Использование компьютерных обучающих программ в обучении английскому языку младших школьников

Разделы: Иностранные языки


На сегодняшний день в преподавании иностранного языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках английского языка уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку, и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания. Кроме того, расширяются возможности реализации принципа наглядности, использования проектного метода и других нестандартных форм обучения, возрастает роль самостоятельной работы обучаемых.

Информационные технологии, особенности их использования в обучении, построение обучающих программ, электронных учебных пособий, интернет-технологии – все эти вопросы активно рассматриваются современными педагогами-новаторами, учеными-исследователями. Однако основные научные положения и методики по внедрению информационных технологий в учебный процесс ориентированы на студентов высших учебных заведений и преподавателей различных образовательных областей. Разрабатываются учебные курсы, предназначенные для дистанционного обучения как студентов вузов, так и для преподавателей, желающих повысить свою квалификацию.

Таким образом, основное внимание современных исследователей обращено на обучение иностранным языкам старших школьников и студентов вузов. Однако, в настоящее время обучение иностранному языку в общеобразовательных школах ведется, начиная со 2 класса, а в гимназиях и частных школах – с 1 класса. От эффективности данного этапа обучения зависит дальнейшее развитие учеников, их коммуникативная и лингвистическая компетенция, а также уровень их заинтересованности в изучении иностранного языка и его применении в своем дальнейшем обучении. Поэтому использование компьютерных технологий в обучении необходимо начинать с его первых ступеней, т.е. при обучении иностранному языку младших школьников.

Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Такое обучение возможно при использовании обучающих компьютерных программ. Преподаватель иностранного языка может использовать на уроке некоторые задания и игры, представленные обучающими программами, вводить свои виды заданий с использованием компьютерной техники для овладения языковым материалом, ограниченным государственной программой. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в усвоении иностранного языка обеспечен практически всем детям.

В настоящее время существует множество компьютерных обучающих программ, способствующих развитию как лексических, так и грамматических навыков учащихся. Это такие программы, как “Алик – моя первая английская азбука” (Руссобит-М), “Клиффорд учится читать по-английски” (Scholatic), “Английский язык от А до Z” в 3 частях (Руссобит-М), “Дракоша и занимательный английский” (Медиа 2000), “Английский для детей” Я и моя семья, Мир вокруг нас, Дома и во Дворе (Руссобит-М), “Занимательный английский для детей (Руссобит-М), “Английский в три приема Triple Play Plus” (Syracus Language Systems), “Тим и Тома: путешествие в Англию” (Новый диск), “Учите слова” (Новый Диск), “Учим английский язык” (Young Genius),“ Английский для начинающих” (Кирилл и Мефодий), “Профессор Хиггинс: английский без акцента” (1С), “English Platinum” и “Oxford English” (1С), “Учите английский” (EuroTalk) и др.

Отсюда возникает необходимость в соотнесении современных требований программы начального общего образования языку и существующих компьютерных программных материалов.

Таблица. Соотнесение учебных тем по программе, разработанной Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А и существующих на данный момент компьютерных обучающих программ

Основные содержательные линии Обучающие программы
1 класс
Формирование лексических навыков по теме “Семья” “Английский для детей (Я и моя семья), “Английский в три приема”, “Дракоша и занимательный английский”, “Английский язык от А до Z (часть1)
Формирование лексических навыков по теме “Игрушки” “Дракоша и занимательный английский”, “Английский язык (Мир вокруг нас)
Формирование умений счета “Дракоша и занимательный английский”, “Английский язык (Мир вокруг нас) “Английский язык от А до Z (часть1) “Английский в три приема”, “Тим и Тома: путешествие в Англию”
Формирование лексических навыков по теме “Животные” “Дракоша и занимательный английский”, “Английский язык (Мир вокруг нас) “Английский язык от А до Z (часть1)
Формирование лексических навыков по теме “Игры” “Английский в три приема”, “Английский язык для детей (Дома и во дворе)
Изучение английского алфавита “Алик – моя первая английская азбука”, “Дракоша и занимательный английский”,
2 класс
Изучение правил чтения “Профессор Хиггинс: английский без акцента”
Формирование умений чтения “Клиффорд учится читать по-английски”
Формирование лексических навыков по теме “Профессии” “Учим английский язык” (Young Genius)
Формирование грамматических навыков по теме “Глагол “быть” “Профессор Хиггинс: английский без акцента” “Английский язык от А до Z (часть2)
Формирование лексических навыков по теме “Спорт” “Английский в три приема”, “Учим английский язык” (Young Genius)
Формирование грамматических навыков по теме “Настоящее Простое Время” “Профессор Хиггинс: английский без акцента” “Английский язык от А до Z (часть2)
Формирование лексических навыков по теме “Повседневная Жизнь” “Английский в три приема”, “Дракоша и занимательный английский”
Формирование грамматических навыков по теме “Настоящее Длительное Время” “Профессор Хиггинс: английский без акцента” “Английский язык от А до Z (часть2)
3 класс
Формирование грамматических навыков по теме “Прошедшее Простое Время” “Профессор Хиггинс: английский без акцента” “Английский язык от А до Z (часть2)
Формирование лексических навыков по теме “Одежда” “Английский в три приема”, “Тим и Тома: путешествие в Англию”
Формирование грамматических навыков по теме “Степени сравнения имен прилагательных” “Профессор Хиггинс: английский без акцента” “Английский язык от А до Z (часть2)
Формирование грамматических навыков по теме “Будущее Простое Время” “Профессор Хиггинс: английский без акцента” “Английский язык от А до Z (часть2)
Формирование лексических навыков по теме “Английский год” “Английский в три приема”, “Учим английский язык” (Young Genius)
Формирование лексических навыков по теме “Природа” “Учим английский язык” (Young Genius) “Английский язык для детей (Мир вокруг нас)
4 класс
Формирование лексических навыков по теме “Школьная жизнь” “Английский в три приема”, “Учим английский язык” (Young Genius)
Формирование лексических навыков по теме “Место, где мы живем” “Тим и Тома: путешествие в Англию”
Формирование грамматических навыков по теме “Настоящее Завершенное время” “Профессор Хиггинс: английский без акцента” “Английский язык от А до Z (часть2)
Формирование лексических навыков по теме “Лондон” “Лондонский курс английского языка”
Формирование лексических навыков по теме “Одежда” “Английский в три приема”
Формирование лексических навыков по теме “Транспорт” “Учим английский язык” (Young Genius) “Дракоша и занимательный английский”
Формирование лексических навыков по теме “Хобби” “Учим английский язык” (Young Genius)
Формирование лексических навыков по теме “Америка” “Английский в три приема”

