Тип занятия: комбинированный.
Цели занятия: создание условий для разноплановой познавательной деятельности учащихся, направленной на изучение новых понятий в области узелкового плетения, повторение, систематизацию и закрепление полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
- повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные в 1 полугодии;
- освоить технику плетения двойного плоского узла;
- развивать память, логическое мышление, внимание, общеучебные навыки (анализ, сопоставление, обобщение, установление сходства и различия, связь новых знаний с полученными ранее и т.п.);
- воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, сотрудничества.
Дидактические Материалы:
- рисунки «Барометр настроения» (начало занятия),
- рисунки «Барометр настроения» (конец занятия),
- плакат «Дом Макраме»,
- плакат «Гости на новоселье. Весёлые клоуны»,
- демонстрационные карточки с образцами узлов и узоров,
- конверты с раздаточными материалами,
- схема «Технология плетения двойного плоского узла»,
- таблица обобщающего повторения,
- ребус.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- магнитная доска,
- магниты,
- подушки,
- нити для плетения,
- сантиметровые ленты,
- ножницы,
- английские булавки,
- бумага,
- карандаши.
Литература.
- Афанасьев С, Коморин С, 300 творческих конкурсов, м., Методический центр «Вариант», 1997.
- Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения), М., Генезис, 1999.
Ход занятия
№ п-п | Этапы занятия. Ведущие понятия | Используемые методы и приемы | Оборудование и наглядные пособия |
1 | Организационный момент. «Барометр настроения» |
Словесный - вводная беседа. Наглядный - демонстрация рисунков Практический - выбор учащимися рисунков и крепление их на магнитную доску |
Рисунки: сонышко», «цветок», «тучка».
Магнит. Доска |
2 | Обобщающее повторение. «Новоселье в «Доме Макраме»: – вступительное слово, – «заселение 1 этажа» (узел «калач») – «заселение 2 этажа» (петельный узел и узоры на его основе), – «заселение 3 этажа» (одинарный плоский узел Обобщение |
Словесный - рассказ педагога. Словесный - разъяснительная беседа Наглядный - демонстрация приема плетения узла «калач». Наглядный - демонстрация образцов петельного узла и узоров на его основе. Практический - самостоятельная работа «Как меня зовут?» Словесный - рассказ-инструкция технологии плетения ОПУ (2 уч-ся). Наглядный - демонстрация одинарного плоского узла на изделиях, размещенных в кабинете. Словесный - обобщающая беседа. |
Плакат «Дом Макраме». Скотч. Карточки. Веревка
Образцы узлов и узоров. Конверты с карточками.
Карточки. Изделия макраме в кабинете. |
3 | Воспитание и развитие в процессе
познавательной деятельности учащихся. «Гости на новоселье»: – вступительное слово, – «Веселые клоуны»,
– «Песня в подарок», – «Волшебная котомка» |
Словесный - беседа. Наглядный - демонстрация рисунков «Два клоуна». Практический - самостоятельная работа «Найди 10 отличий» Практический Практический |
Рисунки «Два клоуна». Бумага. Карандаши
– – |
4 | Усвоение новых знаний по теме
«технология плетения двойного плоского узла». выполнение верхнего одинарного плоского узла; выполнение нижнего одинарного плоского узла; получение нового двойного плоского узла; название нового узла; характерные признаки нового узла; полезные советы по плетению («узелки на память»); обобщение. |
Словесный – вводная беседа. Практический – фронтальный иллюстрированный эвристический опыт (ТЕМА – ПУТЬ РАБОТЫ – РЕЗУЛЬТАТ?)
Словесный – разъяснительная беседа. Установление названия нового узла и его характерных признаков. Наглядный, практический – заполнение таблицы |
Подушки. Веревки.
Схема плетения
«Узелки на память».
