Цели:
- Продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
- Развитие умения в группах: распределять работу, представлять результаты, устанавливать очередность; уважать мнение товарища и свое личное. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
- Уметь работать на компьютере с текстовым редактором WORD, использовать элементы строки рисования, рисовать в графическом редакторе PAINT.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы продолжим увлекательное путешествие в таинственную страну Лексикологию.
А сначала проведем речевую разминку. Вам нужно на компьютере с помощью стрелочек соединить слова – синонимы.
- Прежде, чем приступать к заданиям, повторим правила работы с компьютером.
- Какие инструменты можно использовать при работе в текстовом редакторе, используя строку “РИСОВАНИЯ”?
Разминка
1) “Найди пару”. Соедини стрелочками слова – синонимы:
кидать блестеть
жаркий
гнев
думать
ярость знойный
бросать
мыслить
сиять.
2) Выполни математические действия. Подбери к слову - ответу, подходящий антоним:
ЧИ + ЛИ + С – Л + ТО – И + ТА = СТОЛ + А – О + РЫ – Л + Й =
ПОЛ + МОС – Л + ГА – С + ТЬ =
узкий мешать
честный
грязь
темнота
новый
- Назовите лишние слова.
- Молодцы, хорошо справились с поставленной задачей, а теперь переходим к следующему заданию.
II. Ни пуха, ни пера
Рано утром мама - квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила:
- Не дерись, не дразнись, не петушись
Поспеши,
Уже пора
Ну, ни пуха, ни пера!Через час едва живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуху, ни пера.
А теперь давайте ответим на вопросы:
- Прочитайте заглавие. Когда люди желают друг другу “ни пуха, ни пера”?
- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами “ни пуха, ни пера”?
- Почему стихотворение заканчивается словами “нет ни пуха, ни пера”?
- Где эти слова употреблены в переносном значении?
- Желая сыну “ни пуха, ни пера”, мама-квочка употребила это выражение в переносном значении, пожелала удачи петушку. И сегодня мы продолжим наш разговор о фразеологизмах.
- Что такое фразеологизмы?
- А как еще по-другому называют фразеологизмы?
- Зачем в нашей речи нужны фразеологизмы?
III. Проверка домашнего задания.
Ученики читают приготовленные дома пословицы и поговорки с фразеологизмами и объясняют значение.
IV. Молодцы! В этих фразеологизмах есть названия животных и птиц.
А сейчас поиграем в игру “Угадай, что это”
1)
Его вешают, приходя в уныние
Его задирают и всюду суют,
Вмешиваясь в чужие дела. (Нос)
2)
Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают,
Не белье, а их развешивают
Доверчивые и любопытные.
А еще на них можно вешать лапшу. (Уши)
3)
Его проглатывают, упорно
Не желая о чем-либо говорить.
Он может быть хорошо подвешен.
За него тянут или дергают
Его можно держать за зубами. (Язык)
4)
Иногда в них пускают пыль,
Их можно сделать большими.
Они могут разбегаться в разные стороны. (Глаза)
В нашей речи есть много фразеологизмов, где встречаются названия частей тела человека.
IV. Физкультминутка (на фоне музыки).
V. “Узнай фразеологизмы”.
а)
Бежали, высунув язык,
Из леса два мальчишки,
Ведь побывали шалуны
В малиннике у мишки.
б)
Ах, какие мастера
Вот топор, а вот - пила,
Все в руках у них горит,
Раз и два и дом стоит.
в)
Что купить:
Конфеты, книжки.
Вот сидят на полках мишки,
Вот мышонок, вот коза –
Разбегаются глаза.
г)
Ничего я не пойму
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове - сто две.
Вот так каша в голове!
д)
Я шел - куда глаза глядят,
Они глядели прямо в сад.
А там увидел сливы я,
Такие вот красивые.
VI. Активизация фразеологизмов в речи детей.
А сейчас замените фразеологизмы, подходящими по смыслу выражениями.
1) Ничего страшного не случилось, и нечего тебе нос вешать, пойдешь в кино завтра, - сказала мальчику мама.
2) Уже две недели ты водишь меня за нос: обещал достать нужную книгу, а ее все нет и нет.
3) Сейчас, когда нужны были настоящие знания, Петя ругал себя за то, что считал ворон на уроках.
4) Когда Игорь рассказывает свои невероятные истории, у мальчишек глаза на лоб лезут.
5) В этом матче игроки нашей команды держали ухо востро: они понимали, что соперник очень сильный.
6) Вчера Саша краем уха слышал, что ученики идут на экскурсию в музей.
7)
Когда ты завтра утром встанешь?
- Очень рано. У меня дел по горло.
8) Заруби себе на носу, перед едой всегда надо мыть руки.
9) До лета рукой подать, и нужно подумать,где мы будем отдыхать.
10) Сергей зашел в мастерскую к отцу и долго бил баклуши.
VI. Практическая работа на компьютере.
Нарисовать в графическом редакторе PAINT рисунок к фразеологизмам.
- Курам на смех.
- Дуться как мышь на крупу.
- Комар носа не подточит.
- Медведь на ухо наступил.
- Крутиться как белка в колесе.
- Писать как курица лапой.
- Гнаться за двумя зайцами.
- Ворона в павлиньих перьях.
- Как с гуся вода.
- Кот наплакал.
VII. Итог урока
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- С чем мы познакомились?
- А теперь попробуйте выразить свои впечатления об уроке на диаграмме. Для этого вам нужно закрасить круговую диаграмму различными цветами, которые соответствуют вашему настроению.
Назначения цветов расположены в правом углу листа на экране компьютера.