Урок математики в 1-м классе по теме: "Закрепление умения прибавлять и вычитать число 2"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить умения прибавлять и вычитать число 2;
  • знания “прямого” и “обратного” счёта;
  • понятие о натуральном ряде чисел;
  • названия компонентов при сложении;
  • умение определять время;
  • решать задачи и примеры;
  • сравнивать числа;
  • записывать равенства;
  • расширить знания о часах, растениях, Красной книге.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы закрепим умения прибавлять и вычитать число 2.

Продолжим учиться решать задачи и примеры, считать.

- Зачем нужно уметь считать?

Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята!

- А учиться считать мы будем, помогая сказочным героям. Кто они? Отгадайте загадки и вы узнаете.

Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх
Это плюшевый проказник
Медвежонок… (
Винни-Пух)

Этот маленький дружок
Имеет носик – пятачок.
Кто ответ нам дать готов?
Это верно… (Пятачок)

III. Устный счёт.

1. Игра “Помоги Пятачку расставить цифры на циферблате”.

(На часы без цифр учащиеся расставляют кружки с цифрами по порядку.)

- Проверьте, правильно ли мы расставили цифры (хоровой счёт).

- А теперь посчитайте через одно число, начиная с 1 (хором).

- Назовите число, которое стоит перед числом …, за числом …, между числами …и …, соседей числа …

- Как называются эти числа? (Натуральными.)

- Как называется ряд чисел, записанных с числа 1? (Натуральный ряд чисел.)

- Как называется часть чисел этого ряда? (Отрезок натурального ряда чисел.)

- Что обозначают точки? (Можно продолжить ряд, увеличивая каждое число на 1.)

- Молодцы, правильно выполнили задание, помогли Пятачку расставить цифры на часах.

- А для чего нужны часы?

- А вот раньше часы были солнечные, песочные, даже из свечки. Но такие часы не тикали. Сейчас часы механические, электронные.

- А ещё были цветочные часы. Их называли “Часы флоры”.

В ясную летнюю пору цветки многих растений открывают и закрывают свои венчики в разное время суток. Эту периодичность в цветении растений заметил известный шведский учёный – ботаник Карл Линней, который жил в восемнадцатом веке. Линней разработал цветочные часы. Он назвал их “Часы флоры”. Эти часы могут ошибаться только в дождливую или пасмурную погоду.

- Сейчас мы узнаем во сколько часов и какие цветы просыпаются.

2. Решение примеров.

Игра “Часы флоры”.

( Дети решают примеры на карточках с цветами и прикалывают к цветочным часам на той цифре, которая соответствует ответу примера.)

- Как прибавляли, вычитали 2?

- Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма.)

- Назвать, какие цветы, во сколько просыпаются.

4 часа утра – просыпается синий цикорий

5 часов утра - открывает свои красные лепестки мак

6–7 часов – раскрываются бело – фиолетовые цветки картофеля

7 часов утра – всплывут цветы белой кувшинки

9 часов утра – просыпаются оранжевые ноготки и бархатцы

10 часов – засыпают цветки цикория

12 часов дня – закроет корзиночки осот огородный

2 – 3 часа дня – закроются цветки картофеля и мака

5 часов – закроются цветки льна, уйдёт под воду кувшинка

до 8 часов вечера – красуется цветами шиповник, оранжевая саранка

Душистый табак откроет белые цветы только к вечеру. Ночная фиалка открывает свои бело-фиолетовые сильно пахнущие цветы поздно вечером.

IV Физкультминутка.

- Вы так хорошо поработали, немного устали

(Учитель показывает карточки с примерами, а учащиеся числом движений дают ответ)

Столько раз ногою топнем 2 + 2
Столько раз руками хлопнем 6 + 2
Мы присядем столько раз 4 + 2
Мы наклонимся сейчас 3 + 2
Мы подпрыгнем ровно столько 5 + 2

 - Чем похожи примеры?

- Как прибавляли 2?

- Как называются числа при сложении?

V. Решение задач.

- Откройте наборное полотно. Ответ будете показывать карточками (на карточках цифры).

Однажды Пятачок и Винни-Пух пошли на рыбалку. Пятачок поймал 3 рыбки, а Винни-Пух – 2. Сколько всего рыбок поймали?

- Как узнали?

- Ещё 2 поймали. Сколько теперь рыбок?

- Ещё 2 поймали. Сколько теперь рыбок?

- Сравните числа 2 и 3; 7 и 9. Поставьте знак.

- Как называется такое выражение? (Неравенство.)

- Вы так здорово помогали сказочным героям, что они решили прийти к нам в гости со своими лесными друзьями.

(Выходят дети с масками животных и становятся парами.)

- Посчитайте, сколько всего зверят. В первой паре стоят двое зверят, прибавьте ещё двоих, получится 4 (все ответы – карточки раздать парам).

К 4 прибавить ещё 2 и т. д. до 10

- Хором назовите числа, написанные на карточках.

- Молодцы! Правильно посчитали сказочных героев. Они посидят у нас до конца урока. А мы покажем им, как умеем работать на наборном полотне.

VI. Работа на наборном полотне.

- Выложите сверху 5 кругов. Внизу выложите 7 треугольников.

- Чего больше? Чего меньше?

- Как сделать, чтобы треугольников было столько же, сколько и кругов? (Убрать или добавить.)

- Как это записать? ( 5 + 2 = 7; 7 – 2 = 5)

(Дети выкладывают решение на наборном полотне и у доски.)

- Выполнили и это задание.

- Разложите 5 квадратов на две полоски.

- Как?

- Молодцы! Закрыли наборное полотно.

VII. Разминка для пальчиков.

№ 100

  • Заполните пустые круги числами.

Проверочная работа

(Решение примеров на перфокартах по вариантам)

1в. 2в.
2 + 2 5 – 2 4 + 2 4 – 2
4 + 2 3 + 2 2 + 2 8 + 2
8 – 2 9 – 2 6 – 2 7 - 2

VIII Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

  • прибавляли по 2. Как?
  • расставили цифры на циферблате;
  • решали примеры на “Часах флоры”;
  • решали задачи;

- Как считали гостей зверюшек? (по 2)

- Что узнали о часах?

- Ребята, вы узнали, что по цветам узнают время.

- Для чего нужны цветы?

- Многим растениям грозит исчезновение. Они занесены в “Красную книгу”

- Почему книга “красного” цвета?

Это цвет тревоги и опасности.

- К этим растениям нужно бережно относиться. Всем вам знакомы касатки-ирисы, подснежник-прострел, колокольчик (рисунки цветов).

  • нельзя собирать редкие растения;
  • не будем срывать для букетов дикие растения.

- Вы отлично потрудились! Сказочные герои оставляют вам открытки на память об этом уроке.

(На открытках изображены цветы.)