Урок математики в 1-м классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток". Закрепление

Разделы: Начальная школа


Тема: “Сложение и вычитание с переходом через десяток”. Закрепление.

Цель: Отработка навыков письменных вычислений, закрепление умения решать составные задачи в 2 действия, развитие математической смекалки, творческого мышления обучающихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы встретимся с друзьями из сказок, которые поведут нас в свой мир, мир знаний.

А вот и один из героев (показываю фигурку кота Баюна).

“Здравствуйте, ребята!

Это я ваш добрый друг, кот Баюн. Приглашаю вас всех совершить со мной увлекательное путешествие по сказкам”.

- Ребята! Но он возьмёт с собой только тех, кто очень внимателен, и кто очень любит сказки. Кто из вас любит сказки? (Все)

- Хорошо, а какие вы внимательные, мы проверим.

II. Устная работа.

- Давайте решим примеры, которые записаны на карточках, прикреплённых к доске.

<Рисунок1>

(Дети показывают ответы на индивидуальных веерах с числами).

- Молодцы! Теперь мы можем двигаться в путь. Куда же нас приведёт добрый кот Баюн?

Давайте запишем числа, в которых:

2 дес. 4 ед., 1 дес. 5 ед., 4 дес., 6 дес. 1 ед., 3 дес. 5 ед., 1 дес.

- А задачу решить сможете?

Что тяжелее, скажи, а ну-ка:
3 кг лебяжьего пуха
или 3 кг больших кирпичей.
Что тяжелей – отвечай побойчей!

III. Закрепление.

- У лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

- Всё понятно! Он привёл нас к своему дедушке-дубу.

(Вывешивается картина-дуб, с прикреплёнными к нему жёлудями.)

Но этот дуб не простой, он волшебный. Большие и тяжёлые на нём жёлуди, а на них – примеры. Мы их сорвём и решим. (Дети записывают примеры в тетрадь.)

 <Рисунок2>

7 + 5 8 + 4 14 – 7
12 – 9 6 + 5 11 – 8
11 – 4 9 + 2 7 + 8

 Проверка решения:

- найти пример с ответом 15;

- найти пример с ответом 11, увеличить его на 1 и найти пример с таким ответом (12);

- 6 увеличить на 1 и найти пример с таким ответом (7);

- уменьшаемое 6, вычитаемое 3, найти разность и пример с таким ответом (3).

- А кто же ещё прячется в ветвях дуба, давайте посмотрим!

(Учитель старается на картине раздвинуть листву). Никак не раздвигается.

- Нам нужен ключ к отгадке, и мне кажется, вы его найдёте.

Нужно найти и записать в тетрадь только верные выражения (на доске запись):

6 + 7 > 12 7 – 2 = 9
6 + 6 = 11 12 + 1 > 12
8 + 2 = 5 + 5 10 – 9 < 2

- Объяснить.

- Вот мы и нашли ключик. (Учитель раздвигает листву и достаёт Русалочку).

<Рисунок3>

 - Да это же Русалочка!

Как мы сразу не догадались?

Идёт направо, песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

- Отчего она такая грустная? У неё в руках задача, и она не может её решить (учитель читает задачу):

“Русалочка на дне моря собрала 6 больших ракушек и 3 маленьких. 4 ракушки она потеряла. Сколько ракушек у неё осталось?”

- Давайте составим самостоятельно решение этой задачи.

Кто же поможет Русалочке сосчитать её ракушки?

(Учитель читает задачу ещё раз, а дети записывают решение.)

- Молодцы! Помогли!

А за это Русалочка предлагает нам отдохнуть.

IV. Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.

- Итак, продолжаем путешествие.

Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

- Мы попадаем ещё в одну сказку (на доску вывешивается картина).

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз закинул старик невод…

“И поймал в первый день 4 рыбки, а во второй день – на 3 рыбки больше. Сколько всего рыбок поймал старик за два дня?”

(Идёт разбор задачи, составление краткой записи и решение у доски.)

- Можем ли мы сразу узнать, сколько рыбок поймал старик? (Нет.)

- Что для этого нужно сделать? (Составление выражения.)

(4 + (4 + 3)=11 рыбок)

- Как же нам узнать, правильно ли мы решили? Давайте спросим у Волшебного Зеркальца. (Учитель показывает зеркальце с ответом.)

Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Не скрывая, в тот же миг,
Сколько рыб поймал старик?

(Голос)

- Я отвечу, спору нет, что старик поймал на море 11 рыб.

- Значит, мы решили верно.

- Вот и пришло время нам возвращаться назад. Но как же нам найти дорогу домой? Нужно решить вот эти примеры и начертить диаграмму с помощью перфокарты.

20 + 5 = 20, 5, 25, 10.
16 – 6 = 10, 16, 6, 12.
7 + 10 = 17, 15, 3, 10.
15 - 10 = 20, 10, 15, 5.
38 – 8 = 8, 12, 30, 10.

(Учитель вывешивает на доску таблицу с диаграммой.)

- Молодцы, справились с работой, и мы благополучно вернулись домой. А теперь кот Баюн предлагает нам прочитать, что написано на обратной стороне диаграммы.

Надпись:

“До свидания, ребята! До скорой встречи!”

V. Итог урока.