Цели:
- Познакомить детей с творчеством Корнея Ивановича Чуковского
- Развивать навыки выразительного и ролевого чтения.
- Воспитывать стремление к добросовестному выполнению своих обязанностей.
Оборудование: портрет, выставка книг, иллюстрации к сказкам, фотографии, игрушки.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Приветствие.
У. - Здравствуйте ребята! Как вы уже заметили к нам на урок приехали гости. Давайте поприветствуем их.
Д.
- Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать
Не судите очень строго
Ведь учились мы немного
2. Жужжащее чтение.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ.
У. - Ребята, давайте вспомним, с какими писателями мы с вами познакомились.
Д. - Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Константин Дмитриевич Ушинский.
У. - А сейчас скажите, какие рассказы и сказки этих писателей мы с вами читали.
Д. - “Сказка о рыбаке и рыбке. ”, “Косточки. ”, “Девочка и грибы. ”, “Ветер и солнце. ”.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.
У. - Ребята, давайте поиграем. Я начинаю читать, а вы хором продолжите.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор …
Д. …Айболит!
(Учитель открывает табличку на доске с названием произведения. )
У.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я – Великий умывальник,
Знаменитый …
Д. … Мойдодыр!
(Учитель открывает табличку с названием произведения. )
У. Ребята, а написал эти чудесные сказки детский писатель – Корней Иванович Чуковский. (Учитель вывешивает на доску портрет писателя.)
- Давайте все вместе повторим как зовут этого писателя.
Д. - Корней Иванович Чуковский.
У. - Посмотрите, какие светлые, большие, наполненные добротой глаза у Корнея Ивановича. Он очень любил своих четверых детей. Он настолько их любил, что на свои личные деньги построил библиотеку для детей в поселке Переделкино. Он сочинил много веселых сказок, стихотворений для вас. (Биография сопровождается показом фотографий.) И вот одну из них я сейчас вам прочитаю, а вы подумайте, что в ней необычного.
(Учитель читает отрывок из сказки “Путаница”.)
Замяукали котята:
“Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята,
Хрюкать!”
А за ними и утята:
“Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!”
Свинки замяукали:
“Мяу, мяу!”
Кошечки захрюкали:
“Хрю, хрю!”
Уточки заквакали:
“Ква, ква, ква!”
Курочки закрякали:
“Кря, кря, кря!”
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
“М-у-у-у. ”
Прибежал медведь
И давай реветь:
“Ку – ка – ре – ку!”
- Ребята, что же необычного вы заметили в этой сказке?
Д. - Котята захотели хрюкать, утята – квакать, свинки – мяукать,…
У. - Ребята, а может кто-то из вас догадался , как называется эта сказка? (Ответы детей.)
Давайте вместе посмотрим, угадал ли кто из вас. (Учитель открывает табличку с названием произведения.)
Как вы думаете, почему Корней Иванович назвал эту сказку “Путаница. ”
Д. – Потому, что герои все перепутали.
Физкультминутка.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ НАВЫКОВ.
1. Чтение по цепочке.
У. – Каких героев вы встретили в этой сказке?
Д. – Котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь. (Ответы детей сопровождаются появлением героев – игрушек. )
У. – А сейчас давайте станем на время актерами и каждый из нас возьмет себе роль. Кто-то станет читать за котенка, кто-то за утенка, …
(Учитель распределяет роли, сам читает за автора. )
2. Чтение по ролям.
У. – Ребята, о чем замяукали котята?
Д. – Надоело нам мяукать!
У. – О чем закрякали утята?
Д. – Не желаем больше крякать!
У. – Видите ребята, зверята были упрямыми, непослушными и это привело их к беде. А вы хотите узнать, что же за беда, и что с ними случилось?
Д. – Да.
У. - Тогда сядьте красиво, тихо и слушайте дальше.
(Учитель дочитывает сказку. )
Что же ребята случилось?
Д. – Лисички взяли спички и зажгли море.
У. – А кто среди зверюшек был послушным?
Д. – Заинька.
У. – Правильно ребята. Он их уговаривал:
“Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!”
Но зверюшки его не слушали. Видите какие они были непослушные, капризные и что из этого произошло. Но ведь вы у меня не такие. Вы все себя хорошо ведете и не капризничаете и поэтому на уроках и дома у вас все получается. И вам бывает приятно, когда вас хвалят. И все это потому, что вы знаете, что ваша главная задача сейчас – это учеба.
ИТОГ УРОКА.
У. – Какую интересную сказку мы сегодня читали на уроке?
Д. – Путаница.
У. – Кто написал эту сказку?
Д. – Корней Иванович Чуковский.
У. – А какие еще интересные сказки этого писателя вы знаете?
Д. - “Айболит. ”, “Мойдодыр. ”
У. – Правильно. И это только маленькая часть его работ. На следующем уроке мы продолжим знакомство с Корнеем Ивановичем Чуковским и его творчеством.
(Дети выходят к доске и строятся. )
Ребята вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, а наши гости внимательно за вами наблюдали, слушали вас. Давайте скажем им за это спасибо и попрощаемся.
Д.
В Буквограде мы учились,
В Словограде очутились.
Рады мы всегда гостям,
Приходите в гости к нам!