Реализация принципов гуманизации на основе личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий на уроках, во внеклассной работе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное и общекультурное значение.

Важнейший элемент физической культуры – двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами и др. Не менее важна совокупность средств, наработанных в обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности в целом.

Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебного предмета “физическая культура” состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение школьниками основ физической культуры. В целом означает

совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические и фиолого-педагогические теорий обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Демократизация предмета “Физическая культура” проявляется в преодолении единообразия форм физического воспитания, в изменении сути педагогических отношений, в переходе от подчинения к сотрудничеству, в обеспечении всем школьникам доступа к ценностям физической культуры. В связи с этим всем вышеперечисленным, я считаю, что учитель должен выходить на совершенно новые позиции постановки оценивания учащихся по их физическому развитию, обучению предмету “физическая культура” во всех аспектах и уровнях и отходить от традиционных устаревших зарегламентированных нормативов. Этим и занимается наша кафедра на данном этапе, этому соответствует и новая программа, в которой в разделе – нормативы, заранее заложено – примерные показатели.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса направлена на соответствие средств, методов обучения и воспитания возможностям каждого школьника его интересам и склонностям.

Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса возможны на основе идеи совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании. Все вышеперечисленное непосредственно отражено в нашей программе, а она составлялась в 1992-1993 году.

Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приемам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет “Физическая культура” в общеобразовательной школе понимается как единство двух составных частей – ориентирующих детей и подростков в сфере физической культуры и творчески деятельностной.

Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры.

Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно-деятельной, а также на умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Основной результат овладения физической культурой – освоение базовых ее основ. Этот базовый компонент, иначе называемый ядром, и положен в основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Он не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей.

Базовый компонент – это стабильная часть общего среднего образования – в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. На основе базового компонента можно определить степень сформированности здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих и обучающихся в различных регионах и школах страны.

В педагогическом плане базовый компонент является исходной точкой для организации развивающего обучения.

Другая составная часть, вариативная, часть содержания предмета “Физическая культура” обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализация учителя и интересов учащихся.

Содержание предмета “физическая культура” имеет следующую примерную структуру:

1. Обязательный базовый компонент 2. Вариативный
1. Начальная 1-4 класс 70-80% 20-30%
2. Основная 5-9 класс 60-70% 30-40%
3. Средняя 10-11 класс 50-60% 40-50%

При необходимости учителя физической культуры имеют право использовать время, отведенное на вариативную часть программы, для освоения базового компонента.

Основные блоки содержания базовой физической культуры включают в себя знания, способы двигательной деятельности, способы физкультурно-оздоровительной деятельности и способы спортивной деятельности.

Вариативный компонент содержания предмета “физическая культура” определяется исходя из региональных и национальных особенностей, а также запросов учащихся и возможностей общеобразовательного учреждения. Материал по выбору учащихся и школы разрабатывает и определяет учитель.

Рациональное сочетание базовой и вариативной частей содержания физической культуры позволяет снять существенное противоречие между интересами общества и индивида, повышает значение физической культуры в воспитании здорового образа жизни и более полно удовлетворяет потребности в самосознании и самосовершенствовании.

Моей задачей в данной работе был выбран отдельный момент, который касается всей новой специальной программы – 6это методика оценки успеваемости, вопрос, который весьма проблематичен в данный период развития школьной физической культуры и вызывает много полемики, споров, предложений. Наша культура остановилась на следующих параметрах, которыми я постараюсь убедить коллектив кафедры и выбрать направление развития данной проблемы и способов ее разрешения.

При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету “Физическая культура”. Градация положительной оценки (“3”, “4”, “5”) зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.

I. По основам знаний: Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Оценка “5” выставляется за ответ, в котором учащиеся демонстрируют глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка “4” ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку “3” учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

С целью проверки знаний я использую различные методы:

  1. Метод опроса применяется в устной форме и письменной форме в паузах между выполнениями упражнений до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
  2. Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально. Данный метод у нас на кафедре разрабатывается Акавовым Динисламом Базеитовичем и находится на пути реализации в нашей специальной программе.
  3. Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением комплекса и т.д.

II. По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками):

Оценка “5” - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка “4” - двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка “3” - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижения отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.

III. По способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:

Оценка “5” - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической, или ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка “4” - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оценка “3” - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.

IV. По уровню физической подготовленности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств я принимаю во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.

При оценке темпов прироста на отметку “5”, “4”, “3” я исхожу из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Я считаю, что задания по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание для выставления учащимся высокой оценки.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимися за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом “Основы знаний”, умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.

V. Показатели и способы оценки тренированности.

I. Показатели тренированности при дозированной физической нагрузке:

Во врачебно-педагогической практике обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от нормы в деятельности сердца и сосудов. Для этого применяют так называемые функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, которые являются одним из способов определения уровня тренированности школьников: помогают выявить приспособляемость организма к физическим нагрузкам, а также состояние мышцы сердца, кровеносных сосудов, вегетативной нервной системы.

