Оформление сцены.
На листе ватмана нарисован компьютер (можно, если есть возможность, поставить настоящий компьютер). На стене и на занавесках прикреплены надписи (“Информация”, “Компакт-диск”, “Бит”, “Байт”, “Компьютер”, “Монитор”, “Пиксель”, “Клавиатура”, “Мышь”, “Принтер”, “Картридж”, “Лазерный принтер”, “Струйный принтер”, “Матричный принтер”, “Процессор”) и изображение принтера, клавиатуры, монитора, мыши.
Артисты – ученики 5 – 7 классов. На голове каждого участника сказки шапочка с названием и изображением того устройства, которое он представляет.
Выходит ведущий и спрашивает у зрителей, указав на компьютер:
ВЕДУЩИЙ Вы знаете, что это за предмет? (Ответ зрителей – компьютер). Правильно. Это компьютер. Для чего нам нужен компьютер? Компьютер помогает врачам лечить больных, журналистам писать статьи, инженерам делать сложные вычисления, архитекторам проектировать огромные красивые здания, композиторам сочинять музыку, а художникам создавать удивительные картины – реальные и фантастические. В общем, компьютер – на все руки мастер. Тем и отличается он от других машин, которые умеют делать только что-нибудь одно. А еще с компьютером можно просто поиграть…
Сегодня мы вместе с Алисой, которая очень любит путешествовать, совершим путешествие не в страну Чудес, а в компьютерное королевство – владения Великого Магистра.
Как-то вечером Алиса закрыла тетрадку с домашним заданием и, вздохнув, посмотрела на спину отца. Уже девять часов вечера, а он все еще сидит за компьютером. Алисе очень хотелось поиграть, но она понимала, что папа занимается важным делом. Он изобретает устройство, которое перенесет человека в виртуальный мир. Папа даже составил специальную программу и записал ее на компакт-диск. И вот в доме наступила тишина. Все уснули, а Алиса:
ВЫХОДИТ МАЛЬЧИК БИТ:
Презрев родительский запрет,
Однажды вечерком
Алиса положила диск
В открытый CD–ROM.Что диск тот вовсе не с игрой,
Ей было невдомек.
Конечно, это всем,
Надеюсь я, урок!Дисплей раскрылся широко,
Как створки у ворот,
И пред Алисою возник
В чужое царство вход.И кто-то ввел ее туда,
Взяв твердою рукой,
И накрепко большая дверь
Закрылась за спиной
ВЕДУЩИЙ Едва Алиса открыла глаза, как увидела перед собой красивую незнакомку. На голове у нее была корона, украшенная нулями и единицами.
АЛИСА Ой, где это я? Меня что, похитили? А Вы кто, прекрасная незнакомка? Почему Ваша корона украшена нулями и единицами?/
ФЕЯ ИНФО Алиса, ты находишься во владениях Великого Магистра, тебя никто не похищал. Ведь ты сама этого хотела? А я – фея Инфо.
АЛИСА А, поняла: информатика!
ФЕЯ ИНФО Нет, не информатика, а ИНФОРМАЦИЯ. Информатика – это наука об информации и о том, как ее хранят, обрабатывают и передают. Информация … А как ты думаешь, что это такое?
АЛИСА Ну… я думаю, это разные полезные сведения, накопленные человечеством.
ФЕЯ ИНФО То, о чем ты говоришь, это знания. А знания, передаваемые от человека к человеку, становятся информацией. Скажи, пожалуйста, синяк под глазом у твоего соседа по парте – информация?
АЛИСА Это для кого как. Для его мамы – наверняка, информация, а для меня нет. Мне до этого мерзкого мальчишки нет никакого дела.
ФЕЯ ИНФО Ты ошибаешься. Ты тоже получила информацию, просто информация может быть кому-то нужной, а кому-то ненужной, то есть полезной или бесполезной. А если мальчик сказал маме, что это ты поставила ему синяк?
АЛИСА Но ведь это же неправда!
ФЕЯ ИНФО Значит, информация может быть достоверная и недостоверная, а точнее – ложная или истинная. А теперь скажи, следы на земле – информация?
АЛИСА Конечно, информация – для сыщиков! Правда, следы не всегда видны, но тогда выследить преступников помогают собаки – ищейки.
ФЕЯ ИНФО Вот видишь, оказывается, информация может быть и недоступна человеку, но это не значит, что ее нет. Ведь для собак-то она есть! Получается, что информация может быть полезной и бесполезной, достоверной и недостоверной, доступной и недоступной для человека. А главное – она разнородна, то есть может существовать в виде самых разнообразных форм. Но это только у вас, в большом мире. Здесь же, во владениях Великого Магистра, она хоть и разнообразна, но все же однородна.
АЛИСА Как это?
