Мастерская письма "Дом"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование умений составлять текст с элементами рассуждения по самостоятельно выбранным опорным словам, обогащение словарного запаса, формирование орфографической зоркости, расширить знания о видах жилья народов Севера.
  2. Развивать мышление, воображение, логику, речь учащихся, их коммуникативные способности, самостоятельность суждений; развивать эмоциональную сферу.
  3. Воспитывать уважение к своему дому, чуткое отношение к близким; пробуждать доброе состояние души и сердца, мыслей и чувств; воспитывать интерес к предмету через межпредметные связи.

ИНДУКТОР.

- Сегодня мы проведём необычный урок – творческую мастерскую письма “ДОМ”, в которой вместе будем раскрывать секреты родных слов. Я надеюсь, что мы успешно будем использовать всё богатство и всю красоту русского языка при создании текста с элементами рассуждения. Как именно выполнять различные задания каждый из вас выберет сам. Доверьтесь своим чувствам, мыслям. Прислушайтесь к себе, с своему сердцу. Вспомните свой дом.

- Ребята, попробуйте произнести это слово шёпотом, с нежностью, с восторгом. Что вы представили? (Ассоциативный ряд).

РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ.

*- Многое из названного относится к ДОМУ- ПОСТРОЙКЕ. Так какие же дома бывают? (Изба, чум, юрта, иглу, хата и др.) А в каких жилищах живут народы Севера? (Чум, иглу)

Чум – это жилище лесных ненцев, большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма”. (Из книги Марии Приходько “Хомани”) А иглу- дом изо льда, в котором живут эскимосы.

- Но ведь ДОМ это не только крыша, окна, стены. Мы испытываем в доме определённые чувства. Давайте поговорим о нём, как о состоянии души: ДОМ – СОСТОЯНИЕ ДУШИ.

- Назовите слова, которые связаны с ощущениями, чувствами, воспоминаниями, мыслями о доме. (Уют, комфорт, покой, счастье, благополучие, тепло и др.)

- Попробуйте объяснить значение слов “уют”. Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова: “Уют, уютный – удобный порядок, приятная устроенность быта, обстановки”.

- Запишите на листах слово “уют”. Выберите из высказывания Л.Н. Толстого слова, словосочетания, которые характеризуют “уют” для вас: Любовь к своему дому выражается словом “уют”. Уют связывают с чувством покоя. Уютно – значит спокойно. Уют – это и есть дом”. (СОЦИАЛИЗАЦИЯ)

- Те слова, которые вам понравятся, запишите на свои листы.

*- Сейчас, ребята, вы поработаете в парах. (На столах у детей стихи и высказывания известных поэтов и писателей о доме.) Внимательно прочтите высказывания о доме и подчеркните слова, словосочетания, которые тронут вашу душу. (Приложение №1)

- А (названные дети) работают у доски. Составьте пословицы о доме и выберите ту, которая понравилась больше, объясните почему.

Дом без хозяина – сиротинка.

Дом построить – не шапку на голову надеть.

В гостях хорошо, а дома лучше.

(СОЦИАЛИЗАЦИЯ)

*- А давайте попробуем построить свой дом, для этого каждая группа выполнит определённое задание.

1 группа записывает чувства, с которыми будет жить в этом доме;

2 группа записывает ощущения, чувства, которым нет места в нашем доме;

3 группа рисует “птицу счастья”;

4 группа записывает в ладошку жителей этого дома.

- Ребята 5-ой группы попробуют нарисовать этот дом на доске.

(СОЦИАЛИЗАЦИЯ)

(Затем каждый представитель группы с выполненным заданием выходит к доске).

- Поздравляю вас, ребята, мы построили свой дом.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

- Итак, наступает самый важный момент урока. Просмотрите все записи, рисунки, закончите предложения:

Мой дом лучший, потому что …………

Я хочу, чтобы в моём доме …………

- К какому типу относятся данные предложения?

(СОЦИАЛИЗАЦИЯ)

РЕФЛЕКСИЯ.

- Вы многое сделали на уроке. Оцените свою работу по оценочной шкале.

- И последнее, встаньте. Мы вместе произнесём древнее пожелание вашему дому:

  • скрещенные руки – свет вашему дому;
  • руки справа – мир вашему дому;
  • руки слева – любовь вашему дому;
  • руки перед собой – покой вашему дому.

- Я хочу, чтобы в вашем доме всегда были любовь, счастье, взаимопонимание.

СПАСИБО ЗА УРОК!

ПРИЛОЖЕНИЕ