Сетка таблицы |
5 | Валеологическая пауза: - упражнение «Звучащая сила»; - игра «Веселые приседания» |
Практический |
– |
№ п-п | Этапы занятия. Ведущие понятия |
Используемые методы и приемы | Оборудование и наглядные пособия |
6 | Закрепление нового материала | Практический. Разгадывание ребуса. | Карточка с ребусами |
7 | Домашнее задание. Перспективы следующего занятия | Словесный – рассказ педагога. Наглядный – демонстрация готовых изделий |
Готовые изделия |
8 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Словесный – обобщающая беседа. Практический – самостоятельная работа «Как сегодня было?» |
Магнитная доска. Схемы «Настроение». Карандаши. Бумага |
9 | Прощание. Сюрпризный момент | Практический – игра «Спасибо за
хороший день» Вручение сувениров |
Сувениры «Узел счастья» |
Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада новой встрече с вами. Приятно видеть ваши улыбки, добрые лица, готовность к совместным действиям в ближайшие 1,5 часа. Сегодня наше занятие необычное. Оглянитесь вокруг. Что сегодня не так, как всегда?
Ответы детей.
Педагог. Верно. Сегодня появилось новое красочное оформление, выставка работ в технике макраме, у нас присутствуют гости. Сейчас я приглашаю вас поучаствовать в выполнении следующего задания. У меня на столе находятся 3 коробочки, в которые помещены рисунки солнышка, цветка и облачка. По очереди подойдите сюда и выберите тот рисунок, взглянув на который вы могли бы сказать: «Вот это - Я!». Прикрепите этот рисунок на магнитную доску.
Участие детей в упражнении «барометр настроения». (Рисунок № 1).
Педагог. Народная мудрость гласит, что каждый человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка. Вы пока ещё юные, поэтому воспитать детей вам ещё предстоит в будущем. А кто из вас уже сам садил или помогал родителям садить деревья?
Ответы детей.
Педагог. Молодцы! И настоящий дом вы тоже когда-нибудь построите.
Но, оказывается, уже сейчас каждый день вы строите большой дом Знаний, в том числе и знаний о древнейшем искусстве узелкового плетения - макраме. Каждое наше занятие - это кирпичик в строительстве ДОМА МАКРАМЕ. За прошедшие полгода мы уже построили с вами несколько этажей. Пришла пора их заселить жильцами. Итак, дорогие друзья, я приглашаю вас на новоселье в наш Дом Макраме. (Рисунок № 2).
Разрезание ленты. Снятие покрывала.
Педагог. На ваших столах лежат конверты, в которые помещены 10 карточек с названиями узлов и узоров, которые мы уже изучили. Достаньте карточки. Начинаем торжественное заселение жильцов Дома Макраме. На 1 этаже будут обитать самые простые, но очень нужные в повседневной жизни, узлы. Один из них мы с вами усвоили. Я его сейчас завяжу и вам продемонстрирую. Вы же поднимите карточку с его названием.
Педагог. Правильно, этот узел - «Калач» или другое его название «Через руку». Он получает прописку в квартире 1 этажа. Надпись на дверь его квартиру с именем узла прикрепит Аня З.
Прикрепление таблички с названием узла.
Педагог. Теперь мы будем расселять жильцов 2 этажа. Это мы сделаем, участвуя в выполнении самостоятельной работы «КАК МЕНЯ ЗОВУТ?» (Рисунок № 3). Я вам буду демонстрировать образцы узлов и узоров. Вы определите их названия, найдете у себя соответствующую карточку, поднимите её в руке и покажите мне. Всем ли понятен порядок работы?
Самостоятельная работа «Как меня зовут?».
Демонстрация образцов. (Рисунок № 3)
Педагог. Поселяем «жильцов» в каждой квартире 2 этажа.
Прикрепление табличек с названиями узлов и узоров.
Педагог. На 3 этаже апартаменты одинарного плоского узла. Как его ещё иначе называют?
Ответы детей. «Винт».
