Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период особенно труден для детей, поступающих в школу с 6 лет. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми.
Педагогика сотрудничества - это прежде всего педагогика знания личности, знания и учета особенностей в процессе обучения.
Знания ребенка - сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике - высокое искусство, требующее собственных решений, когда нет готовых рецептов; это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и школьной гигиене; это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть.
Знание основных закономерностей функционального и психологического развития первоклассника особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее действенные средства и методы обучения.
Но ни одна работа педагога не принесет желаемых результатов, не будет столь эффективна, если не будет обобщен диагностико-аналитический материал, определена проблема и не намечены пути ее реализации. А за всем этим стоят специалисты, работающие с детьми, и, конечно же, их поддержка и участие - значимый фактор в ходе выполнения поставленных задач. Познакомив на малом педагогическом совете всех специалистов с направлениями своей работы и, заручившись их поддержкой, приступила к работе по составлению “Психолого - медико - социально - педагогического профиля класса “, позволяющего наметить дальнейшие пути работы с классом. Необходимы были данные первичного обследования детей от работающих с ними специалистов. Это воспитатели, логопед, психолог, медицинский персонал и, конечно же, данные, полученные от родителей. По составленному мной плану психолог и логопед провели обследование детей и занесли данные в индивидуальные карты. По результатам обследования были составлены таблицы.
Помимо работы, проводимой психологом и логопедом, пристальное внимание было уделено изучению состояния здоровья детей. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется во многом уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел в первый класс. Итоги медицинского обследования были занесены в “Паспорт здоровья и физического развития учащихся “. Из анализа полученных данных была составлена следующая таблица:
Кол-во | Группа здоровья | Состоят на учете | Хронич. заболеван | Нарушение осанк. | |||
учащихся | I | II | III | IV | |||
24 | --- | 75% | 25% | --- | 45% | 96% | 45% |
Зная показания, позволяющие отнести ребенка к той или иной группе здоровья, меня обеспокоило количество детей со II группой здоровья - “группой риска“. Потому как малейшие нарушения условий их обучения и жизни, превышение школьной, внешкольной нагрузок, несоответствие возрастным возможностям организма приводят к резкому ухудшению состояния их здоровья, в конечном счете к выраженным трудностям в обучении, школьной дезадаптации.
Сведения, полученные от психолога, логопеда, медицинских работников дополнила денными воспитателей, родителей, полученными в результате заполнения анкеты-опросника, анализ которых помог мне определить группу детей не усвоивших программу детского сада и основные причины. Помимо этого был определен круг детей, неудачи которых объяснялись нежеланием посещать школу и неудовлетворенностью от посещения .
Параллельно работе, проводимой психологом, логопедом, воспитателями и медицинскими работниками мной был разработан план проведения “Диагностико-адаптационной недели “, которую я назвала “Введение в школьную жизнь “, основной целью которой было изучение учащихся для определения “зоны ближайшего развития “( Л. С. Выготский ) каждого (Приложение 1).
Результаты изучения и обследования детей были занесены в таблицу “Психолого-медико-социально-педагогический профиль 1-Ж класса “, позволяющий наглядно увидеть как проблемы, так и резервные возможности данного класса.
Психолого-медико-социально-педагогический профиль 1-Ж класса
Медицинское обследование | ||||||
Всего | Группа здоровья | Состоит на | Нарушение | |||
обследовано | I | II | III | IV | учете | осанки |
24 учащихся | --- | 75 % | 25 % | --- | 45 % | 45 % |
Логопедическое обследование | ||||
Всего | Нуждаются | Из них | ||
обследовано | в помощи | ФН | ФФН | ОНР |
24 учащихся | 46 % | 4 % | 33 % | 8 % |
Психолого - социальное обследование | ||||
Всего | Нуждаются | Уровни псих. и соц. готовности | ||
обследовано | в поддержке | I | II | III |
24 учащихся | 37 % | 63 % | 33 % | 4 % |
Воспитательно - педагогическое обследование | |||||||
Запас знаний о себе и родителях |
Ориентирование во времени | Математические представ. | Уровень речевого развития |
Доступность обобщений | Сформированность положительного отношения к школе | ||
Усвоили | 42 % | 83 % | 67 % | 46 % | 96 % | Сформир. | Не сформ.. |
Не усв. | 58 % | 17 % | 33 % | 54 % | 4 % | 79 % | 21 % |
Полученные данные позволили определить основные направления в работе с детьми шестилетнего возраста, реализация которых и будет осуществляться через программу комплексного психолого-медико-педагогического воздействия. Основные цели которой:
- освоение нового для детей вида деятельности-учебной;
- развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности;
- вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач;
- развитие логического образного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности;
- воспитания у учащихся самостоятельности и инициативы, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;
- коррекция речевых нарушений;
- охрана здоровья, профилактика и предупреждение соматических и нервных заболеваний;
- предупреждение школьной дезадаптации.
Пример одного дня работы по реализации программы (Приложение 2).
Наличие специалистов, специализированных кабинетов на базе детского сада позволили мне выделить критерии, способствующие эффективной работе с учениками 6-летнего возраста.
