Ведущий: Вечер посвящается разделу физики – электричеству.
Правду говорят: “Гром не грянет – мужик не перекрестится”. А какой же гром без молнии? Сколько же миллионов раз должна была сверкнуть молния, чтобы мужик, перекрестившись, наконец-то задумался: а что же это такое?
Между натёртыми кусочками янтаря, притягивающими предметы, и молнией, казалось бы, ничего общего. А ведь всё это – электрические явления. И слово-то “электричество” от “янтаря” пошло. Но чтобы уловить родственность столь не похожих явлений, потребовались опять таки тысячелетия.
Что же, человек такой тугодум? Да нет, слишком “тонкой материей” оказалось электричество. Но уже, когда выяснилось, что в нём, к чему люди так крепко “запрягали” его, так приспособили, что всего за двести лет изменили с его помощью облик всей своей жизни.
Электротехника, электроника, электроэнергия, электропровод, электросварка, электростанция, электромузыкальные инструменты.
Ну, ни шагу без ЭЛЕКТРИЧЕСТВА!!!
Вашему вниманию предлагается КВН между командами “Электроник” и “Супер электрики”, встречайте. (Под музыку заходят команды, звучит песня “ Мы начинаем КВН”, припев поёт весь зал).
1 куплет:
Снова в нашем зале
В нашем зале нет пустого места,
Снова в мире знаний
Побываем с вами мы сейчас,
Значит в этот вечер
В этот вечер будет интересно,
Будет интересно
И болельщикам и игрокам.
Припев:
Мы начинаем КВН
Для того, для того,
Чтоб все узнали
Что скорость – V, а Q – тепло.
Пусть не решить нам всех проблем
Не решить всех проблем,
Но кто такой был Архимед,
Надо знать будет всем.
2 куплет:
Снова кто-то спросит
Так чему равна же сила тока,
Снова кто-то скажет
Нам без физики нельзя никак,
Вам сейчас покажем,
Что в науке этой все мы доки
Кто её не знает,
Тот, наверное, чудак и так.
Припев:
3 куплет:
Снова будем ждать мы
Будем ждать мы с нетерпеньем встречи,
Это значит будет встреча с физикой ещё не раз
Это значит снова,
Снова будет долгожданный вечер,
Вечер, где мы снова скажем вам и так.
Припев:
I. Приветствие команд.
II. Разминка команд:
а) Задача №1 (15 мин.)
Определить длину мотка медного провода, покрытого толстым слоем изоляции, не разматывая его, если начало и конец провода выведены наружу. (каждой паре даётся по мотку провода.) Предлагаются различные физические приборы на столе, следует выбрать нужные, проделать опыт и произвести расчёты.
(Решение. 1) Зачистить концы провода, измерить микрометром его диаметр и по формуле Sопределить площадь сечения.
2) Собрать электрическую цепь и измерить силу тока в проводе и напряжение на его концах; по формуле R= U/ I вычислить сопротивление мотка.
3) Зная сопротивление мотка, удельное сопротивление меди и площадь поперечного сечения провода, рассчитать его длину l= .)
Задача №2 – теоретическая, на предсказание явления. Имеется электрическая цепь, состоящая из источника тока, реостата и трёх параллельно включённых ламп, амперметра и вольтметра (демонстрирует схему через проектор).
Вопросы:
1) Как будет изменяться сила тока в подводящих проводах, если по очереди отключать лампы, а ползунок реостата не двигать?
2) Как при этом будет меняться потребляемая лампами электрическая мощность?
Ваши опыты-предсказания я проверю на опыте.
Задача №3. К источнику тока последовательно с резистором R включили вольтметр. Вопросы для вас:
1) Не перегорит ли вольтметр?
2) Что он покажет, если цепь исправна?
3) Каковы будут показания вольтметра, если резистор перегорит?
4) Если вместо резистора последовательно с вольтметром включить лампу, рассчитанную на напряжение данного источника, то будет ли она гореть в случае исправной цепи?
III. Задание командам. (Создать литературное произведение любого жанра на тему “Электричество”, куда бы вошли ваши знания законов, открытые учёными, работавшими в этой области, эпизоды из их жизни. В это время ребята исполняют гимн Физике.)