ФЕЯ ИНФО Для того, чтобы информацией могли обмениваться не только человек с человеком, но и человек с машиной и даже одна машина с другой, она обязательно должна быть однородной. Только с такой информацией Великий Магистр может работать – принимать ее, обрабатывать и передавать. Любая информация у нас представляется в виде цепочки символов.
АЛИСА У кого это «у нас»?
ФЕЯ ИНФО Со временем ты все узнаешь. Поживи в нашей стране, постарайся как можно больше понять и запомнить. А провожать тебя будет мой паж. Он тебе все объяснит.
АЛИСА Я не хочу ни с кем путешествовать по чужой стране. Мне нужно завтра в школу! Подождите, дорогая фея!
Фея, помахав рукой, уходит.
Выходит мальчик, на голове у которого шапочка с надписью «Бит», а на груди и спине, соответственно, прикреплены цифры «1» и «0».
БИТ Не волнуйся, девочка, все будет хорошо, я тебя поведу по нашей стране. Не бойся.
АЛИСА Ты кто?
БИТ Я – Бит.
АЛИСА Кем бит?
БИТ Никем я не бит, мое имя – Бит.
АЛИСА Тогда расскажи, чем знаменит.
БИТ
Я ночь, я день,
Я свет, я тень,
Огонь или вода,
Я Он или Она.Я звук, я тишина,
Я мир или война,
Вопрос или ответ,
Я «да» или я «нет».Могу быть смехом или болью,
Могу быть истиной и ложью.
В компьютере я хлеб и соль:
Я Единица или Ноль!
АЛИСА (сморщив нос): Какой-то ты скучный, однообразный. Точнее, двуобразный. Но я-то знаю, что кроме дня и ночи есть еще утро и вечер, кроме тишины – целых семь нот, да и цветов в радуге тоже семь. Как можно жить в таком ужасно-преужасно ограниченном мире?
БИТ Можно, Алиса, и нам тут очень даже удобно.
АЛИСА И все-таки я не понимаю, как можно обходиться азбукой всего из двух цифр?
БИТ Один в поле не воин, как ты знаешь, но у меня есть семь братьев. А все вместе мы уже – сила!
Выходят семь мальчиков. Встают все рядом в линию. У всех на головах шапочки с надписью со словом «Бит», впереди прикреплена цифра «1», сзади – цифра «0».
БИТ 1
Нас восемь братьев-близнецов,
И род наш знаменит,
Хотя любой, в конце концов, –
Всего один лишь Бит.
БИТ 2
Бит может только «нет» иль «да»
Сказать, когда один.
Но восемь битов – это Байт.
Мы – целый алфавит!
АЛИСА Восемь мальчишек, и целый алфавит? А вы хоть знаете, сколько в нем букв?
БИТ Все очень просто, Алиса.
Бит прикрепляет магнитом плакат с компьютерным алфавитом, т.е. соответствие каждой букве двоичного кода.
Мальчики поворачиваются то передом, то спиной и показывают изображение в двоичном алфавите имя нашей героини АЛИСА.
1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 |
получилась буква А получилась буква Л получилась буква И получилась буква С получилась буква А |
При изображении детьми очередной буквы ведущая показывает эту букву на листе бумаги.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П |
10000000 10000001 10000010 10000011 10000100 10000101 10000110 10000111 10001000 10001001 10001010 10001011 10001100 10001101 10001110 10001111 |
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я |
10010000 10010001 10010010 10010011 10010100 10010101 10010110 10010111 10011000 10011001 10011010 10011011 10011100 10011101 10011110 10011111 |
БИТ 3 Вот и получилось, что мы «написали» твое имя. Мы можем поворачиваться и так и сяк, и каждый раз вместе будем обозначать новую букву. И не только букву, но и точку, запятую и все остальные знаки препинания. А еще – цифры, знаки арифметических действий.
БИТ 4 Когда пересылают такие байты один за другим, получится целый «поезд» информации. У нас эти поезда называются файлами. Так можно записать не только твое имя, но и целую книгу, и даже многотомную энциклопедию.
БИТ 5 Конечно, поезд получится очень длинный, но ничего страшного в этом нет. Дороги у нас очень даже скоростные.
АЛИСА Но это же очень долго, писать длиннющие вереницы из нулей и единиц. А запомнить эти коды и вовсе невозможно!
БИТ А их и не надо писать. И запоминать тоже не надо. Вот, кстати, познакомься с баронессой Клавиатурой.
На сцену выходит девочка с короной, на которой изображены символы клавиатуры.
