Природные источники углеводородов (8 часов) Изучение дополнительного материала, решение вариативных задач и упражнений, составление уравнений процесса крекинга нефти, Контрольная работа по теме (3 часа) Решение теоретических и экспериментальных задач по вопросам:

-нефть, перегонка нефти;

-крекинг нефти;

–коксохимическое производство;

-виды топливо;

-смазочные масла, применяемые при эксплуатации подвижного состава

2.4Кислородосодержащие органические вещества. (32 часа) Самостоятельная работа с учебниками, изучение дополнительного материала, решение задач и упражнений, составление химических уравнений, лабораторные работы №5 - 7, решение экспериментальных задач, отчет по теме, тестирование “АИСТ” (9 часов) Строение, получение и химические свойства:

одноатомных спиртов;

многоатомных спиртов;

ароматических спиртов ;

альдегидов;

карбоновых кислот;

сложных эфиров;

углеводов;

искусственные волокна, применяемые на предприятиях железнодорожного транспорта;

перевозка опасных грузов

2.5 Азотосодержащие органические вещества (12 часов) Изучение дополнительного материала; решение задач и упражнения, самостоятельная работа с учебником, составление химических уравнений, лабораторная работа №8, генетическая связь классов органических соединений (3 часа) Строение, получение и химические свойства:

-аминов;

–аминокислот;

-белков;

-применение аминокислот в отраслях железнодорожного транспорта;

-денатурация белка

2.6 Обобщение знаний по органической химии (6 часов) Изучение дополнительного материала; повторение классов органических соединений, процессов, применяемых на железнодорожном транспорте, конференция, зачет за 2 семестр (2 часа) Составление схем важнейших химических процессов, применяемых на железнодорожном транспорте, установление генетической связи между классами органических соединений

Во время преподавания курса отмечается повышение интереса студентов к проблемам химии, востребованность химических знаний в будущей профессиональной деятельности.