Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как считали на листочках
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Твори! Учись и пробуй!
О том, что уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления музыки и изобразительного искусства (а не пения и рисования) в школе. На протяжении 3-х лет работы в школе в качестве учителя музыки и изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.
Кому-то эта идея покажется далеко не новой, но я делаю только первые шаги в этом направлении, и, может быть, материал, наработанный мною, принесёт кому-нибудь пользу. После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.
Так, например, на уроках музыки и изобразительного искусства в начальной школе я достаточно широко использую интерактивные обучающее-развивающие программы с игровым сценарием, ориентированные на дошкольников и младших школьников. Такими являются “Чайковский. Щелкунчик”, “Мусоргский. Картинки с выставки”, “Рафаэль Санти” из серии “Музыка и живопись для детей”, “Сен-Санс. Карнавал животных” из серии “Восприятие и творчество”, “Музыкальный класс”, “Арт-студия” (New Media Generation) “Учимся рисовать” (“Новый диск”) и другие.
Так, например, на работу с программой “Сен-Санс. Карнавал животных” при достаточном количестве часов можно затратить несколько уроков. На одном занятии мы знакомимся с основным содержанием программы, куда входят сведения о композиторе, музыкальные темы из сюиты и задания, которые предлагается выполнить после просмотра и прослушивания музыкальных тем. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками. На следующем уроке по выбору детей мы вспоминаем наиболее понравившиеся и запомнившиеся им номера, некоторые из них прослушиваем, а затем я предлагаю ребятам раскрасить картинки к понравившимся им номерам, которые предлагаются в раскраске этой программы. Примеры некоторых рисунков приводятся ниже. (Рисунок 1).
В данном случае происходит интеграция уроков музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).
С учащимися 5 – 6-х классов мы начинаем работать мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний “Просвещение-МЕДИА”, “МедиаХауз”, “Новый диск”. Эти программы имеют такие положительные моменты, как:
- представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;
- различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;
- работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы;
- интерактивность – активная роль пользователя.
Ребята постарше (7 – 8-е классы) для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству учащиеся пользуются энциклопедиями на CD-ROM, такими как “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” на 10 CD и “Большая Советская Энциклопедия” на 3 CD, “Энциклопедия современной музыки” на 2 CD. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые:
- поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
- имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
- поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;
- включают в себя аудио- и видеофрагменты;
- включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
Среди большого количества преимуществ у готовых программных продуктов есть, на мой взгляд, и ряд недостатков:
- малое количество “обучающих” программ связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом;
- нет адресности на определённую группу пользователей;
- большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока.
В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. Таким образом, современные мультимедиа энциклопедии, словари, игры с элементами обучения (не все!) требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя и методиста. Однако если в некоторых программах не предусмотрено пространство для творческой работы учащихся, то много возможностей для творчества учителя: CD содержат качественный иллюстративный материал, обширные комментарии, словари т.п.
Таким образом, для художественного образования содержимое CD пока может служить “сырьём”, на основе которого учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству того или иного композитора или художника, а также тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:
- можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;
- позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;
- позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.
Мультимедиа презентации на уроках
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:
- во время знакомства с творчеством того или иного композитора
- при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов
- во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием
- во время изучения темы “Семь чудес света” в 8-ом классе
- при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Особенности народных глиняных игрушек”, “Жанры изобразительного искусства”, “Виды изобразительного искусства”, “Музеи мира”, “Русское деревянное зодчество”, “Классика в России”, “Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга” и др.
- при закреплении темы “Декоративно-прикладное искусство в жизни людей”
Так, например, презентацию творчества Ивана Ивановича Шишкина я использую для фронтальной работы с классом, но с ней же ребята могут работать ребята и индивидуально (Приложение 1). Эту презентацию можно использовать в разных классах (например, по программе Б.М. Неменского в 3-м классе в теме “Картина-пейзаж”, в 6-м классе – “Пейзаж – сфера искусства, в которой формируется отношение к природе”, в 7-ом классе – “Природа в живописи и графике. Жанр пейзажа” и др.), адаптируя её для того или иного возраста.
Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
Web-странички на уроках
Представляют собой набор страниц, объединённых между собой общим замыслом или темой и переход между которыми осуществляется с помощью гиперссылок. Они содержат в себе тексты, портреты, репродукции с картин и их краткое описание, и, обязательно, музыкальные фрагменты для звукового восприятия. Кроме того, могут включать тестовые задания, благодаря которым ребята имеют возможность проверить свои знания. Такие страницы могут выглядеть следующим образом. (Рисунок 2).
Надо сказать, что такие страницы удобно использовать как для фронтальной работы с детьми, так и для их индивидуальной самостоятельной работы.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к музыке и изобразительному искусству, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников по этим предметам.
К результативности моей деятельности я отношу:
- положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.