Цели:
- закрепить умения прибавлять и вычитать число 2;
- знания “прямого” и “обратного” счёта;
- понятие о натуральном ряде чисел;
- названия компонентов при сложении;
- умение определять время;
- решать задачи и примеры;
- сравнивать числа;
- записывать равенства;
- расширить знания о часах, растениях, Красной книге.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы закрепим умения прибавлять и вычитать число 2.
Продолжим учиться решать задачи и примеры, считать.
- Зачем нужно уметь считать?
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
- А учиться считать мы будем, помогая сказочным героям. Кто они? Отгадайте загадки и вы узнаете.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх
Это плюшевый проказник
Медвежонок… (Винни-Пух)
Этот маленький дружок
Имеет носик – пятачок.
Кто ответ нам дать готов?
Это верно… (Пятачок)
III. Устный счёт.
1. Игра “Помоги Пятачку расставить цифры на циферблате”.
(На часы без цифр учащиеся расставляют кружки с цифрами по порядку.)
- Проверьте, правильно ли мы расставили цифры (хоровой счёт).
- А теперь посчитайте через одно число, начиная с 1 (хором).
- Назовите число, которое стоит перед числом …, за числом …, между числами …и …, соседей числа …
- Как называются эти числа? (Натуральными.)
- Как называется ряд чисел, записанных с числа 1? (Натуральный ряд чисел.)
- Как называется часть чисел этого ряда? (Отрезок натурального ряда чисел.)
- Что обозначают точки? (Можно продолжить ряд, увеличивая каждое число на 1.)
- Молодцы, правильно выполнили задание, помогли Пятачку расставить цифры на часах.
- А для чего нужны часы?
- А вот раньше часы были солнечные, песочные, даже из свечки. Но такие часы не тикали. Сейчас часы механические, электронные.
- А ещё были цветочные часы. Их называли “Часы флоры”.
В ясную летнюю пору цветки многих растений открывают и закрывают свои венчики в разное время суток. Эту периодичность в цветении растений заметил известный шведский учёный – ботаник Карл Линней, который жил в восемнадцатом веке. Линней разработал цветочные часы. Он назвал их “Часы флоры”. Эти часы могут ошибаться только в дождливую или пасмурную погоду.
- Сейчас мы узнаем во сколько часов и какие цветы просыпаются.
2. Решение примеров.
Игра “Часы флоры”.
( Дети решают примеры на карточках с цветами и прикалывают к цветочным часам на той цифре, которая соответствует ответу примера.)
- Как прибавляли, вычитали 2?
- Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
- Назвать, какие цветы, во сколько просыпаются.
4 часа утра – просыпается синий цикорий
5 часов утра - открывает свои красные лепестки мак
6–7 часов – раскрываются бело – фиолетовые цветки картофеля
7 часов утра – всплывут цветы белой кувшинки
9 часов утра – просыпаются оранжевые ноготки и бархатцы
10 часов – засыпают цветки цикория
12 часов дня – закроет корзиночки осот огородный
2 – 3 часа дня – закроются цветки картофеля и мака
5 часов – закроются цветки льна, уйдёт под воду кувшинка
до 8 часов вечера – красуется цветами шиповник, оранжевая саранка
Душистый табак откроет белые цветы только к вечеру. Ночная фиалка открывает свои бело-фиолетовые сильно пахнущие цветы поздно вечером.
IV Физкультминутка.
- Вы так хорошо поработали, немного устали
(Учитель показывает карточки с примерами, а учащиеся числом движений дают ответ)
Столько раз ногою топнем | 2 + 2 |
Столько раз руками хлопнем | 6 + 2 |
Мы присядем столько раз | 4 + 2 |
Мы наклонимся сейчас | 3 + 2 |
Мы подпрыгнем ровно столько | 5 + 2 |
- Чем похожи примеры?
- Как прибавляли 2?
- Как называются числа при сложении?
V. Решение задач.
- Откройте наборное полотно. Ответ будете показывать карточками (на карточках цифры).
Однажды Пятачок и Винни-Пух пошли на рыбалку. Пятачок поймал 3 рыбки, а Винни-Пух – 2. Сколько всего рыбок поймали?
- Как узнали?
- Ещё 2 поймали. Сколько теперь рыбок?
- Ещё 2 поймали. Сколько теперь рыбок?
- Сравните числа 2 и 3; 7 и 9. Поставьте знак.
- Как называется такое выражение? (Неравенство.)
- Вы так здорово помогали сказочным героям, что они решили прийти к нам в гости со своими лесными друзьями.
(Выходят дети с масками животных и становятся парами.)
- Посчитайте, сколько всего зверят. В первой паре стоят двое зверят, прибавьте ещё двоих, получится 4 (все ответы – карточки раздать парам).
К 4 прибавить ещё 2 и т. д. до 10
- Хором назовите числа, написанные на карточках.
- Молодцы! Правильно посчитали сказочных героев. Они посидят у нас до конца урока. А мы покажем им, как умеем работать на наборном полотне.
VI. Работа на наборном полотне.
- Выложите сверху 5 кругов. Внизу выложите 7 треугольников.
- Чего больше? Чего меньше?
- Как сделать, чтобы треугольников было столько же, сколько и кругов? (Убрать или добавить.)
- Как это записать? ( 5 + 2 = 7; 7 – 2 = 5)
(Дети выкладывают решение на наборном полотне и у доски.)
- Выполнили и это задание.
- Разложите 5 квадратов на две полоски.
- Как?
- Молодцы! Закрыли наборное полотно.
VII. Разминка для пальчиков.
№ 100
- Заполните пустые круги числами.
Проверочная работа
(Решение примеров на перфокартах по вариантам)
1в. | 2в. | ||
2 + 2 | 5 – 2 | 4 + 2 | 4 – 2 |
4 + 2 | 3 + 2 | 2 + 2 | 8 + 2 |
8 – 2 | 9 – 2 | 6 – 2 | 7 - 2 |
VIII Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- прибавляли по 2. Как?
- расставили цифры на циферблате;
- решали примеры на “Часах флоры”;
- решали задачи;
- Как считали гостей зверюшек? (по 2)
- Что узнали о часах?
- Ребята, вы узнали, что по цветам узнают время.
- Для чего нужны цветы?
- Многим растениям грозит исчезновение. Они занесены в “Красную книгу”
- Почему книга “красного” цвета?
Это цвет тревоги и опасности.
- К этим растениям нужно бережно относиться. Всем вам знакомы касатки-ирисы, подснежник-прострел, колокольчик (рисунки цветов).
- нельзя собирать редкие растения;
- не будем срывать для букетов дикие растения.
- Вы отлично потрудились! Сказочные герои оставляют вам открытки на память об этом уроке.
(На открытках изображены цветы.)