IV. Конкурс на лучшего физика команды.
а) Проводится электровикторина.
б) Заслушивается 3 задание.
V. Конкурс знатоков литературы и физики проводится под названием “Жизнь среди молний”.
В зале гасится свет, только свет проекционного фонаря освещает чтеца. В те моменты, когда чтец произносит слова, принадлежащие “молнии” на сцене вспыхивает “молния” (это включают стробоскоп), слышатся удары грома. Читается стихотворение и сопровождается ударами молнии и грома.
“Со мною кто сравнится?”
Я! – Дуб сказал могучий,
Взмахнув вершиной гордой.
Из облаков зловещих
Летучею змеею
Вдруг молния блеснула
И крепкий дуб сломила,
Как бы дитя играя,
Цветка согнуло стебель.
“Со мною кот сравнится?”
Я! – прозвучала Башня,
Чьё золотое темя
Отовсюду гордо блещет,
Когда не покрывают
Его, как флером, тучи.
Но небеса разверзлись
Для молнии гремучей.
Летит драконом страшным
С зияющею пастью;
Мгновенье – и не стало
Главы у гордой башни;
Лишь чёрными ручьями
Вниз по стенам стекает
Расплавленное злато.
“Нет, мне никто не равен!”
Сказала и стрелою
Нырнула в волны моря,
Где только что спесиво
Корабль военный нёсся.
Пожар! В минуту с треском
Горящие остатки
На воздух разметало;
Потом опять всё в море
Упало, потонуло
И дивного строенья
Как будто не бывало…
(Елизавета Кульман. “Молния”)
Ведущий.
Молния – это величественное и грозное явление природы – невольно вызывающее у нас страх…
В различных частях света одновременно происходит более 50 тысяч гроз, общая мощность разрядов которых каждую секунду сотни миллионов киловатт. Молнии приносят огромный ущерб: так, например, в США он ежегодно составляет десятки миллионов$.
Для борьбы с молнией сооружают громоотводы, молниеотводы (с помощью электрофорной машины демонстрируется роль молниеотводов и действие молнии без громоотвода).
Звучит по микрофону отрывок из произведения:
Задание первое. Назвать авторов, которые посвятили грозе свои поэтические строки.
1. “До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в непрерывные раскаты, обнимающие весь небосклон… Вся окрестность принимает мрачный характер”.
2. “Ветер воет… Гром грохочет…
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний”
3. “Когда же горами пойдут по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат и молния изламываясь между туч, разом осветит целый мир …”
4. “Стало быстро и как-то неверно, тревожно темнеть от надвигающихся с востока туч, стало тяжко греметь, сотрясая всё небо, и всё шире пугать, озарять красными сполохами… Через полчаса наступила кромешная тьма, в которой со всех сторон рвало то горячим, то очень свежим ветром, слепило во все стороны метавшимися по чёрным полям розовыми и белыми молниями и поминутно оглушало чудовищными раскатами и ударами с невероятным грохотом и сухим, шипящим треском…”
5. “Вдруг над самой головой его со страшным, оглушительным треском разломалось небо… и внизу, на земле, вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно едкий свет. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…”
6.
“Вот пробилась из-за тучи синей молнии струя,
Пламень белый и летучий окаймил её края.
Чаще капли дождевые, вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые всё сердитей и смелей”,
а) Толстой А.Н. “Детство, отрочество, юность”
б) Горький “Песня о буревестнике”
в) Гоголь “Страшная месть”
г) Бунин “Жизнь Арсеньева”
д) Чехов “Степь”
е) Тютчев “Гроза дорогой”
Задание второе. Объяснить природу грозовых разрядов и оценить мощность молнии.
(U=108 В одно грозовое облако несёт в себе миллионы тонн капелек воды с энергией равной энергии мегатонной термоядерной бомбы.)
Задание третье. Представьте, что гроза застала вас на открытой местности, где растёт одинокое дерево. Вы ведёте на металлической цепочке собачку, в другой держите зонт. Как в таком случае наиболее правильно уберечь себя и собачку от грозы?
Ведущий. Ток полезен, но и очень опасен (представляется таблица об опасности действия тока).
