В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.
Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Мы вместе”, разработанная в МОУ “СОШ №5 с углубленным изучением математики” в 2001 году. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.
Цель программы:
- создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.
Задачи программы:
- предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
- развитие социального интеллекта;
- повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
- определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
- моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
- профилактика социальной дезадаптации учащихся.
Функции программы:
- диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
- информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
- проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
- организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
- координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
Ожидаемые результаты:
- адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
- предупреждение стрессовых состояний;
- практическое использование навыков конструктивного общения;
- высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.
Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:
1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.
Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
2) Навыки позитивного общения.
Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
3) Навыки самооценки и понимания других.
Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.
4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.
Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
6) Навыки продуктивного взаимодействия.
Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
7) Навыки самостоятельного принятия решений.
Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.
8) Навыки решения проблемных ситуаций.
Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.
9) Навыки работы с информацией.
Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
10) Навыки творчества.
Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.
В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.
В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.
Учебно-тематический план программы:
Класс | Раздел, количество занятий, контроль | Темы | Кол-во часов | |
1 класс | Игры веселых гномиков 10
занятий, Социально-педагогическая игра. (11 занятий). |
1.Знакомство. | 1 |
|
2.Когда всем весело, а одному грустно. | 1 | |||
3.В магазине игрушек. | 1 | |||
4.Цирк. | 1 | |||
5.Мы вместе. | 1 | |||
6.Настроение. | 1 | |||
7.Язык жестов. | 1 | |||
8.Мимика. | 1 | |||
9.Воображение. | 1 | |||
10.Обобщающее занятие. | 1 | |||
11.Хорошо учиться в школе. СПИ | 1 | |||
2 класс | Путешествие в мир
общения. 10 занятий, Социально-педагогическая игра. (11 занятий). |
1.Знакомство. | 1 | |
2.Учимся работать дружно. | 1 | |||
3.Как понимать друг друга без слов. | 1 | |||
4.Доброе слово и кошке приятно. | 1 | |||
5.Мое настроение. | 1 | |||
6.Милосердие. | 1 | |||
7.Доверие. | 1 | |||
8.Групповая сплоченность. | 1 | |||
9.Мы поссоримся и помиримся… | 1 | |||
10.Чему мы научились и что узнали? | 1 | |||
11. Азбука вежливости. СПИ | 1 | |||
3-4 класс | Ваши права. 14 занятий, 2 игры. (16 занятий). |
1. Вводное занятие. Правила работы. | 1 | |
2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. | 1 | |||
3. Изучение 1-4 статей КПР. | 1 | |||
4. Изучение 5-8 статей КПР. | 1 | |||
5. Изучение 9-12 статей КПР. | 1 | |||
6. Изучение 13 –16 статей КПР. | 1 | |||
7. Изучение 17-20 статей КПР. | 1 | |||
8. Изучение 21-24 статей КПР. | 1 | |||
9. Изучение 25-27 статей КПР. | 1 | |||
10. Изучение 28-30 статей КПР. | 1 | |||
11. Устав школы и правила поведения учащихся школы. | 1 | |||
12. Что такое нарушение закона? | 1 | |||
13. Обзор статей КПР. | 1 | |||
14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?” | 1 | |||
15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие. | 1 | |||
16. Заключение. Итоговая диагностика. | 1 | |||
5-8 класс
5 класс |
Развитие социального
интеллекта. Мы живем среди людей 10 занятий, 2 социально-педагогические игры. (12 занятий).
