ЦЕЛИ:
- Создать условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения учителей технологии общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования по теме “Уход за волосами”;
- Показать практику работы по формированию эстетического вкуса обучающихся, их потребности в уходе за волосами.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
1. Презентация педагогического опыта:
- информация о дополнительной образовательной программе “Имиджевая школа “Последний штрих”;
- краткая характеристика обучающихся в “Имиджевой Школе”;
- результаты обучения (прогноз);
- описание достижений в опыте работы, который зафиксирован в Доме детского творчества.
2. Имитационная игра:
- проведение учебного занятия со слушателями, демонстрация приемов эффективной работы с обучающимися;
- слушатели играют две роли: обучающихся и экспертов.
3. Моделирование:
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме личностно-ориентированных технологий;
- обсуждение групповой работы (моделей занятий).
4. Рефлексия:
- дискуссия по результатам совместной деятельности педагогов дополнительного образования и учителей технологии образовательных учреждений района.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИМИТАЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
1. Информация: МОУДОД Дом детского творчества Яранского района Кировской области
2. Педагог (методист): Созонова Ольга Павловна.
3. Тема занятия: “Создание драгоценной оправы лица”.
4. Дидактическая цель: Создать условия для систематизации, осмысления и осознания блока учебной информации по теме “Уход за волосами”.
5. Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: способствовать осознанию и осмыслению учебной информации о превращении волос в “драгоценную оправу красоты”.
Развивающий аспект: способствовать обучению слушателей умению сравнивать, обобщать изученный материал и применять его в практической деятельности.
Воспитательный аспект: подвести слушателей к пониманию личностной значимости ухода за волосами, способствовать формированию эстетического вкуса слушателей.
6. Тип занятия: обобщение и систематизация ЗУН.
7. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, создание ситуации успеха.
8. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
9. Средства обучения: предметы с оправой: картина, очки, перстень, брошь, фотография в рамке; набор расчесок, флаконы с шампунем; схемы форм лица, литература по теме, раздаточный материал, таблица с ожидаемым результатом по теме и т.д.
МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Этап | Деятельность педагога (методиста) | Деятельность слушателей |
1.Оргмомент | Приветствует собравшихся слушателей | Участвуют в планировании деятельности |
2.Актуализация знаний и субъектного опыта | Актуализирует опорные знания. Проводит диалог со слушателями с выходом на тему занятия |
Активно включаются в мыслительную деятельность. Анализируют, сравнивают, делают выводы, определяют тему занятия |
3.Целеполагание и мотивация | Создает условия для самостоятельной постановки целей и мотивации познавательной деятельности слушателей | Осуществляют субъектное целеполагение: знать…, уметь…, действовать… |
4.Систематизация и обобщение | Предлагает систему заданий, организует обсуждение материала. Организует групповую, индивидуальную работу частично-поискового характера | Отвечают на вопросы, определяют тип волос по характеристике, подбирают моющий шампунь для разных типов волос, ранжируют порядок действий при мытье головы, определяют предназначение расчесок |
5.Применение учебного материала в знакомой и новой ситуации | Выявляет знания слушателей по пяти основным формам лица Организует самостоятельную работу по выполнению укладки волос. Делает обзор литературы по теме занятия | По таблице определяют формы лица: круглая, удлиненная, грушевидная и овальная. Обсуждают, делают выводы. Выполняют самостоятельную практическую работу с помощью воспитанниц “Имиджевой школы”. Обсуждают выполненные работы, слушают обзор литературы. |
6.Подведение итогов занятия (рефлексия) | Создает условия для оценки
деятельности на занятии: - знать особенности ухода за разными типами волос; - уметь ухаживать за волосами и творчески выполнять укладку волос. |
Оценивают свою деятельность на занятии, ориентируясь на поставленные цели. Пишут отзыв о занятии “А напоследок я скажу…”. |
Имитационное учубное занятие
Уважаемые коллеги, обратите внимание на стол, на котором находятся различные предметы: картины, очки, брошь, рамка, перстень… и ответьте на вопрос: “Что общего между этими предметами?”
(Ответы слушателей)
Вы правы, общее – это оправа. Действительно, у каждой вещи есть своя оправа (у картины и листа – рамки, у очков и перстня – оправа.). Что может являться оправой у лица человека?
(Ответы слушателей)
Действительно, речь пойдет сегодня о волосах как об оправе. А для того, чтобы волосы стали оправой, нужно соблюдать соответствующий алгоритм действий. Исходя из всего вышесказанного попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.
(Варианты ответов слушателей)
Действительно, тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: “Создание драгоценной оправы лица”. Какие ассоциации у вас возникли, слушая нашу тему?
(Ответы. Конечно же, это красивые здоровые волосы)
Как вы думаете, почему каждому человеку необходимо иметь именно здоровые, ухоженные волосы?
(Высказывание слушателей)
Действительно, я думаю, никто не будет отрицать значения внешней красоты человека в достижении жизненного успеха. Когда вымоете волосы, уложите их в соответствующую прическу – у вас повышается настроение, создается какой-то личный комфорт, повышается жизненный тонус, причем не только у вас, но и окружающих вас людей, повышается работоспособность, достигаются поставленные цели. Правда?
