Тема: “Сложение и вычитание с переходом через десяток”. Закрепление.
Цель: Отработка навыков письменных вычислений, закрепление умения решать составные задачи в 2 действия, развитие математической смекалки, творческого мышления обучающихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы встретимся с друзьями из сказок, которые поведут нас в свой мир, мир знаний.
А вот и один из героев (показываю фигурку кота Баюна).
“Здравствуйте, ребята!
Это я ваш добрый друг, кот Баюн. Приглашаю вас всех совершить со мной увлекательное путешествие по сказкам”.
- Ребята! Но он возьмёт с собой только тех, кто очень внимателен, и кто очень любит сказки. Кто из вас любит сказки? (Все)
- Хорошо, а какие вы внимательные, мы проверим.
II. Устная работа.
- Давайте решим примеры, которые записаны на карточках, прикреплённых к доске.
<Рисунок1>
(Дети показывают ответы на индивидуальных веерах с числами).
- Молодцы! Теперь мы можем двигаться в путь. Куда же нас приведёт добрый кот Баюн?
Давайте запишем числа, в которых:
2 дес. 4 ед., 1 дес. 5 ед., 4 дес., 6 дес. 1 ед., 3 дес. 5 ед., 1 дес.
- А задачу решить сможете?
Что тяжелее, скажи, а ну-ка:
3 кг лебяжьего пуха
или 3 кг больших кирпичей.
Что тяжелей – отвечай побойчей!
III. Закрепление.
- У лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
- Всё понятно! Он привёл нас к своему дедушке-дубу.
(Вывешивается картина-дуб, с прикреплёнными к нему жёлудями.)
Но этот дуб не простой, он волшебный. Большие и тяжёлые на нём жёлуди, а на них – примеры. Мы их сорвём и решим. (Дети записывают примеры в тетрадь.)
<Рисунок2>
7 + 5 | 8 + 4 | 14 – 7 |
12 – 9 | 6 + 5 | 11 – 8 |
11 – 4 | 9 + 2 | 7 + 8 |
Проверка решения:
- найти пример с ответом 15;
- найти пример с ответом 11, увеличить его на 1 и найти пример с таким ответом (12);
- 6 увеличить на 1 и найти пример с таким ответом (7);
- уменьшаемое 6, вычитаемое 3, найти разность и пример с таким ответом (3).
- А кто же ещё прячется в ветвях дуба, давайте посмотрим!
(Учитель старается на картине раздвинуть листву). Никак не раздвигается.
- Нам нужен ключ к отгадке, и мне кажется, вы его найдёте.
Нужно найти и записать в тетрадь только верные выражения (на доске запись):
6 + 7 > 12 | 7 – 2 = 9 |
6 + 6 = 11 | 12 + 1 > 12 |
8 + 2 = 5 + 5 | 10 – 9 < 2 |
- Объяснить.
- Вот мы и нашли ключик. (Учитель раздвигает листву и достаёт Русалочку).
<Рисунок3>
- Да это же Русалочка!
Как мы сразу не догадались?
Идёт направо, песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
- Отчего она такая грустная? У неё в руках задача, и она не может её решить (учитель читает задачу):
“Русалочка на дне моря собрала 6 больших ракушек и 3 маленьких. 4 ракушки она потеряла. Сколько ракушек у неё осталось?”
- Давайте составим самостоятельно решение этой задачи.
Кто же поможет Русалочке сосчитать её ракушки?
(Учитель читает задачу ещё раз, а дети записывают решение.)
- Молодцы! Помогли!
А за это Русалочка предлагает нам отдохнуть.
IV. Физкультминутка.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
- Итак, продолжаем путешествие.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
- Мы попадаем ещё в одну сказку (на доску вывешивается картина).
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз закинул старик невод…
“И поймал в первый день 4 рыбки, а во второй день – на 3 рыбки больше. Сколько всего рыбок поймал старик за два дня?”
(Идёт разбор задачи, составление краткой записи и решение у доски.)
- Можем ли мы сразу узнать, сколько рыбок поймал старик? (Нет.)
- Что для этого нужно сделать? (Составление выражения.)
(4 + (4 + 3)=11 рыбок)
- Как же нам узнать, правильно ли мы решили? Давайте спросим у Волшебного Зеркальца. (Учитель показывает зеркальце с ответом.)
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Не скрывая, в тот же миг,
Сколько рыб поймал старик?
(Голос)
- Я отвечу, спору нет, что старик поймал на море 11 рыб.
- Значит, мы решили верно.
- Вот и пришло время нам возвращаться назад. Но как же нам найти дорогу домой? Нужно решить вот эти примеры и начертить диаграмму с помощью перфокарты.
20 + 5 = | 20, | 5, | 25, | 10. |
16 – 6 = | 10, | 16, | 6, | 12. |
7 + 10 = | 17, | 15, | 3, | 10. |
15 - 10 = | 20, | 10, | 15, | 5. |
38 – 8 = | 8, | 12, | 30, | 10. |
(Учитель вывешивает на доску таблицу с диаграммой.)
- Молодцы, справились с работой, и мы благополучно вернулись домой. А теперь кот Баюн предлагает нам прочитать, что написано на обратной стороне диаграммы.
Надпись:
“До свидания, ребята! До скорой встречи!”