Урок по информатике в начальной школе в 4-м классе по теме: "Фразеологизмы"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
  2. Развитие умения в группах: распределять работу, представлять результаты, устанавливать очередность; уважать мнение товарища и свое личное. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
  3. Уметь работать на компьютере с текстовым редактором WORD, использовать элементы строки рисования, рисовать в графическом редакторе PAINT.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим увлекательное путешествие в таинственную страну Лексикологию.

А сначала проведем речевую разминку. Вам нужно на компьютере с помощью стрелочек соединить слова – синонимы.

- Прежде, чем приступать к заданиям, повторим правила работы с компьютером.

- Какие инструменты можно использовать при работе в текстовом редакторе, используя строку “РИСОВАНИЯ”?

Разминка

1) “Найди пару”. Соедини стрелочками слова – синонимы:

кидать

блестеть

жаркий

гнев

думать

ярость

знойный

бросать

мыслить

сиять.

2) Выполни математические действия. Подбери к слову - ответу, подходящий антоним:

ЧИ + ЛИ + С – Л + ТО – И + ТА =

СТОЛ + А – О + РЫ – Л + Й =

ПОЛ + МОС – Л + ГА – С + ТЬ =

 

 

узкий

мешать

честный

грязь

темнота

новый

- Назовите лишние слова.

- Молодцы, хорошо справились с поставленной задачей, а теперь переходим к следующему заданию.

II. Ни пуха, ни пера

Рано утром мама - квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила:
- Не дерись, не дразнись, не петушись
Поспеши,
Уже пора
Ну, ни пуха, ни пера!

Через час едва живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуху, ни пера.

А теперь давайте ответим на вопросы:

- Прочитайте заглавие. Когда люди желают друг другу “ни пуха, ни пера”?

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами “ни пуха, ни пера”?

- Почему стихотворение заканчивается словами “нет ни пуха, ни пера”?

- Где эти слова употреблены в переносном значении?

- Желая сыну “ни пуха, ни пера”, мама-квочка употребила это выражение в переносном значении, пожелала удачи петушку. И сегодня мы продолжим наш разговор о фразеологизмах.

- Что такое фразеологизмы?

- А как еще по-другому называют фразеологизмы?

- Зачем в нашей речи нужны фразеологизмы?

III. Проверка домашнего задания.

Ученики читают приготовленные дома пословицы и поговорки с фразеологизмами и объясняют значение.

IV. Молодцы! В этих фразеологизмах есть названия животных и птиц.

А сейчас поиграем в игру “Угадай, что это”

1)

Его вешают, приходя в уныние
Его задирают и всюду суют,
Вмешиваясь в чужие дела. (Нос)

2)

Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают,
Не белье, а их развешивают
Доверчивые и любопытные.
А еще на них можно вешать лапшу. (Уши)

3)

Его проглатывают, упорно
Не желая о чем-либо говорить.
Он может быть хорошо подвешен.
За него тянут или дергают
Его можно держать за зубами. (Язык)

4)

Иногда в них пускают пыль,
Их можно сделать большими.
Они могут разбегаться в разные стороны. (Глаза)

В нашей речи есть много фразеологизмов, где встречаются названия частей тела человека.

IV. Физкультминутка (на фоне музыки).

V. “Узнай фразеологизмы”.

а)

Бежали, высунув язык,
Из леса два мальчишки,
Ведь побывали шалуны
В малиннике у мишки.

б)

Ах, какие мастера
Вот топор, а вот - пила,
Все в руках у них горит,
Раз и два и дом стоит.

в)

Что купить:
Конфеты, книжки.
Вот сидят на полках мишки,
Вот мышонок, вот коза –
Разбегаются глаза.

г)

Ничего я не пойму
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове - сто две.
Вот так каша в голове!

д)

Я шел - куда глаза глядят,
Они глядели прямо в сад.
А там увидел сливы я,
Такие вот красивые.

VI. Активизация фразеологизмов в речи детей.

А сейчас замените фразеологизмы, подходящими по смыслу выражениями.

1) Ничего страшного не случилось, и нечего тебе нос вешать, пойдешь в кино завтра, - сказала мальчику мама.

2) Уже две недели ты водишь меня за нос: обещал достать нужную книгу, а ее все нет и нет.

3) Сейчас, когда нужны были настоящие знания, Петя ругал себя за то, что считал ворон на уроках.

4) Когда Игорь рассказывает свои невероятные истории, у мальчишек глаза на лоб лезут.

5) В этом матче игроки нашей команды держали ухо востро: они понимали, что соперник очень сильный.

6) Вчера Саша краем уха слышал, что ученики идут на экскурсию в музей.

7)

Когда ты завтра утром встанешь?
- Очень рано. У меня дел по горло.

8) Заруби себе на носу, перед едой всегда надо мыть руки.

9) До лета рукой подать, и нужно подумать,где мы будем отдыхать.

10) Сергей зашел в мастерскую к отцу и долго бил баклуши.

VI. Практическая работа на компьютере.

Нарисовать в графическом редакторе PAINT рисунок к фразеологизмам.

  1. Курам на смех.
  2. Дуться как мышь на крупу.
  3. Комар носа не подточит.
  4. Медведь на ухо наступил.
  5. Крутиться как белка в колесе.
  6. Писать как курица лапой.
  7. Гнаться за двумя зайцами.
  8. Ворона в павлиньих перьях.
  9. Как с гуся вода.
  10. Кот наплакал.

VII. Итог урока

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- С чем мы познакомились?

- А теперь попробуйте выразить свои впечатления об уроке на диаграмме. Для этого вам нужно закрасить круговую диаграмму различными цветами, которые соответствуют вашему настроению.

Назначения цветов расположены в правом углу листа на экране компьютера.