В последние два года я практикую и использую различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой (например, 20 приседаний, 60 подскоков, 2- или 3-минутный бег на месте и др.). Однако для определения уровня тренированности они должны отвечать следующим требованиям:

  1. нагрузка пробы должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям школьников;
  2. проба должна выявлять приспособляемость организма к физическим напряжениям;
  3. проба должна быть проста и пригодна в любых условиях деятельности педагога;

Указанным требованиям отвечает шестимоментная функциональная проба сердечно-сосудистой системы.

Результаты обследования школьников оцениваются по следующим признакам:

  1. в процессе тренировочных занятий частота пульса в покое становится реже;
  2. под влиянием занятий физическими упражнениями разница между величинами пульса в положении стоя и лежа постепенно уменьшается;
  3. при прочих равных условиях чем более тренирован организм, тем меньше учащается пульс после физической нагрузки;
  4. чем тренированнее организм, тем меньше время восстановления пульса.

Техника проведения шестиминутной функциональной пробы:

  1. После 5-минутного отдыха лежа подсчитывают пульс в течение 1 минуты;
  2. Ученик спокойно поднимается и стоит 1 минуту; после этого подсчитывается пульс в течение 1 мин.;
  3. Учитель высчитывает разницу между величинами пульса в положении стоя и лежа и умножает эту цифру на 10;
  4. Ученик делает 20 глубоких приседаний в течение 40 сек.; во время приседаний энергично поднимает руки вперед, а при выпрямлении ног (вставании) опускает вниз. После нагрузки учитель вновь подсчитывает пульс в течение 1-й минуты после нагрузки;
  5. Подсчитывает пульс в течении 2-й минуты после нагрузки;
  6. Подсчитывает пульс в течении 3-ей мин. после нагрузки.

Итоговая оценка уровня тренированности получается путем суммирования всех шести полученных результатов. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности. Так, например, у высокотренированных учащихся этот показатель может колебаться в пределах от 300 до 350 (5 баллов); у хорошо тренированных от 350 до 400 (4 балла); у средне тренированных от 400 до 450 (3 балла); у плохо тренированных от 450 до 500 (2 балла); у нетренированных детей или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья – более 500 (1 балл).

Более важное значение имеет не абсолютный суммарный показатель, а его изменения под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом у одного и того же ученика или группы учащихся. С этой целью учитель проводит функциональную пробу три раза: осенью (сентябрь), перед зимними каникулами (декабрь) и весной (май) перед летними каникулами; в крайнем случае – два раза в год (осенью и весной). При прочих равных условиях уменьшение суммарного показателя будет свидетельствовать об улучшении состояния здоровья и повышении уровня тренированности, а его увеличение – об ухудшении самочувствия и снижения уровня тренированности.

Шестимоментной функциональной пробы на первом варианте, то есть три раза в году (сентябрь, декабрь, май) в 3-4 классах; 7-х классов; 9-х классов и 11-х классов раздельно мальчиков и девочек, юношей и девушек.

VI. Простейшие способы оценки тренированности.

Показатели тренированности определяются морфологическими и функциональными изменениями, отражающими состояние отдельных систем организма. Наибольшие возможности для определения уровня тренированности в каждом конкретном случае открываются перед учителем тогда, когда тот или иной метод используется не только в состоянии мышечного покоя, но и во время физической нагрузки. Поэтому, чтобы правильно оценить уровень тренированности, необходимо определять эти показатели в различных состояниях:

  1. в покое;
  2. при выполнении стандартных или дозированных нагрузок;
  3. при максимальных (соревновательных) нагрузках.

Из опыта своей работы предлагаю наиболее простые способы оценки тренированности, характеризующие изменение некоторых морфологических и функциональных данных при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом и зависящие от повышения работоспособности организма в целом.

1. Субъективная оценка. Учитель регистрирует ряд показателей, которые могут (при систематической регистрации) дать представление о воздействии занятий физическими упражнениями на организм в процессе тренировок:

  1. настроение;
  2. общее самочувствие;
  3. работоспособность;
  4. отношение к тренировке (желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, тренироваться);
  5. сон;
  6. аппетит;
  7. сердцебиение;
  8. одышка;
  9. потливость;
  10. болевые ощущения (головные боли, боли в области сердца, печени, селезенки, в мышцах).

Все эти показатели оцениваются учителем по 5-бальной системе по принципу: чем лучше состояние ученика, тем выше балл. Например, первые шесть показателей: очень плохое – 1 балл, плохое – 2 балла, среднее – 3, хорошее – 4, отличное – 5 баллов. Остальные четыре показателя (сердцебиение и др.) наоборот: очень сильное – 1 балл, сильное – 2 балла, среднее – 3, незначительное – 4, отсутствие – 5 баллов.

VII. Оценка физического развития.

Оценивая показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную ёмкость легких, мышечную силу), учителя нашей кафедры пользуются стандартами, разработанными для различных возрастных групп школьников в соответствующих районах Российской Федерации с помощью специальных таблиц, составленных на основе метода корреляции. Физическое развитие в целом оценивают по 5-ти бальной системе: очень плохое – 1 балл, плохое – 2, среднее – 3, хорошее – 4, отличное – 5 баллов. Необходимо также отмечать отклонения в физическом развитии, телосложении, чтобы подобрать соответствующие физические упражнения для их исправления.