Цели:
- Научить детей складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд.
- Закрепить знания нумерации двузначных чисел.
- Совершенствовать навыки решения задач изученных видов, развивать логическое мышление.
- Пробуждать интерес к предмету через логические задания.
Оборудование:
- геометрические фигуры,
- карточки (буквы с цифрами),
- таблицы с числами,
- карточки для индивидуальной работы,
- схемы задач, образцы “Танграм”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинаем урок.
Ребята, покажите своё настроение на начало нашего урока.
Я рада, что вы любите математику.
II. Определение темы урока.
Сегодня каждый может заработать геометрические фигуры для игры “Танграм”. План урока на доске.
- Тема урока.
- Устный счёт.
- Новое!
- Закрепи знания.
- Проверь себя.
- Интересные задачи.
- Танграм.
- Что видите на доске? (Геометрические фигуры).
- На обратной стороне записано задание.
- Первая фигура не синяя, не красная и не круг. (Зелёный квадрат)
1) Расшифруй при помощи кода тему урока.
(Код на доске) Пишите только буквы.
А | Ч | Е | Д | И | В | З | Ы | У | Н |
33 | 20 | 9 | 99 | 35 | 78 | 49 | 16 | 57 | 35 |
- Наибольшее двузначное число. (Д).
- Какое число следует за числом 77? (В).
- Число состоящее из 5 дес. и 7 ед.
- Какое число предшествует 50?
- Найдите сумму чисел 30 и 5.
- Целое 38, часть 5, найдите другую часть.
- Уменьшаемое 27, вычитаемое 7. Найдите разность.
- Какое число состоит из 3 десятков и 5 единиц?
- Сначала из корзины выложили 12 яблок, а потом ещё 4. Сколько яблок выложили?
- Наибольшее однозначное число.
- Какое слово получилось?
- О чём оно вам говорит?
- Правильно, сегодня мы продолжаем изучать двузначные числа, научимся складывать и вычитать примеры с этими числами.
- А почему их называют двузначными?
III. Активизация ранее изученного материала.
2) Прочитайте следующий этап урока. Определим задание по геометрической фигуре. Она у нас лишняя. Почему? (Это круг, все остальные фигуры – четырехугольники и треугольник).
Задание на круге: Работа по таблицам.
40 | 30 | 70 | 25 | 19 | 31 | 21 |
100 | 10 | 60 | 27 | 28 | 17 | 18 |
20 | 80 | 50 | 18 | 20 | 23 | 30 |
28 | 24 | 29 | 26 |
- Покажите числа на один десяток больше, чем 50, 20.
- Самое большое и самое маленькое число.
- Назовите пропущенное число.
- Назовите числа, в которых 9 единиц.
- Найдите закономерность и определите лишнее число.
5,10,15,16,20 (каждое следующее увеличивается на 5);
24,11,13,15,17 (в порядке возрастания и увеличения на 2);
10,17,20,30,40 (круглые числа);
16,26,28,36,46 (увеличение на 10);
- Что обозначает цифра справа?
- Что обозначает цифра слева?
- Запиши ряды, соблюдая закономерность. (Проверка хоровым чтением).
Игра “Дятел”.
- Я выстукиваю: 5 дес. 3 ед.; 1 де. 2 ед.; 3 дес. 3 ед. (Ответы на досточках).
- Молодцы, хорошо работали, возьмите геометрическую фигуру.
IV. Изучение нового материала.
3) Следующая фигура красная, но не квадрат. (Красный треугольник.)
- Выложите графически (ученик у доски, дети – за партой).
24 (2 треугольника и 4 кружка) и 13 (1 треугольник и 3 кружка).
- Сделайте так, чтобы получилось выражение на сложение.
- Как удобно сложить эти числа? (Объяснения детей.)
- Что можно сделать, чтобы изменился ответ? (Заменить действие сложение вычитанием).
- Выложите на парте выражение при помощи фигур.
- Прочитайте выводы в учебнике стр.68.
- Молодцы, вы заработали геометрическую фигуру.
4) Подберите фигуру так, чтобы изменилось два признака. (Синий прямоугольник маленький).
- Посмотри на образец и догадайся в чём заключается работа? (Графически изобразить числа и решить примеры, ответы – сигналами).
- Выполните самостоятельно по учебнику это задание. (Проверка в парах).
- Вы заработали геометрическую фигуру.
5) У этой фигуры все стороны равны, она не зелёного и не синего цвета. (Красный квадрат.)
- Ребята, нам предлагают отдохнуть.
Как живешь?
Как идёшь?
Как стоишь?
Как бежишь?
Как грозишь?
Как шалишь?
Как сидишь?
А как спишь?
- А теперь проверим, как научились складывать и вычитать двузначные числа.
Самостоятельная работа.
Стр. 69, №3 – по рядам.
Проверь у соседа.
- Покажите сигналом у кого такие ответы. (Ответы на доске.)
78 | 48 | 79 |
31 | 96 | 23 |
67 | 42 | 97 |
- Вы заработали фигуру.
6) У следующей фигуры противоположные стороны равны. (Синий прямоугольник.)
- Сейчас вы покажите своё внимание при решении задач. Стр. 69 (а, б, в) по рядам.
- Прочитайте задачу и определите, какая схема к ней подходит. (Схемы на доске.)
- Почему именно эта схема?
- Запишите решение задачи в тетрадь. (3 ученика решают у доски).
- Вы заработали фигуру.
7) Сколько геометрических фигур у вас стало? А сейчас составьте по образцу танграм (заяц, кот, журавль). (Каждый ряд на магнитной доске составляет фигуру).
- Молодцы! Фигуры, которые вы сегодня заработали на уроке, пригодятся вам для составления новых фигур – это необычный геометрический конструктор.
V. Итог урока.
- Изменилось ли ваше настроение в конце урока?
- От чего хорошее настроение?
(Учитель переворачивает фигуры, дети читают – Молодцы!)