КЛАВИАТУРА Здравствуй, Алиса! Я вижу, что тебе необходима моя помощь. Я служу для ввода символьной информации – букв, цифр, знаков препинания и некоторых команд, которые особенно часто бывают нужны. Моя прабабушка – печатная машинка. Давным-давно я была механическим устройством и при нажатии на клавишу пробивала отверстия на перфокарте или перфоленте. Там, где отверстие есть, – единица, где нет – ноль. А теперь при нажатии на любую клавишу я создаю нужный электрический сигнал, то есть байт информации. Вот только пальцы человека работают очень уж медленно по нашим компьютерным меркам, – баронесса вздохнула. – Не исключено, что скоро меня отправят в утиль, а мое место займет микрофон с устройством преобразования человеческой речи в текст. Благодаря ему, компьютер сможет понимать голосовые команды … Но пока люди пользуются клавиатурой. (Баронесса тихонько удаляется.)
АЛИСА Как здорово! Значит, я могу напечатать все, что я хочу? А как насчет изображений?
На сцене появляется мальчик с изображением и надписью «Монитор».
АЛИСА Кто Вы, добрый человек?
МОНИТОР Разрешите представиться: сеньор Монитор. Мое дело – показывать на своем экране текст и картинки. Иногда меня называют еще дисплеем.
АЛИСА Вот-вот, о картинках я и хотела Вас спросить, уважаемый сеньор Монитор. Разве можно представить изображение в виде последовательности из нулей и единиц?
МОНИТОР
Конечно! Показываю тебе, как это делается. Я возьму первую букву твоего имени и сильно увеличу ее.
(Показывается плакат с увеличенной буквой А. Рисунок 1).
А теперь я наложу это изображение на сетку из маленьких квадратиков, вот так. (Показывается следующий плакат. Рисунок 2).
Ну, а теперь я закрашу те квадратики, в которые попала хоть какая-то часть изображения. Эти квадратики называют пикселями (по-английски – «ячейки изображения»). Получится вот что: (показать плакат. Рисунок3).
<Рисунок 1> <Рисунок 2>
БИТ
Остальное совсем просто: темным квадратикам мы присвоим значение 1, а светлым – 0. Получится таблица из нулей и единиц. Если ее передать по строкам, это будет опять-таки последовательность из нулей и единиц.
<Рисунок 3>
МОНИТОР Конечно, наше изображение получилось грубым, но если построить его на сетке с меньшими по размерам пикселями, то оно будет вполне похожим на оригинал. Количество пикселей, умещающихся на одном дюйме (это примерно два с половиной сантиметра), называют разрешением экрана. Чем больше разрешение, тем лучше получится изображение.
АЛИСА А как изображение получается цветным?
БИТ Если каждому пикселю присвоить не один бит, а восемь, т.е. целый байт, то «запомнить» можно будет уже не только белое и черное, а множество различных оттенков серого цвета. Каждому присвоен свой двоичный код, как букве или цифре.
МОНИТОР А для того, чтобы изображение сделать цветным, надо выделить пикселю три байта – по одному для каждого из трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Их различные сочетания дадут миллионы всевозможных цветовых оттенков. Это намного больше, чем цветов в радуге. Конечно, наш «поезд» с изображениями получится намного длиннее.
АЛИСА А как заставить картинку двигаться?
МОНИТОР Этот процесс называется анимацией. Пиксели, из которых состоит изображение, на экране сначала высвечиваются, затем гасятся и снова высвечиваются, но уже немного в другом месте. Если это повторять быстро, получится полная иллюзия движения, как в кино.
АЛИСА Ах, вот оно что! Теперь я понимаю, как движутся все картинки в компьютерных играх! И как только Вы не запутаетесь в таком огромном количестве точек и цветовых оттенков, да еще быстро меняющихся! (Алиса посмотрела на сеньора Монитора с нескрываемым уважением).
МОНИТОР Мне помогает Видеокарта. Она преобразует команды в понятные для меня сигналы и никогда не ошибается.
АЛИСА Спасибо, Ваше Сиятельство, мне все стало понятно. А теперь нам снова пора в дорогу. Мне кажется, что там, идет очень интересная дама.
«Монитор» уходит. На сцену выходит девочка с изображением и надписью «Мышь».
МЫШЬ Да, я очень интересная дама. Скажу без ложной скромности, ведь это я помогаю Великому Магистру управлять страной. Да – да! Я хоть и устройство точечного ввода информации, но без меня эта старуха Клавиатура не справилась бы. Она совершенно не умеет командовать! По ней хоть всеми десятью пальцами стучи, толку мало. А со мной можно всего одним пальцем большие дела вершить. Как говорится, мал золотник, да дорог!
АЛИСА А вы что, умеете командовать? Интересно, как?
МЫШЬ Да очень просто. Ты когда-нибудь видела на экране монитора прямоугольные кнопки с надписями?
АЛИСА Конечно.
