Урок стереометрии с испопльзованием информационных технологий

Разделы: Математика


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики многих заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса и ряда других может оказать компьютер.

Одна из проблем, которую помогает решить компьютер – моделирование процессов. Как известно, компьютер позволяет моделировать процессы и явления двух видов. Те, которые можно смоделировать в физических условиях обучения, но в связи с плохой оснащенностью лабораторий, это можно сделать только на компьютере. Либо те, которые нельзя провести в реальности. Такие методы исследования как наблюдение, опыт, эксперимент занимают центральное положение в так называемых экспериментальных науках (физике, химии). Математика, вообще говоря, не является таковой, но компьютерное моделирование может оказать неоценимую услугу на уроках геометрии.

Не секрет, что геометрия – сложный предмет и у большинства учащихся возникают трудности в изучении многих ее разделов, а особенно трудно решаются задачи на построение сечений многогранников. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

На первых уроках стереометрии подчеркнуть необходимость ее изучения, дать некоторую рекламу этому замечательному разделу школьной математики.

Уделить большое внимание отработке умения формулировать аксиомы и их следствия, а также использовать их при решении задач.

Научить находить точки пересечения прямой и плоскости.

Строить линии пересечения плоскостей.

В данной разработке используются возможности программы демонстрации графики, входящей в стандартный комплект Microcoft офиса Power Point. Создан ряд презентаций, которые демонстрируются через видеопроектор при устной фронтальной работе с классом на первых уроках стереометрии в 10 классе.

В данном случае использование презентации помогает решить проблему наглядности; экономит время на уроке; способствует развитию пространственного мышления.

 Тема урока: “Аксиомы и их следствия”

(Второй урок стереометрии в 10 классе, второй урок по данной теме)

Цели:

  • закрепить теоретические знания, полученные на предыдущих уроках, математическую символику, используемую на предыдущем уроке.
  • научить применять основные аксиомы стереометрии и их следствия в решении задач на построение точек пересечения прямых и плоскостей, на построения линий пересечения плоскостей.
  • развитие аккуратности в выполнении технических чертежей, сопутствующих ходу урока, развитие коммуникативных способностей учащихся.

ТСО: компьютер, видеопроектор, ПО “Power Point” (приложение1); дидактические материалы (приложение 2)

Ход урока

  Этап Содержание деятельности Ожидаемый результат Организационные формы Действия учителя Действия ученика
1. Организационный момент Целеполагание Организационная, психологическая готовность учащихся к работе Фронтальная Сообщает тему, задачи, план работы на уроке и критерии оценивания учеников Слушает, готовит рабочее место, записывает тему урока в тетрадь
2. Актуализация знаний Повторение формулировок аксиом и их следствий, закрепление умения записывать их с помощью математической символики Готовность учащихся к восприятию нового материала. Фронтальная Предлагает таблицы, которые нужно заполнить устно (слайд 2, 3 презентации “Первые уроки геометрии в 10 кл.) Формулирует содержание аксиом и комментирует их с помощью приведенных в таблице рисунков
3. Решение задач. Обучение решению задач на построение точки пересечения прямой и плоскости и линии пересечения плоскостей на основании аксиом и их следствий Способность видеть точки пересечения прямой и плоскости, линии пересечения плоскостей.

Применять аксиомы и их следствия к решению задач

Фронтальная Демонстрирует алгоритм решения и оформления задачи акцентирую внимание учащихся на технику выполнения чертежа(слайд 4, 5 презентации “Первые уроки геометрии в 10 кл.) Воспринимает, запоминает, отвечает на вопросы.

Копирует в тетрадь образец оформления решения задачи

4. Решение задач в паре Отработка навыков построения точек пересечения прямой и плоскости, линий пересечения плоскостей; логического обоснования Навык решения задач Парная Организует работу в парах и контролирует ее ход и результат (слайд 6 презентации “Первые уроки геометрии в 10 кл.) Обсуждают друг с другом ход решения задачи и оформляют ее решение и предъявляют его на общее обсуждение
5. Текущий контроль Определение уровня сформированности навыков решения задач Анализ пробелов в знаниях данной темы и уровня сформированности навыков решения задач Индивидуальная Предлагает раздаточный материал (см. файл “Дидактические материалы”) Решают задачи
6. Итог Рефлексия Представление учащихся о своих затруднениях Парная Предлагает схему самоанализа и способ работы в паре Обсуждают друг с другом трудности, возникшие при выполнении заданий урока и фиксируют их
7. Дифференциация учащихся сообщается на следующем уроке