Следуя основным педагогическим требованиям к проведению урока, а также санитарным нормам по проведению урока с использованием информационных технологий, работа детей по формированию и совершенствованию необходимых навыков должна быть построена таким образом, чтобы для работы с компьютером отводилось определенное время и составляло не более 30 минут с перерывами для отвлечения внимания и отдыха глаз.

Примерный план урока английского языка в 1 классе с использованием современных информационных технологий

 Класс: 1 Возраст: 6-7 лет.

Уровень владения языком: начальный (устная речь, элементарные фразы).

Тема: Совершенствование лексических навыков по теме “Семья”

Цели:

  1. Совершенствовать имеющиеся лексические навыки по теме “Семья”, активизировать их использование в речи; повторить изученные раннее лексические единицы по темам “Счет”, “Обо мне”;
  2. Развивать навыки устной монологической и диалогической речи, память, логическое и образное мышление;
  3. Воспитывать чувство уважения к своим одноклассникам, их семьям, формировать интерес к выражению своих мыслей на английском языке;

Используемые программные средства: обучающие программыПрофессор Хиггинс: английский без акцента”, “Английский для детей: Я и моя семья”, “Дракоша и занимательный английский язык”, “Тим и Тома: путешествие в Англию”.

Необходимые аппаратные средства: компьютер для каждого ученика, наушники, микрофон, клавиатура.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Good morning, children!
- Good morning, teacher!

Good morning, good morning,
Good morning to you!
Good morning, good morning
I’m glad to see you!

2. Фонетическая зарядка.

У детей – наушники и микрофоны. Включена программа “Профессор Хиггинс”.

Вслед за диктором дети повторяют согласные звуки, тренируются в правильном произношении звуков.

3. Тестирование уровня усвоения на предыдущих уроках некоторых английских букв.

1) Дети смотрят на доску, учитель показывает карточки с буквами, дети называют букву, звук, который она обозначает и слово с данной буквой.

2) Тест: Учитель называет звук, а дети должны найти на клавиатуре и напечатать соответствующую букву.

4. Совершенствование навыков аудирования.

“Тим и Тома: путешествие в Англию”.

игра: на картинке изображен поезд, на вагонах написаны цифры. Зайцы-пассажиры не могут найти свои места. Для того, чтобы для каждого зайца найти нужное место, дети нажимают на зайца, слушают, какой номер он назовет и относят его в нужный вагон.

5. Физминутка.

(Дети встают, рассказывают хором стихотворение, сопровождая движениями).

I have got a mother.I have got a father.
I have got a sister. I have got a brother.
I have got a grandmother. I have got a grandfather.
I have got an aunt. I have got an uncle.
Mother, father, sister, brother,
grandmother, grandfather, an aunt, an uncle
We are all together.

6. Лексические упражнения.

1) Повторение лексических единиц – “Дракоша и занимательный английский”.

Дети смотрят на картинки, за диктором повторяют слова по теме “Семья”

2) Выполняют упражнение на отработку лексических единиц – “Английский для детей: Я и моя семья”. В этой игре нужно помочь инопланетянину дозвониться своим близким. Он называет одного из членов семьи, ученик должен нажать соответствующую картинку.

Если ученик выполняет задание правильно, он может услышать разговор.

7. Практика устной речи.

а) монологическая речь.

Ученики у доски по очереди рассказывают о своих семьях (кто есть и как зовут)

б) диалогическая речь.

Один ученик у доски, остальные задают вопросы, кто у него есть и как их зовут.

8. Подведение итогов урока.

Приведен примерный план урока с активным использованием информационных технологий на уроке. Применение современных средств обучения не обязательно в течение всего урока. Для этого можно выделить любой, пусть даже небольшой этап урока. Учитель должен тщательно рассчитать, какие задания можно использовать на данном этапе обучения, что будет наиболее результативно.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:

Информационные технологии – это современное средство обучения, обладающее высокими дидактическими возможностями, несущее в себе огромный мотивационный капитал, соответствующее принципам индивидуализации обучения и позволяющее учитывать психологические особенности младшего школьного возраста. Использование компьютерных технологий при обучении детей данного возраста позволит наиболее полно реализовать лингвистический, психологический и методологический компоненты содержания обучения английскому языку, удовлетворит основные принципы, цели и задачи обучения английскому языку на начальном этапе.