Педагог. Сколько разновидностей этого узла существует?
Ответы детей. Две. Левосторонний и правосторонний одинарные плоские узлы.
Педагог. Как бы плела правосторонний одинарный плоский узел Настя Б.?
Настя, помоги этому узлу занять свою квартиру.
Прикрепление таблички с названием узла.
Педагог. Особенности плетения левостороннего одинарного плоского узла нам продемонстрирует Лера Д. Она же и поселит его в Дом Макраме.
Прикрепление таблички с названием узла.
Педагог. Посмотрите вокруг. В каких изделиях, выполненных в технике макраме, размещенных в кабинете, использовался узел «винт»?
Демонстрация детьми фрагментов изделий.
Педагог. Вот так мы с вами смогли за несколько месяцев изучить довольно много узлов и узоров на их основе, изготовить изделия для украшения ваших домов и квартир и заселить 3 этажа нашего импровизированного дома. Вы обратили внимание, что на этих этажах есть ещё свободные квартиры? Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Педагог. Они пока свободны, т.к. мы ещё не изучили множество других узоров и узлов, так что нам предстоит усиленно потрудиться в будущем.
Всякое новоселье - это праздник! Он не обходится без гостей и развлечений. И к нам сегодня приехали гости - веселые клоуны. (Рисунок № 4). Вроде бы они близнецы-братья, но чем-то все же отличаются. Возьмите по листочку бумаги и карандаши, которые есть на ваших столах. Внимательно рассмотрите клоунов и запишите те отличия, которые вы увидите.
Самостоятельная работа «Найди 10 отличий».
Педагог. Пришла пора вволю повеселиться и подвигаться. Приглашаю всех встать со своих мест и образовать круг в центре кабинета. Ни один праздник не обходится без песен. Поэтому мы сейчас примем участие в веселой игре, которая называется «ПЕСНИ НА НОВОСЕЛЬЕ». Представьте, что к нам на новоселье пришли какие-нибудь животные и решили исполнить в подарок нашим новоселам песню В. Шаинского «Улыбка». Давайте вспомним её первый куплет и припев.
Повторение песни.
Педагог. Но наши гости - животные не умеют говорить словами. Поэтому прошу вас сделать это за них и спеть песню «Улыбка» от имени: ворон, лягушек. [1].
Педагог. Любой праздник не проходит без подарков. И новоселье не исключение. Подарки не только приятно получать, их приятно и дарить. Сейчас мы будем это делать с помощью игры «ВОЛШЕБНАЯ КОТОМКА». Вот моя Волшебная котомка (демонстрирую с помощью пантомимы, что на полу передо мной стоит большая сумка). Из этой Волшебной котомки я буду доставать «подарки», а вы сможете увидеть их, но не наяву, а с помощью своего воображения. Для того чтобы вы могли понять, что за вещь я достала, я буду показывать, как пользоваться ею. Как только, вы догадаетесь, что именно я достала из волшебной котомки, поднимите руку и дайте ответ.
Варианты« Подарков»: утюг, молоток, ножницы. [2].
Педагог. А теперь представьте, что Волшебная котомка стоит и перед вами. Что бы вы подарили на новоселье?
«Подарки детей».
Педагог. Как не грустно, но у всякого праздника бывает конец. И следом наступают обычные будни. Но каждому человеку вполне по силам сделать их яркими, насыщенными полезными делами и общением. Таким мы и постараемся сделать вторую часть нашего занятия. Нам предстоит познакомиться ещё с одним жильцом Дома Макраме и поселить его в квартиру на 4 этаже. Этот «жилец» многим из вас чуточку знаком, он как-то «пробегал» мимо, когда вы плели корзинку у кашпо, но лично с этим узлом вы пока не знакомы. Так давайте будем знакомиться! Для этого возьмите ваши подушки с навешенными на них нитями. Сколько нитей навешено? Все ли они одинаковой длины? Как называются те нити, которые короче? Почему длина рабочих нитей больше, чем у нитей основы?