Сила тока при частоте 50 Гц | Эффект действия тока |
0 – 0,5 мА 0,5 – 2 мА 2 – 10 мА 10 – 20 мА 16 мА 20 – 100 мА 100 мА – 3 А Более 3 А |
Отсутствует Потеря чувствительности Боль, мышечные сокращения Растущее воздействие на мыщцы, некоторые повреждения Ток, выше которого человек уже не может освободиться от электродов Дыхательный паралич Смертельные желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация) Остановка сердца. (Если шок был кратким, сердце можно реанимировать.) Тяжёлые ожоги |
VI. Конкурс болельщиков (команды готовятся к домашнему заданию).
VII. Домашнее задание (вести с урока физики)
После домашнего задания слово предоставляется жюри (звучит музыка).
VIII. Ведущий. Случилось ЧП, инопланетяне выкрали капитанов команд, требуют выкуп – отдать кроссворд и назвать пароль.
Через проектор демонстрируется кроссворд.
фамилия великого английского учёного, в честь которого названа единица электроёмкости. (Фарадей)
2 – фамилия учёного, изучавшего в России грозовые электрические разряды и погибшего в 1753 г. во время опыта от удара молнии. (Рихман)
3 – фамилия великого французского физика и математика, именем которого названа единица силы тока. (Ампер)
4 – великий английский физик, в честь которого названа единица силы. (Ньютон)
5 – французский учёный, в честь которого названа единица электрического заряда. (Кулон)
6 – фамилия великого русского учёного, основателя Московского университета. (Ломоносов)
7 – известный советский физик, поставивший описанный в школьных учебниках опыт, который доказал, что существует предел деления электрического заряда и что есть частица, имеющая самый маленький заряд. (Иоффе)
8 – учёный, открывший явление разложения белого цвета в спектр на семь цветов. (Ньютон)
Ведущий. Итак, код найден. Франклин. Американский учёный и политический деятель XVIII в. Изучал атмосферное электричество и на опытах доказал, что молния имеет ту же природу, что и электрические искры, полученные в лаборатории, изобрёл молниеотвод. Имел прогрессивные взгляды, боролся за отмену рабства негров, участвовал в создании Декларации независимости.
IX. Конкурс капитанов.
(Ученики IX – X классов демонстрируют опыты, капитаны должны объяснить их)
- волосы дыбом. (Берут два листа из оргстекла наэлектризовывают с помощью электрофорной машины и подносят к волосам желающим из зала.)
- зажигают свечу (металлический наконечник соединяют с кондуктором электрофорной машины и подносят его к свече, на фитиле лежит кусочек ваты, смоченный эфиром.)
- заставляют палочкой вращаться большую линейку
- опыт с гильзой
- заряжают человека, тот лампочку.
X. Вопросы болельщикам.
XI. Слово жюри.
Команде-победительнице предоставляется право открыть монумент физики.
В исполнении команды-победительницы звучит гимн физики.
(На мотив песни “Песня остаётся с человеком”.)
Физика двери открывает для ученья
Каждый помнит это без труда.
Наши мысли, чувства, наше настроенье.
Пусть в науку нас ведут всегда.
Припев:
Через годы, через расстоянья
На любой дороге в стороне любой
Нам помогут в жизни знанья
Что добыли в физике родной.
Физик с книгой ты сдружился прочно
Опыт трудный к мудрости ведёт.
Будет мир наш ясный взвешенный и точный
Он ведь знания физики обретёт.
Припев:
Без физики не прожить людям на свете,
Физик лепту здесь свою внесёт.
Чтоб счастливо жить нам с вами на планете
Пусть царица-физика живёт.
Припев:
XII. Игроки и зрители поют песню КВН.
Используемая литература:
- И.Л.Юфанова. “Занимательные вечера по физике в средней школе.” Москва. Просвещение 1990 г.
- И.Я. Ланина. “Не уроком единым.” Москва. Просвещение. 1991 г.
- “Физика в школе.” 1996 г. №2.
- Солдатова, Гусева, Сгибнева. “Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики” 7 – 11 класс. Ростов-на-Дону. 2002 г.