Знакомство с твердым звуком [ш], буквами Ш, ш. Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
  • развитие речи, познавательной активности;
  • воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту.

Оборудование:

  • учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
  • портреты: А. С. Пушкина, И. И. Шишкина,
  • репродукции картин Шишкина,
  • иллюстрации к произведениям Пушкина,
  • магнитофон,
  • аудиокассета “сказки Пушкина в исполнении О. Табакова”,
  • книги А. С. Пушкина,
  • натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
  • сказочные персонажи,
  • слова и схемы к сказочным персонажам,
  • магнитные буквы,
  • книги А. С. Пушкина.

Ход урока

I . Организационный момент

Фонетическая зарядка.

Как шипит змея? (Ш - ш - ш)

Как шипит гусь? (Ш - ш - ш)

Ветер в горах (Шу...)

Какой звук слышим?

Чистоговорки (на доске) :

Ша - ша - ша - мама моет малыша.

Шу - шу - шу - я письмо пишу.

Ши - ши - ши - что - то шепчут камыши.

Ше - ше - ше - это утка в камыше.

Характеристика звука [ш].

(Звук ш согласный, непарный глухой, непарный твердый.)

II . Этап изучения новой темы

Сообщение темы и цели урока.

  1. Какой буквой обозначим звук [ш]? (ша)
  2. Кто может сказать тему нашего урока?
  3. Правильно сегодня мы познакомимся с твердым звуком [ш] и буквами Ш, ш.

Знакомство с буквой.

На что похожа буква ш? (чтение наизусть учениками)

Посмотри на букву Ш - буква очень хороша, потому что из неё можно сделать Е и Ё .

Буква Ш наверняка грабли, но без черенка.

А на что ещё похожа буква Ш? (Лесенка, вилка, зубья у ковша экскаватора.)

Определение звука и буквы в словах.

Буква спряталась и мы должны её найти.

Послушайте и скажите, кто автор этих строк:

Учитель:

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...(А. С. Пушкин.)

- Найдите звук [ш] в слове Пушкин. Поставьте букву, которая его обозначает.

Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.

Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните.

Чтение наизусть ученицей.

“И опять она его
Вмиг обрызгала всего
Тут он очень уменьшился;
Шмелем князь оборотился;
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.
Ветер на море шумит,
Судно весело бежит.
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,...”

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

- Найди на схеме где звук [ш] в слове шмель? Дайте характеристику звуку [ш]

Чтение наизусть учеником.

“Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту птицу
Молвил он царю, - на спицу,
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой...” (Сказка о золотом петушке.)

- Найди на схеме где звук [ш] в слове петушок? Дайте характеристику звуку [ш]
Следующий отрывок послушайте в исполнении актера Олега Табакова (аудиокассета):

“Вдруг шатёр
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица.
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Дадоном
Улыбнулась - и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала,
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон..”

В каких словах услышали звук [ш]? (шатёр, Шамаханская царица) Поставьте на схемах слов шатёр и Шамаханская царица букву, которая обозначает звук [ш]. Дайте характеристику этому звуку.

Обратить внимание детей на выставку книг.

Какие ещё произведения А. С. Пушкина вы знаете?

Прочитав эти книги, вы сможете познакомиться с другими героями его произведений. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о попе и его работнике Балде. Стихи.)

III . Физкультминутка

Шалтай - Балтай сидел на стене, Шалтай - Балтай свалился во сне.

IV. Этап первичного закрепления новой темы

Развитие нравственных качеств через пословицы. Обратимся к учебнику.

- Веселили всех шуты, были шутки там слышны.

Шуты просят вас объяснить пословицы.

- Добрая шутка дружбы не рушит.

- Знай больше, а говори меньше.

- Поспешишь - людей насмешишь.

Назовите слова с буквой ш.

Чтение текста с буквами Ш, ш.

Первичное чтение учителем.

(Наступила осень. Стояли ясные деньки. Дети пошли в лес. В осеннем лесу ярко горели кисти рябин. Ребята собирали сосновые и еловые шишки.)

Чтение детьми.

Многозначность слов.

Кисти рябин - это ягоды, а какие ещё есть кисти? (Художественные, у знамени, бахрома, малярные, у белки и рыси на кончиках ушей.)

Послушайте строчки и определите о чём они?

Чтение наизусть учеником.

- Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

О каких шишках идет речь? (Еловых, после драк синяки и выступы)

А какое дело у еловых, сосновых и кедровых шишках?

(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса.... Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)

А какую букву нужно подставить к слову шишки, чтобы получилась фамилия художника? (Шишки + н = Шишкин.)

Вот я и предлагаю вам побывать в картинной галереи, где собраны многие произведения

И. И. Шишкина. Конечно же это не настоящие картины, а только репродукции.

Просмотр репродукций, беседа об авторе и репродукциях.

V. Итог урока

Какую новую букву выучили? Дайте ей характеристику. (Буква ша обозначает согласный, непарный глухой, непарный твёрдый звук [ш] )

О многозначности каких слов узнали? (Кисти, шишки)

С картинами какого художника познакомились? (И. И. Шишкин)