Цели:
- Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы, коллективно- мыслительной деятельности, способности находить нужную информацию и отбирать самое главное.
- Содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.
- Воспитывать бережное отношение к ресурсам.
- Способствовать раскрытию взаимосвязи понятий «мода» и «экология» посредством экологических направлений в дизайне одежды и решении бытовых проблем.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: конференция
Методы: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий с элементами исследования, эвристический).
Комплексно-методическое обеспечение: ПЭВМ (слайды), плакаты с результатами мини-исследования, модели одежды, макет фигуры на магните, магнитофон, планшет «Лоскутная пластика», оценочные листы учащихся, лист-задание «Экологическое мышление».
Ход урока:
( звучит музыка)
Сообщение цели:
Наша конференция – заключительный урок по изучению модуля «Мода и экология». Мы обобщим результаты работы по экологическим направлениям, тем самым постараемся раскрыть взаимосвязь «мода» и «экология», используем практические идеи для решения экологической проблемы в быту на примере джинсовой одежды.
В заключение постараемся ответить на основополагающий
вопрос: Экологические направления в
дизайне одежды – это мода или способ
изменить отношение людей к окружающему миру?
Выступление учащихся (см. рис.1)
Кто сегодня не слышал слово «экология»? Оно звучит по радио и с телеэкранов, не сходит со страниц газет и журналов, мы говорим об экологии дома и на улице. Часто в очень неожиданных сочетаниях и вариантах. Говорят уже об «экологии искусства», «экологии души». (Звучит музыка «Атмосфера. Вода»)
Большинство людей подразумевают под экологией только охрану природы. А это далеко не так Сфера деятельности экологии гораздо шире.
И сегодня мы рассмотрим «точку» приложения экологии к человеческой деятельности в дизайне одежды. Планетная система Земли включает в себя три взаимодействующие части. Центр этой системы – человек, который является частью природы, но живет в обществе, строит производственные отношения, преобразует материальный мир за счет переработки сырьевых ресурсов в готовый продукт. Так появился искусственный мир (не свойственный природе) – техносфера, которая включает в себя и одежду.
(Техносфера - совокупность объектов и процессов, созданных в результате разумной преобразовательной деятельности людей, в том числе и одежда)
рис.1
Выступление учащихся (см. рис.2)
Технологическая среда оказывает не только положительное, но и отрицательное воздействие на естественную природу, человека и общество.
К техногенным опасностям относятся: радиация, ядерные излучения, вибрация, шум, вредные примеси. Темпы развития техники и технологий опережали становление технологического мышления и этики. В результате мир и человек оказались на грани экологической катастрофы. Биологические опасности связаны с проблемами экологии.
рис. 2
Учитель (см. рис.3)
Итак, шаг за шагом мы будем приближаться к экологическим направлениям в моде.
Разрешить экологический кризис можно, но необходимым условием решения экологических проблем является формирование экологического мышления.
Задание 1
На столах листы-программы. Проставьте цифрами
алгоритм условных этапов формирования
экологического мышления.
Ответы:
3 | Признание главенства эколог. Ценностей |
1 | Изменение сознания человека |
2 | Изменение человека к миру |
4 | Поддержание эколог. равновесия |
5 | Охрана природы |
6 | Развитие творческого потенциала |
Учащиеся проверяют по слайду с анимацией ответы, появляющиеся по порядку на экране. За 5-6 правильных ответов – красная карточка. За 4 ответа – зеленая карточка.
рис. 3
- Формирование новых З.У.Н.
1. Экологический стиль
(Выступление учащихся, см. рис. 4)
Озабоченность общества экологическими проблемами – одна из причин формирования новой концепции в дизайне одежды.
«Экологическим» может быть названо любое проектирование в дизайне, направленное на гармонию отношения человека с окружающим миром. В 70-е годы появился «экологический стиль» в моде, акцентирующий внимание на натуральные материалы, естественные цвета.
