Увеличение умственной нагрузки на уроках математики многих заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса и ряда других может оказать компьютер.
Одна из проблем, которую помогает решить компьютер – моделирование процессов. Как известно, компьютер позволяет моделировать процессы и явления двух видов. Те, которые можно смоделировать в физических условиях обучения, но в связи с плохой оснащенностью лабораторий, это можно сделать только на компьютере. Либо те, которые нельзя провести в реальности. Такие методы исследования как наблюдение, опыт, эксперимент занимают центральное положение в так называемых экспериментальных науках (физике, химии). Математика, вообще говоря, не является таковой, но компьютерное моделирование может оказать неоценимую услугу на уроках геометрии.
Не секрет, что геометрия – сложный предмет и у большинства учащихся возникают трудности в изучении многих ее разделов, а особенно трудно решаются задачи на построение сечений многогранников. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
На первых уроках стереометрии подчеркнуть необходимость ее изучения, дать некоторую рекламу этому замечательному разделу школьной математики.
Уделить большое внимание отработке умения формулировать аксиомы и их следствия, а также использовать их при решении задач.
Научить находить точки пересечения прямой и плоскости.
Строить линии пересечения плоскостей.
В данной разработке используются возможности программы демонстрации графики, входящей в стандартный комплект Microcoft офиса Power Point. Создан ряд презентаций, которые демонстрируются через видеопроектор при устной фронтальной работе с классом на первых уроках стереометрии в 10 классе.
В данном случае использование презентации помогает решить проблему наглядности; экономит время на уроке; способствует развитию пространственного мышления.
Тема урока: “Аксиомы и их следствия”
(Второй урок стереометрии в 10 классе, второй урок по данной теме)
Цели:
- закрепить теоретические знания, полученные на предыдущих уроках, математическую символику, используемую на предыдущем уроке.
- научить применять основные аксиомы стереометрии и их следствия в решении задач на построение точек пересечения прямых и плоскостей, на построения линий пересечения плоскостей.
- развитие аккуратности в выполнении технических чертежей, сопутствующих ходу урока, развитие коммуникативных способностей учащихся.
ТСО: компьютер, видеопроектор, ПО “Power Point” (приложение1); дидактические материалы (приложение 2)
Ход урока
Этап | Содержание деятельности | Ожидаемый результат | Организационные формы | Действия учителя | Действия ученика | |
1. | Организационный момент | Целеполагание | Организационная, психологическая готовность учащихся к работе | Фронтальная | Сообщает тему, задачи, план работы на уроке и критерии оценивания учеников | Слушает, готовит рабочее место, записывает тему урока в тетрадь |
2. | Актуализация знаний | Повторение формулировок аксиом и их следствий, закрепление умения записывать их с помощью математической символики | Готовность учащихся к восприятию нового материала. | Фронтальная | Предлагает таблицы, которые нужно заполнить устно (слайд 2, 3 презентации “Первые уроки геометрии в 10 кл.) | Формулирует содержание аксиом и комментирует их с помощью приведенных в таблице рисунков |
3. | Решение задач. | Обучение решению задач на построение точки пересечения прямой и плоскости и линии пересечения плоскостей на основании аксиом и их следствий | Способность видеть точки пересечения
прямой и плоскости, линии пересечения
плоскостей. Применять аксиомы и их следствия к решению задач |
Фронтальная | Демонстрирует алгоритм решения и оформления задачи акцентирую внимание учащихся на технику выполнения чертежа(слайд 4, 5 презентации “Первые уроки геометрии в 10 кл.) | Воспринимает, запоминает, отвечает на
вопросы. Копирует в тетрадь образец оформления решения задачи |
4. | Решение задач в паре | Отработка навыков построения точек пересечения прямой и плоскости, линий пересечения плоскостей; логического обоснования | Навык решения задач | Парная | Организует работу в парах и контролирует ее ход и результат (слайд 6 презентации “Первые уроки геометрии в 10 кл.) | Обсуждают друг с другом ход решения задачи и оформляют ее решение и предъявляют его на общее обсуждение |
5. | Текущий контроль | Определение уровня сформированности навыков решения задач | Анализ пробелов в знаниях данной темы и уровня сформированности навыков решения задач | Индивидуальная | Предлагает раздаточный материал (см. файл “Дидактические материалы”) | Решают задачи |
6. | Итог | Рефлексия | Представление учащихся о своих затруднениях | Парная | Предлагает схему самоанализа и способ работы в паре | Обсуждают друг с другом трудности, возникшие при выполнении заданий урока и фиксируют их |
7. | Дифференциация учащихся сообщается на следующем уроке |