Фронтальный иллюстративный эвристический опыт «технология плетения двойного плоского узла» (Рисунок № 5).
Педагог. Выполните левосторонний одинарный плоский узел. Теперь выполните правосторонний одинарный плоский узел. Получился новый узел. Ему надо дать имя и определить его характерные признаки. Давайте будем выяснять. Из каких 2 частей он состоит?
Ответы детей. Из петли и «замочка».
Педагог. Для получения этого узла сколько понадобилось выполнить одинарных плоских узлов?
Ответы детей. Два.
Педагог. Значит этот узел ДВОЙНОЙ. Это первая часть имени узла. Давайте продолжим плетение цепочки. Выполните ещё 1 верхний и 1 нижний одинарные плоские узлы. Повторите эту работу вновь. Как полученная цепочка располагается на плоскости подушки?
Ответы детей. Ровно, не извивается.
Педагог. То есть плоско, вдоль плоскости подушки. Вторая часть названия нового узла ПЛОСКИЙ. А полное имя - ДВОЙНОЙ ПЛОСКИЙ УЗЕЛ. При выполнении цепочки из двойных плоских узлов (в литературе есть сокращенное название ДПУ).
Итак, мы познакомились с новым узлом макраме, который используется очень часто, имеет несколько разных названий в разных странах и в разных книжных изданиях (например, «морской», «квадратный», «охотничий»). Отводим ему отдельную квартиру в нашем доме.
Прикрепление таблички с названием узла.
Педагог. Теперь обобщим наши знания о новом узле и заполним таблицу. (Рисунок № 6).
Педагог. Потрудились мы хорошо. Для получения заряда энергии, силы, бодрого настроения предлагаю вновь встать в круг. У нас устали разные части тела. Давайте им поможем расслабиться.
Упражнения: для глаз, мышц шеи.
Педагог. Я ещё предлагаю сделать «массаж» и нашему головному мозгу. Помочь утомленному мозгу может упражнение «ЗВУЧАЩАЯ СИЛА». Благодаря тонкой вибрации звуков в голове освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению. (Приложение 1)
Педагог. Мы восстановили свои силы, части нашего тела отдохнули, все готовы снова к работе. Занимаем свои места. Для лучшего усвоения нового материала сегодняшнего занятия предлагаю разгадать ребус. (Рисунок № 7).
Разгадывание ребуса.
Педагог. На следующем занятии мы с вами изготовим вот такую симпатичную подставку под горячее, используя всего один узел - двойной плоский. Чтобы она получилась такая красивая и аккуратная, надо очень хорошо и быстро научиться плести этот узел. Поэтому дома вы потренируетесь его выполнять, вспоминая наши «узелки на память.
Вот и подходит к концу наше необычное занятие. Перед вами на магнитной доске изображения 5 человеческих лиц, которые демонстрируют нам разные эмоции (Рисунок № 8). На ваших листочках отметьте номер той картинки, которая похожа сейчас на ваше лицо. А с каким лицом вы пришли? Как вас здесь встретили?
Самостоятельная работа «Как сегодня было».
Педагог. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр круга. Второй подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Потом подходит третий ученик, берет за руку любого, пожимает её и говорит «Спасибо за приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки.
Когда присоединился последний ребенок, я замыкаю круг и завершаю церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. [2].
Прощаясь с вами, дорогие ребята и наши уважаемые гости, я хотела бы пожелать вам здоровья, вдохновения, упорства в достижении цели и, конечно, счастья. И позвольте подарить вам на память сувенир, выполненный в технике макраме. Это самый древний «вечный узел» - «узел счастья», ему уже несколько тысячелетий. Он известен в искусстве всех народов Европы и Азии. Ему приписывают волшебные свойства. Я дарю вам этот узел - символ и надеюсь, что он вам принесет много счастья!