Расскажи стихи руками (пальчиковая гимнастика)

Разделы: Работа с дошкольниками


Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

В данной разработке использованы игры с пальчиками, сопровождающиеся православными стихами для детей, что направлено на приобщение к православной культуре и нравственному воспитанию.

Дети повторяют за взрослым стихи, сопровождая речь движениями.

  Ангел-хранитель тебя охраняет,
Все твои мысли он тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь – он страдает и плачет.

 Сжимать и разжимать кулачки (1 строка). Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки (2, 3, 4 строки).

Бог Отец, Христос Спаситель,
Дух Святой наш Утешитель, -
Три Божественных Лица,
Пресвятая Троица.

Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Зажигают свечки
Мальчики и девочки.
Ставят их перед иконами
С уважением, с поклонами.
И молитвы всех ребят
Словно свечечки горят.

 Дети сгибают пальцы рук и соединяют их ногтями. Затем они резко распрямляют пальцы и соприкасаются уже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками.

“Христос воскрес!
Христос воскрес!” -
Поет хор ангелов с небес.
Поют и торжествуют люди –
Теперь Он вечно с нами будет!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных. Одновременно с произнесением последней строки стиха кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Церковь – место для молитвы,
Двери в ней для всех открыты.
Краше, радостней, светлей
Православных нет церквей!

Создать угол – “крышу” пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом (1, 2 строки). Дети обхватывают левой кистью правую, а правой – левую кисть руки. Затем сильно сжимают их.

Улитка дом имеет свой, Его всегда берет с собой.
У мышки в норке домик есть!
Удод в дупле поспит, поест.
А у Христа Спасителя – Небесные обители.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, “улитка” шевелит “усиками” (1, 2, 3 строки). Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Жук испугался - в норке темно,
Жутко ему опускаться на дно.
И вылез наш жук, увидал Божий свет…
При свете таком у жука страха нет.

 Дети сцепляют пальцы обеих рук и давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней (1, 2 строки). Дети сгибают пальцы и ставят их ногтями на стол. Затем они по очереди приподнимают руки над столом. Опускают их и слегка надавливают на стол (3, 4 строки).

Каким бы ни был крепким щит,
Он может быть всегда разбит.
Но веры щит прочней всего,
Всегда с собой носи его.

Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони, затем меняют руки (1, 2 строки). Дети сжимают пальцы рук в кулаки. Затем крепко прижимают их друг к другу, как будто два кулачка “борются” (3, 4 строки).

 Чудесный мир был создан Богом.
И в нем чудесного так много.
Но всех чудес из века в век
Был создан Богом человек.

Дети обхватывают правой рукой четыре пальца левой руки и сжимают (1, 2 строки). Повторить, меняя руки. Затем указательными и средними пальцами правой и левой руки “ходят” по столу.

Я сложил крестом ладошки,
И головку наклонил,
Батюшка взглянул с улыбкой –
И меня благословил.

Складывать крестообразно ладони рук (1, 2 строки). Сжимать кисти рук в кулачки и разжимать (3, 4 строки).

С колокольни звон, звон –
Благовест зовется он.
Звони, мой колокол, звони.
Зови людей к себе, зови!
Лети, лети благая весть,
Что храм открыт и служба есть.

Потряхивание расслабленными кистями рук (1, 2 строки). Попеременное постукивание кулачком одной руки по кулачкам другой (3, 4 строки). “Сплести” пальцы обеих рук между собой, чередовать поднятие и опускание пальцев.

 Юный друг, не бойся вьюг,
Пусть трещит мороз.
Ты спасен, коль рядом Друг –
Иисус Христос.

Пальцы обеих рук (кроме больших) – в положении плетеной корзинки. Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения (1, 2 строки). Дети сцепляют пальцы в “замок”: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывают и “вкладывают” друг в друга. Пальцы сжимают. Затем тянут руки в разные стороны.

Эхо слышно далеко:
“Эхо, эхо, хо – хо – хо …”
Любит и от смеха
Посмеяться эхо.

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздухе. По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

 Используемая литература:

  1. Н.Орлова “Азбука для православных детей” - М.: 2002.
  2. А.Стальбовский “Азбука для маленьких христиан” - М.: 2002.