рис.4
Шерсть. Сохраняет в себе первичную структуру меха и поэтому излучает положительную энергию, которая соответствует жизненной энергии человека. Шерстяные вещи подходят людям слабовольным, скромным, застенчивым.
Хлопок. Подходит любому человеку, даря безмятежность и спокойствие. Его энергия хорошо снимает стрессы, перевозбуждение, помогает при неврозах.
Лен. Обладает энергетическими свойствами, позволяющими пробуждать в человеке чувство спокойной собранности. Лен является хорошим изолирующим материалом, который отражает внешние энергетические воздействия.
Шелк. Таит в себе заряд эротической энергии, возбуждающей чувственность. Чтобы получить от шелка максимум энергии, ткань должна быть однотонной и тонкой.
2. Экологические направления в дизайне одежды
рис.5
Выступление учащихся ( см. рис. 5)
«Вещизм» изменил традиционное отношение к вещам – основными требованиями к ним вместо качества и долговечности становятся удобство в употреблении и модность. При проектировании вещей специально предусматривается ее быстрое физическое и моральное устаревание.
Потребителя заставляют тратить деньги на приобретение все новых и новых более совершенных товаров. Однако бесконечное увеличение потребления невозможно, существуют «пределы роста».
Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая бы способствовала гармоничному существованию человека и природы, определяя превосходство качества жизни над количеством потребляемых благ.
Отсюда вытекает важнейшее направление (см. слайд).
Снижению объемов потребления способствует приверженность современного дизайна одежды и к многофункциональности вещи.
1) Универсальная вещь. Демонстрация съемной макетной одежды на магнитной фигуре.
2) Минимальный гардероб. Выступление учащихся (см. плакат с таблицей исследования)
Многие модельеры являются сторонниками идеи минимального гардероба, состоящего из вещей, подходящих для любого случая.
3) Мини-исследование «Гардероб учащихся 11-го класса»
рис.6
вывод :
рис.7
рис.8
Выступление учащихся( см. рис.8)
От экологизации потребления зависит экологизация производства. Это направление решает проблемы, связанные с технологическим процессом (см. слайд)
В дизайне одежды эти проблемы решаются путем отказа от синтетических материалов, которые негативно влияют на здоровье самого человека. Синтетику предлагают заменить естественными материалами, традиционными для изготовления одежды:
1)
Выступление учащихся.Свойства натуральных тканей.
(Лен \ Хлопок \ Шерсть \ Шелк )
2)
Выступление учащихся. Мини-исследование
«Натуральные ткани в быту».
(Плакат с таблицей)
3)
Домашняя одежда из натуральных тканей –
одно из решений экологических проблем.
(Демонстрация одежды учащихся 10 кл ) .
(Звучит музыка)
рис. 9
Выступление учащихся( см. рис.9)
Одна из целей дизайна, ориентированного на «экологию человека»- развитие творческих способностей личности. Утилитарная ценность уступила место игре «фантазии потребителя». Потребитель включается в процесс создания своего образа. Сегодня можно выбрать все, что подходит.
Отношение к моде стало менее серьезным. Трансформирующие формы, пристегивающие элементы», смешные дополнения.
Костюм может даже быть похожим на театральный. По одежде не определишь социальный статус. Меняя одежду, человек по собственному желанию меняет свой имидж.
Появились проекты звучащей одежды; реагирующей на изменения температуры или освещенности. Подобные эксперименты с новейшими технологиями проводят японские и итальянские дизайнеры.
Выступление учащихся( см. рис.10)
Начиная с 1970 г. в коллекциях дизайнеров все более стало цениться проявление «интернационального стиля». Коллекции японских дизайнеров имеют такой успех, потому что в них органично сплавлены восточное отношение к одежде, форме, материалу и европейская традиция.
«Цитата» – может быть деталь национального костюма, элемент декора, покрой, цветовая гамма. Комбинируя разные цитаты, смешивая элементы костюмов разных народов, дизайнер создает новый образ, часто не связанный с конкретным узнаваемым источником.