При недостаточном запасе знаний я считаю, что очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
При несформированности положительного отношения к школе я уверена , что необходимо уделять ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения ( роли школьника ) и вытекающих из него требований к поведению.
Для повышения уровня развития мышления и речи я считаю, что очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми ( например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, продавца в магазине и т. п. ).
При “низком “ уровне развития мышления и речи считаю, что очень необходимы с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний ( особенно по математике ). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
Уверена, что недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов ). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.
Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение, я считаю, имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из конструктора и т. п.. В подборе заданий можно опираться на “Программу воспитания в детском саду “.
При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений ( изобразительная, конструктивная ). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки ( эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед “укладыванием спать “, одевание для прогулки и т. п. ).
Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
Задачи обучения и развития, выдвинутые перед учителем, должны завершиться подведением итогов их решения: получением знаний о том, какие успехи в развитии детей достигаются. Однако знания не получаются ради знаний. Они должны служить учителю в его педагогической деятельности и использоваться как можно более продуктивно.
В ходе реализации “Комплексной программы психолого-медико-педагогического воздействия на ученика 6-летнего возраста в условиях детского сада “и определения эффективных методов предполагаю дальнейшее изучение учащихся с целью определения развития каждого ученика главным образом по тому, как продвигается сравнительно со своим исходным уровнем, а не по тому - достиг он или не достиг наиболее высоких из возможных на данном этапе ступеней
Данные предполагаю заносить в карту " Общая характеристика школьных навыков ", позволяющая на протяжении всех лет обучения в начальной школе видеть динамику развития каждого ребенка. На основе данных " зоны актуального развития " наметить план работы и определить " зону ближайшего развития", наметить комплекс мероприятий на следующий учебный год.
Итоги комплексного сопровождения детей 6-летнего возраста 1 Ж класса говорят о правильно выбранном направлении в работе с данным классом. Основанием служат промежуточные данные, полученные в ходе обследований учащихся в III четверти.
Медицинское обследование | ||||||
Всего | Группа здоровья | Состоит на | Нарушение | |||
обследовано | I | II | III | IV | учете | осанки |
24 учащихся (сентябрь ) |
--- | 75% | 25% | --- | 45 % | 45 % |
24 учащихся ( март ) |
--- | 75% | 25% | --- | 53 % * | 45 % |
* - возрастание % обусловлено выявлением патологий у учащихся в ходе углубленного медицинского обследования
Воспитательно - педагогическое обследование | |||||||
Запас знаний о себе и родителях |
Ориентирование во времени | Математические представ. | Уровень речевого развития |
Доступность обобщений | Сформированность положительного отношения к школе | ||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
Усвоили | 42 % | 83 % | 67 % | 46 % | 68 % | Сформир. | Не сформ.. |
Не усв. | 58 % | 17 % | 33 % | 54 % | 32 % | 79 % | 21 % |
МАРТ | |||||||
Усвоили | 100 % | 92 % | 80 % | 80 % | 92 % | сформир | Не сформ |
Не усв. | --- | 8 % | 20 % | 20 % | 8 % | 96 % | 4 % |
Логопедическое обследование | |||||
Всего | Нуждаются | Из них | |||
обследовано | в помощи | ФН | ФФН | ОНР | НВ ОНР |
24 учащихся ( сентябрь ) |
46 % | 4 % | 33 % | 8 % | --- |
охвачено занятиями ( март ) |
38 % | --- | 17 % | --- | 4 % |
Нельзя не отметить, что положительная динамика развития учащихся достигнута совместными усилиями всех специалистов, работающих с этим классом. Работа специалистов в течение года была подчинена цели - гармоничному развитию каждого ребенка, становлению его как личности.
Та оптимальная система мер, заключенных в " Комплексном сопровождении учащихся 6-летнего возраста ", изложенная мной в данной работе, побуждает меня к поиску путей и методов воспитания второго года обучения в стенах школы, с целью предупреждения возникновения школьной дезадаптации. Результаты ( отраженные в таблице ), достигнутые в ходе реализации комплексного сопровождения детей, указывают на положительную динамику у ряда учащихся, имеющих на начало года трудности в обучении.
Сформир. положительного отношения к школе | Сформированность ЗУН | Сформированностьречи | Здоровые дети | |
сентябрь | 79 % | 61 % | 54 % | 55 % |
март | 96 % | 88 % | 79 % | 47 % |
В целом, результаты 7-ми месяцев работы ( из которых 1 месяц был отдан для обследования детей ) всех специалистов с учащимися 1-Ж класса можно представить таким образом.
Средний показатель готовности |
|
сентябрь | 62 % |
март | 78 % |
Возросший процент показателя готовности детей 1-Ж класса к школе ( с 62 % до 78%) за 6 месяцев работы говорит о перспективе работы в IV - й четверти. И, если моя программа минимум ранее была изучить детей, определить потенциал каждого и коллектива в целом, то программа максимум - сохранить и умножить тот запас ЗУН, заложенный в детей на первом году обучения.
Ограниченный объем статьи не позволяет привести здесь все разработанные анкеты, схемы и рекомендации, которые можно получить, обратившись к автору, по адресу aleks@migsv.ru