|
1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности. | 1 | |
2. Жизнь. | 1 | |||
3. Смерть | 1 | |||
4. Бабушки и дедушки. | 1 | |||
5. Соседи. | 1 | |||
6. Одноклассники и одноклассники. | 1 | |||
7.Больные. | 1 | |||
8. Инвалиды. | 1 | |||
9. В мире денег. | 1 | |||
10.Заключительное занятие. | 1 | |||
11. “Дом, в котором мы
живем”. СПИ 12. “Один день без мамы” 1. Нравственные ценности. |
1 1 1 |
|||
6 класс | Социализация подростков. 10 занятий, 1 социально-педагогическая игра. (11 занятий). |
2. Понимание как залог эффективного общения. | 1 | |
3.Конфликт и способ его разрешения. | 1 | |||
4. Роль телевидения в нашей жизни. | 1 | |||
5.Кто изобрел радио? | 1 | |||
6.Волшебный мир театра… | 1 | |||
7. Мы идем в магазин. | 1 | |||
8. Компьютерные игры: за или против? | 1 | |||
9.Умение противостоять группе. | 1 | |||
10. Обязанности по дому, итоги. | 1 | |||
11. “Дом, который строим мы”. СПИ | 1 | |||
7 класс | Развитие социального
интеллекта. 8 занятий, 1социально-педагогическая игра. 1 спортивная игра. (10 занятий). |
1.Первая медицинская помощь. | 1 | |
2. ПМС при травмах. | 1 | |||
3.ПМС при ожогах. | 1 | |||
4.ПМС при обморожениях. | 1 | |||
5. Стресс, способы преодоления стресса. | 1 | |||
6.Правила дорожного движения. | 1 | |||
7.Наш флаг - наша гордость. | 1 | |||
8. История герба и гимна. | 1 | |||
9. Игра “Красный Крест: история и современность”. | 1 | |||
10. “Вело шоу”. Спортивная игра | 1 | |||
8 класс | Полезные и вредные
привычки. 9 занятий, 1 социально-педагогическая игра. (10 часов). |
1. Полезные и вредные привычки в жизни человека. | 1 | |
2.Подросток и сигарета. | 1 | |||
3. Губительный зеленый змий. | 1 | |||
4. Мы скажем нет наркотикам. | 1 | |||
5.Режим дня школьника. | 1 | |||
6. В здоровом теле здоровый дух. | 1 | |||
7. В мире увлечений. | 1 | |||
8.Правила дорожного движения. | 1 | |||
9.Наш дом. | 1 | |||
10. “Дайджест шоу”. СПИ | 1 | |||
9 класс | Личность. Семья. Общество. 9 занятий, 1 социально-педагогическая игра. (10 часов). |
1.Кто я? 2.Личность в обществе. |
1 1 |
|
3.Представление о семье. | 1 | |||
4.Семья в современном обществе. | 1 | |||
5. Выбор профессии - это важно. | 1 | |||
6.Психология общения. | 1 | |||
7.Жизненные ценности и приоритеты. | 1 | |||
8.Проявления дружбы и любви. | 1 | |||
9.Взаимоотношения родителей и детей. | 1 | |||
10. “На пороге взрослой жизни”. СПИ | 1 | |||
10—11 класс | “Жить в мире с собой и
другими”. 10 занятий, 1социально-педагогическая игра. (11 часов). |
1.Толерантность - что это? 2.Толерантность - что это? |
2 | |
3.Толерантная личность. | 1 | |||
4. Я и группа. | 1 | |||
5. Толерантность к себе и другим. Самопознание. | 1 | |||
6.Толерантное общество. | 1 | |||
7.Толерантность к другим. 8.Толерантность к другим. |
2 | |||
9.Границы толерантности. | 1 | |||
10.Терпимость в семье. | 1 | |||
11. “Главная ценность в жизни - семья" | 1 | |||
1-11 класс | 9 разделов (102 час). |
1 класс “Игры веселых
гномиков” 2 класс “Путешествие в мир общения” 3-4 класс “Ваши права” 5 класс “Мы живем среди людей” 6 класс “Социализация подростков” 7 класс “Развитие социального интеллекта” 8 класс “Полезные и вредные привычки” 9 класс “ Личность. Семья. Общество”. 10-11 класс “Жить в мире с собой и другими” |
11 11 16 12 11 10 10 10 11 102 час |
Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической программы “Мы вместе ”.
Программа представлена 9 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.
Курс “Путешествие в мир общения” дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.
Курс “Ваши права” помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”
Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.
Курс “Мы живем среди людей” направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами.
Курс “Социализация подростков” направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.
Курс “Полезные и вредные привычки” позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре “Вело шоу”, в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки.
При внедрении курса “Личность. Семья. Общество” учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса “Обществоведение”. Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.
Курс для старшеклассников способствует межкультурному пониманию и толерантному поведению учащихся в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни.
С учетом санитарно- гигиенических норм в 1-2 классах длительность занятия –35 минут, 3-4 классах- 40 минут, в 5-11 –45 минут.
Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам “Полезные и вредные привычки”, “В здоровом теле здоровый дух”, “В мире денег”, компьютерные программы с тестами на уровень интеллекта, презентации через М. Power Point, слайды по темам “Общение”, “Профилактика наркотической зависимости”, “Конфликтная ситуация”.
Дидактические материалы, используемые на занятии, способствуют развитию зрительной, ассоциативной памяти и представлены в виде таблиц, алгоритмов, понятийного словаря, карточек, структурно-логических схем, рисунков, плакатов, фотографий, муляжей (“Первая медицинская помощь”).
Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.
Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским домам, интернату, больнице, дому престарелых. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.