рис. 10
рис.11
Демонстрация модели туники
рис. 12
Выступление учащихся (см. рис.12)
Отдельно можно выделить направление «Мусорный дизайн», которое пока имеет мало общего с массовой одеждой.
Известны коллекции «Гринпис», представляющие одежду из использованных упаковок, бутылочных пробок, банок из-под напитков, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов.
Появляющиеся в моделях дизайнеров такие нетрадиционные материалы, как старые газеты, коробки из-под стирального порошка, текстильный лоскут свидетельствуют об их интересе к возможностям «мусорного дизайна».
Выступление учащихся
Демонстрация коллекции моделей,
выполненных из бытовых отходов. (Звучит
музыка).
Обновления одежды.(по рис.8 «Технологическая экологизация»).
Вторичная переработка сырья является сегодня, возможно самым модным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. Дизайн одежды так же занимается проблемой повторного использования сырья, предлагая множество вариантов ее решения: от применения переработанных отходов до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды.
(Можно демонстрировать работы учащихся, выполненные на уроках технологии).
Обновление - вторичное использование изделий.
Как мы можем выразить практически здесь и сейчас свое отношение к экологическим проблемам? Предлагаю поработать с джинсовой темой. Актуально и современно.
Выступление учащихся.
Джинсы имеют недавнюю историю. Свое начало они берут примерно с 1853г. Джинсы были рабочей одеждой американских ковбоев и золотодобытчиков. Идея сшить брюки из ткани, предназначенной для шитья парусов, пришла в голову еврею из Германии Леви Страусу.
Противопоказания в выборе джинсов, опасных для здоровья.
1. Не стоит покупать их на размер меньше, даже
если это стрейч. Фигура деформируется,
длительное ношение узких брюк приводит к
образованию тромбофлебита, появлению сосудистых
«звездочек» на ногах.
2. Джинсы на бедрах не перетягивайте туго ремнем,
т.к. сдавливается низ живота (особенно сидя на
стуле). Это может привести к трудноизлечимым
гинекологическим заболеваниям.
Как украсить джинсы.
Сделать непохожими, прикольными, шикарными, стильными - вот задача для индивидуальной и творческой личности. Рисуем. Вышиваем. Приклеиваем стразы. Вставляем кружево. Пришиваем аппликацию. Пришиваем лохмотья. Продырявливаем. Украшаем фурнитурой. Сочетаем несочетаемое. Перекраиваем. (Планшет с иллюстрациями и макетами одежды, планшет с вариантами украшений)
Проблема: б\у джинсы. Что с ними делать?
Задание 2
Подойти к плакату и наклеить карточку на выбранную дорожку (выбросить, обновить, отдать) Ответить сразу по первой реакции.
рис.13
Я хочу пригласить всех пойти прямо по дорожке обновления
Задание 3
учащихся в группах (2-3) оформляют б/у джинсы в
разных вариантах (можно выразить только идею) в
зависимости от набора приготовленного сырья,
фурнитуры и пр. для творчества. (Звучит музыка)
На планшеты прикрепить варианты обновления джинсовой одежды.
По ходу защиты работ, учитель вручает карточки всей группе или индивидуально за:
- оригинальность идеи,
- эстетику оформления,
- объем работы.
Задание 4
Вновь ответить на вопросы по дорожкам и приклеить карточки на новый плакат аналогичного содержания. Сравнить ответы «до» и «после» выполненного задания № 3.
рис. 14 |
рис.15 |
Ответить на основополагающий вопрос: Экологические направления в дизайне одежды – это мода или способ изменить отношение людей к окружающему миру?
(За интересные ответы вручить поощрительные карточки).
Оценки: см. листы- накопители учащихся по
количеству карточек.
(если больше красных- «5»,если красные, зеленые,
но колличество пять или более – « 5», если только
зеленые – « 4»).
Отдельно оценки за подготовку к конференции.