Цели:
- познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
- развитие речи, познавательной активности;
- воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту.
Оборудование:
- учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
- портреты: А. С. Пушкина, И. И. Шишкина,
- репродукции картин Шишкина,
- иллюстрации к произведениям Пушкина,
- магнитофон,
- аудиокассета “сказки Пушкина в исполнении О. Табакова”,
- книги А. С. Пушкина,
- натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
- сказочные персонажи,
- слова и схемы к сказочным персонажам,
- магнитные буквы,
- книги А. С. Пушкина.
Ход урока
I . Организационный момент
Фонетическая зарядка.
Как шипит змея? (Ш - ш - ш)
Как шипит гусь? (Ш - ш - ш)
Ветер в горах (Шу...)
Какой звук слышим?
Чистоговорки (на доске) :
Ша - ша - ша - мама моет малыша.
Шу - шу - шу - я письмо пишу.
Ши - ши - ши - что - то шепчут камыши.
Ше - ше - ше - это утка в камыше.
Характеристика звука [ш].
(Звук ш согласный, непарный глухой, непарный твердый.)
II . Этап изучения новой темы
Сообщение темы и цели урока.
- Какой буквой обозначим звук [ш]? (ша)
- Кто может сказать тему нашего урока?
- Правильно сегодня мы познакомимся с твердым звуком [ш] и буквами Ш, ш.
Знакомство с буквой.
На что похожа буква ш? (чтение наизусть учениками)
Посмотри на букву Ш - буква очень хороша, потому что из неё можно сделать Е и Ё .
Буква Ш наверняка грабли, но без черенка.
А на что ещё похожа буква Ш? (Лесенка, вилка, зубья у ковша экскаватора.)
Определение звука и буквы в словах.
Буква спряталась и мы должны её найти.
Послушайте и скажите, кто автор этих строк:
Учитель:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...(А. С. Пушкин.)
- Найдите звук [ш] в слове Пушкин. Поставьте букву, которая его обозначает.
Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.
Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните.
Чтение наизусть ученицей.
“И опять она его
Вмиг обрызгала всего
Тут он очень уменьшился;
Шмелем князь оборотился;
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.
Ветер на море шумит,
Судно весело бежит.
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,...”
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).
- Найди на схеме где звук [ш] в слове шмель? Дайте характеристику звуку [ш]
Чтение наизусть учеником.
“Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту птицу
Молвил он царю, - на спицу,
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой...” (Сказка о золотом петушке.)
- Найди на схеме где звук [ш] в слове петушок?
Дайте характеристику звуку [ш]
Следующий отрывок послушайте в исполнении
актера Олега Табакова (аудиокассета):
“Вдруг шатёр
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица.
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Дадоном
Улыбнулась - и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала,
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон..”
В каких словах услышали звук [ш]? (шатёр, Шамаханская царица) Поставьте на схемах слов шатёр и Шамаханская царица букву, которая обозначает звук [ш]. Дайте характеристику этому звуку.
Обратить внимание детей на выставку книг.
Какие ещё произведения А. С. Пушкина вы знаете?
Прочитав эти книги, вы сможете познакомиться с другими героями его произведений. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о попе и его работнике Балде. Стихи.)
III . Физкультминутка
Шалтай - Балтай сидел на стене, Шалтай - Балтай свалился во сне.
IV. Этап первичного закрепления новой темы
Развитие нравственных качеств через пословицы. Обратимся к учебнику.
- Веселили всех шуты, были шутки там слышны.
Шуты просят вас объяснить пословицы.
- Добрая шутка дружбы не рушит.
- Знай больше, а говори меньше.
- Поспешишь - людей насмешишь.
Назовите слова с буквой ш.
Чтение текста с буквами Ш, ш.
Первичное чтение учителем.
(Наступила осень. Стояли ясные деньки. Дети пошли в лес. В осеннем лесу ярко горели кисти рябин. Ребята собирали сосновые и еловые шишки.)
Чтение детьми.
Многозначность слов.
Кисти рябин - это ягоды, а какие ещё есть кисти? (Художественные, у знамени, бахрома, малярные, у белки и рыси на кончиках ушей.)
Послушайте строчки и определите о чём они?
Чтение наизусть учеником.
- Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
О каких шишках идет речь? (Еловых, после драк синяки и выступы)
А какое дело у еловых, сосновых и кедровых шишках?
(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса.... Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)
А какую букву нужно подставить к слову шишки, чтобы получилась фамилия художника? (Шишки + н = Шишкин.)
Вот я и предлагаю вам побывать в картинной галереи, где собраны многие произведения
И. И. Шишкина. Конечно же это не настоящие картины, а только репродукции.
Просмотр репродукций, беседа об авторе и репродукциях.
V. Итог урока
Какую новую букву выучили? Дайте ей характеристику. (Буква ша обозначает согласный, непарный глухой, непарный твёрдый звук [ш] )
О многозначности каких слов узнали? (Кисти, шишки)
С картинами какого художника познакомились? (И. И. Шишкин)