Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В данной разработке использованы игры с пальчиками, сопровождающиеся православными стихами для детей, что направлено на приобщение к православной культуре и нравственному воспитанию.
Дети повторяют за взрослым стихи, сопровождая речь движениями.
Ангел-хранитель тебя охраняет, Все твои мысли он тайные знает, Вместе с тобой веселится удаче, А согрешишь – он страдает и плачет. |
Сжимать и разжимать кулачки (1 строка). Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки (2, 3, 4 строки).
Бог Отец, Христос Спаситель, Дух Святой наш Утешитель, - Три Божественных Лица, Пресвятая Троица. |
Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Зажигают свечки Мальчики и девочки. Ставят их перед иконами С уважением, с поклонами. И молитвы всех ребят Словно свечечки горят. |
Дети сгибают пальцы рук и соединяют их ногтями. Затем они резко распрямляют пальцы и соприкасаются уже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками.
“Христос воскрес! Христос воскрес!” - Поет хор ангелов с небес. Поют и торжествуют люди – Теперь Он вечно с нами будет! |
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных. Одновременно с произнесением последней строки стиха кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Церковь – место для молитвы, Двери в ней для всех открыты. Краше, радостней, светлей Православных нет церквей! |
Создать угол – “крышу” пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом (1, 2 строки). Дети обхватывают левой кистью правую, а правой – левую кисть руки. Затем сильно сжимают их.
Улитка дом имеет свой, Его всегда берет с собой. У мышки в норке домик есть! Удод в дупле поспит, поест. А у Христа Спасителя – Небесные обители. |
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, “улитка” шевелит “усиками” (1, 2, 3 строки). Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Жук испугался - в норке темно, Жутко ему опускаться на дно. И вылез наш жук, увидал Божий свет… При свете таком у жука страха нет. |
Дети сцепляют пальцы обеих рук и давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней (1, 2 строки). Дети сгибают пальцы и ставят их ногтями на стол. Затем они по очереди приподнимают руки над столом. Опускают их и слегка надавливают на стол (3, 4 строки).
Каким бы ни был крепким щит, Он может быть всегда разбит. Но веры щит прочней всего, Всегда с собой носи его. |
Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони, затем меняют руки (1, 2 строки). Дети сжимают пальцы рук в кулаки. Затем крепко прижимают их друг к другу, как будто два кулачка “борются” (3, 4 строки).
Чудесный мир был создан Богом. И в нем чудесного так много. Но всех чудес из века в век Был создан Богом человек. |
Дети обхватывают правой рукой четыре пальца левой руки и сжимают (1, 2 строки). Повторить, меняя руки. Затем указательными и средними пальцами правой и левой руки “ходят” по столу.
Я сложил крестом ладошки, И головку наклонил, Батюшка взглянул с улыбкой – И меня благословил. |
Складывать крестообразно ладони рук (1, 2 строки). Сжимать кисти рук в кулачки и разжимать (3, 4 строки).
С колокольни звон, звон – Благовест зовется он. Звони, мой колокол, звони. Зови людей к себе, зови! Лети, лети благая весть, Что храм открыт и служба есть. |
Потряхивание расслабленными кистями рук (1, 2 строки). Попеременное постукивание кулачком одной руки по кулачкам другой (3, 4 строки). “Сплести” пальцы обеих рук между собой, чередовать поднятие и опускание пальцев.
Юный друг, не бойся вьюг, Пусть трещит мороз. Ты спасен, коль рядом Друг – Иисус Христос. |
Пальцы обеих рук (кроме больших) – в положении плетеной корзинки. Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения (1, 2 строки). Дети сцепляют пальцы в “замок”: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывают и “вкладывают” друг в друга. Пальцы сжимают. Затем тянут руки в разные стороны.
Эхо слышно далеко: “Эхо, эхо, хо – хо – хо …” Любит и от смеха Посмеяться эхо. |
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздухе. По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Используемая литература:
- Н.Орлова “Азбука для православных детей” - М.: 2002.
- А.Стальбовский “Азбука для маленьких христиан” - М.: 2002.