Чтобы волосы превратились в драгоценную оправу лица, что для этого нужно знать и уметь?
Педагог вместе со слушателями организует работу по таблице:
Знать | Уметь | Действовать |
-Типы волос - Виды шампуня - Инструменты и приспособления по уходу за волосами - Косметические средства для волос - Формы лица |
- Мыть голову - Сушить голову - Расчесывать волосы - Выполнять массаж головы - Подбирать нужную стрижку и укладку, соответствующую форме лица |
- Выполнение укладки (создание прически) |
Какие типы волос вы знаете?
(Ответы)
Правильно, это действительно так. В зависимости от интенсивности салоотделения волосы бывают нормальными, сухими, жирными и смешанного типа.
(Педагог раздает карточки с характеристиками типов волос, задача слушателей – определить тип волос. (см.Приложение № 1)
В зависимости от типа волос подбирается моющий шампунь.
(Все слушатели делятся на 2 группы. Педагог раздает первой группе карточки с характеристикой шампуня, второй – карточки с различными видами шампуня. Задача участников – найти пару (см. Приложение № 2)
Я не сомневаюсь, что каждый из вас умеет мыть голову, а вот правильно ли вы это делаете, давайте проверим.
(Следующее задание для участников: проранжировать порядок действий при мытье головы (с дальнейшей проверкой) (см. Приложение № 3)
Типы волос мы определили, подобрали соответствующий шампунь, в правильной последовательности вымыли голову. Что дальше?
(Предположения слушателей)
Оказывается, сушить, расчесывать и делать массаж нужно тоже по определенным правилам. Например, самый лучший способ сушки волос – это естественный способ. И ни в коем случае не расчесывайте сырые волосы, дождитесь, когда они немного подсохнут, только тогда расчешите соответствующей расческой.
Кстати, о расческах. Перед вами находятся различные виды расчесок. Определите, для чего нужна каждая из них?
(Перед слушателями выложен набор расчесок: редкозубая, деревянная, металлическая, с пятью кончиками и т.д. Участники определяют функцию каждой из расчесок)
Волосы практически готовы для того, чтобы по праву назваться “драгоценной оправой красоты”, осталось подобрать такую прическу, которая бы действительно скрыла все недостатки и выгодно подчеркнула достоинства лица. А знаете ли вы, что существует 5 основных форм лица: круглая, удлиненная, грушевидная, треугольная, овальная.
(Педагог совместно со слушателями рассматривает схемы форм лица
- При круглой форме – высота и ширина лица зрительно одинакова. Для такой формы рекомендуют высокие прически, которые зрительно вытянут лицо.
- Удлиненное лицо заметно вытянуто по вертикальной линии. Высота его значительно больше ширины. Скрыть это удается с помощью пышной по бокам прически, также длинной челки.
- Грушевидное лицо выделяется, прежде всего, массивной нижней челюстью и широким подбородком. В таком случае подойдут пышные высокие прически, с градированными прядями вокруг лица. Длина волос – до подбородка.
- Треугольная форма лица характеризуется высоким и объемным лбом, широким в височной части и узким слабовыраженным подбородком. При такой форме лица обязательно нужна челка, желательно “зубчиками”, а также прически с градуированными прядями вокруг лица.
- И, наконец, овальная форма лица считается наиболее идеальной и не нуждается в корректировке. Для такой формы подходит любая прическа и любая стрижка.
Для того, чтобы вся эта информация усвоилась у каждого из вас, давайте закрепим ее на практике. Я попрошу подойти ко мне двух желающих. Сейчас попробуем все вместе определить их формы лица.
(Слушатели определяют формы лица)
Осталось выполнить последний шаг для создания “драгоценной оправы” вашего лица. И в этом нам помогут воспитанницы второго года обучения детского объединения имиджевой школы. На всю работу отводится 20 минут.
(Девушки второго года обучения “Имиджевой школы” выполняют на двух участницах укладки)
Пока девушки выполняют укладки, я познакомлю вас с новейшими тенденциями моды причесок в этом году.
(Обзор литературы, демонстрация фото, слайдов с новинками причесок)
Посмотрим на выполненные работы наших девушек и зададим вопрос участницам: довольны ли вы своей прической? Повысилось ли ваше настроение?
(Ответы участниц)
Итак, для того, чтобы ваши волосы стали “драгоценной оправой”, у вас всегда было хорошее настроение и повышался жизненный тонус, вспомните, что для этого нужно знать и уметь?
(Ответы слушателей)
Правильно, вы должны знать свой тип волос, подобрать соответствующий типу волос шампунь, уметь правильно мыть, сушить, расчесывать свои волосы, уметь правильно подбирать стрижку и укладку соответственно форме лица, а также выполнять саму укладку. И тогда вы будете неотразимы.
Уважаемые коллеги, я хочу вас попросить заполнить анкету-отзыв “А напоследок я скажу…”, где нужно ответить на следующие вопросы:
- Информация, которую вы получили на занятии, стала полезной для вас?
- Что для вас было новым?
- Можно ли данный материал использовать в практике вашей работы?
- Что осталось непонятным или хотелось бы дополнить?
(Ответы педагогов)
Спасибо за внимание. До скорых встреч.