МЫШЬ Так вот, я бегаю по коврику, а мой двойник, курсор, – по экрану. В нужном месте я щелкаю своей клавишей и – готово, команда подана. Между прочим, я умею не только командовать. Я могу запустить какую-нибудь стандартную программу, а еще – красиво оформить текст, набранный Клавиатурой.
АЛИСА Как хорошо вы мне все объяснили, дорогая Мышь. Мне все стало понятно, спасибо Вам.
МЫШЬ Я рада, девочка, что смогла тебе помочь. До свидания! (машет рукой). («Мышь» удаляется.)
АЛИСА До свидания! (Машет рукой). Так. А куда же идти дальше?
Выходит на сцену мальчик с изображением и надписью «Принтер». Во время своего выступления показывает изображение буквы, полученное на матричном, струйном и лазерном принтерах.
ПРИНТЕР Вы не знаете куда идти? Идите за мной на печатный двор. Знаете, Алиса, чем мы занимаемся?
АЛИСА Нет, не знаю. А чем занимаются у вас?
ПРИНТЕР У нас такие картинки печатают, что не во всякой книжке увидишь. И цветные тоже, не всякая типография так сможет.
Я лазерный принтер. У меня изображение, и текст сначала прорисовывает луч лазера. Он мгновенно нагревает бумагу, и порошок – краситель (его еще называют тонером) приклеивается к ней намертво. Но у меня есть два брата. Струйный принтер все «рисует» тонкими струйками разноцветных чернил. Второй брат – матричный принтер, у него есть головка с иголочками. Иголки ударяют по красящей ленте, как в пишущей машинке, только быстрее. Чем больше иголок у матричного принтера, тем лучше получается изображение.
Но он, к сожалению, печатает хуже и медленнее меня, зато краситель у него самый дешевый.
Красители для всех принтеров хранятся в специальных сменных коробочках – картриджах. Кончился краситель – надо купить и поставить новый картридж. У некоторых принтеров три картриджа, по одному на каждый из трех цветов (красный, зеленый, синий). А есть еще четырехцветные принтеры, с отдельным картриджем для черного цвета. Они печатают еще лучше.
АЛИСА Даже уходить отсюда не хочется, дорогой мистер Принтер.
ПРИНТЕР Но ведь ты теперь часто будешь у меня в гостях, не так ли Алиса? Ты многое узнала.
АЛИСА Да, да! Спасибо Вам. Я очень многое узнала. До свидания!
«Принтер» уходит со сцены.
АЛИСА Какое замечательное путешествие я совершила! Но как бы мне снова всех увидеть? Хлопну-ка я в ладоши, а вдруг все вновь появятся? (Алиса хлопает. На сцену выходят сначала все мальчики – “Биты”).
БИТ 6
Здесь уютно, как в каюте,
Информация живет.
Чудо–импульсы компьютер
Сам сюда передает.
БИТ 7
И они гурьбой веселой
Возникают там и тут,
В память импульсы, как пчелы,
Информацию несут.
БИТ 1
Сохранится в этих сотах
Все на долгие года.
Человек забудет что-то,
А компьютер – никогда!
БИТ 2
Ум компьютера – процессор.
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.
БИТ 3
И ведет легко и быстро
Мой компьютер сложный счет,
Он решенье программисту
На дисплее выдает.
БИТ 4
Но видно, мало просто всех
В компьютере собрать.
Ведь должен умный человек
Машиной управлять!
БИТ 5
Он должен многое уметь
И многое узнать,
И думать, а не просто так
На кнопки нажимать!
БИТ 6
Ты лишь на старте, длинен путь,
Но к цели он ведет.
И мир компьютеров тебя,
Быть может, увлечет
А затем выходят все действующие лица.
ФЕЯ ИНФО А теперь скажите, кто я? Что я?
ОТВЕТ
КЛАВИАТУРА Для чего нужна вам я?
ОТВЕТ
МОНИТОР Роль какая у меня?
ОТВЕТ
МЫШЬ Чем я занята бываю каждый день, не засыпая?
ОТВЕТ
ПРИНТЕР Посмотрите на меня, и запомните, друзья, что без принтера не могут люди обойтись и дня! Почему?
ОТВЕТ
Звучит музыка, все герои в лучах разноцветного света.
ВСЕ ВМЕСТЕ Вы увидели, друзья! Без компьютера нельзя!
ВЕДУЩИЙ А теперь попробуем разгадать загадки:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же – . . .(компьютер)!
БИТ 7
У тебя вопросов много,
Подскажу тебе я: с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.Отвечает без капризов,
Задавай вопрос быстрей,
Этот умный телевизор
Называется – . . .(дисплей)!
ВЕДУЩИЙ На этом мы сегодня заканчиваем наше выступление. Роли исполняли ученики 5 – 7 класса.
И называет фамилии и имена своих одноклассников. Все вместе дети произносят: «До свидания!»
Звучит музыка, играет свет.