Урок физики в 7-м классе по теме: "Плотность вещества"

Разделы: Физика


Цели:

  • образовательные: сформировать общие представления о плотности вещества, ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет сделать вывод;
  • развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • воспитательные: показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала.

Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные работы, обсуждение демонстрации.

Оборудование: тела разной массы одинакового объема, тела одинаковой массы разного объема, вода, спирт, мензурка, весы, деревянные бруски, тела неправильной формы, кубик 1см3, ареометр.

План урока

  1. Повторение ранее усвоенных знаний.
  2. Мотивация учебной работы.
  3. Демонстрация опытов.
  4. Выводы, вытекающие из экспериментов.
  5. Развитие полученной информации.
  6. Плотность вещества.
  7. Решение задач (закрепление).
  8. Подведение итогов.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Начнем наш сегодняшний урок с повторения ранее изученного.

  1. Записать формулу движения и назвать входящие величины и единицы измерения.
  2. Как определить массу тела?
  3. Какие вещества вы знаете?
  4. Какие у них свойства?
  5. Какую форму имеют данные тела и как найти их объем?
  • Прямоугольный параллелепипед (V=abc);
  • Тело неправильной формы (с помощью мензурки).

А теперь послушаем легенду об истории, которая произошла с древнегреческим ученым Архимедом. Однажды царь Герон поручил Архимеду узнать, из чего сделана корона: из чистого золота или в ней есть примеси более дешевых металлов.

Поможем Архимеду решить задачу?

Сможем ли мы сейчас ответить, из чего сделана корона? Что для этого нужно знать? Мы подошли к изучению новой темы, то есть узнаем еще об одной физической величине. Название зашифровано здесь: НОТСЛОПТЬ. (Объявляется цель урока.)

Обратимся к опытам.

1) Берем рычажные весы. Уравновесим. На чашках весов тела разного объема, но одинаковой массы. Объемы разные, но массы одинаковы.

2) Берем тела одинакового объема, но разной массы.

Вопрос к учащимся: Почему так получается? От чего это зависит? (Учащиеся делают вывод – зависит от рода вещества.)

3) На чашках весов 2 мензурки, массы которых равны. Нальем одинаковое количество жидкости – в одну спирт, в другую – воду. Вопрос к учащимся: что замечаем? (Учащиеся отвечают, что мензурка со спиртом легче.) Делаем вывод: эти опыты подтверждают, что масса в единице объема зависит от рода вещества. Масса 1см3 вещества может служить характеристикой вещества. Эту физическую величину называют (посмотрите на название темы и расшифруйте его) ПЛОТНОСТЬЮ и найти ее можно по формуле

  

Демонстрируется кубик 1см3. Вопрос к учащимся: как понять, насколько много это или мало? Переходим к знакомству с таблицей плотности, в которой находим плотность вещества, из которого сделан кубик. Вводим единицу плотности г/см3.

Переходим к закреплению применения формулы на практике.

Найдем плотность деревянных брусков, лежащих на ваших столах, произведя необходимые измерения (измеряем массу и объем тела). Записываем на доске полученные значения плотности первого и второго ряда. Делаем вывод: значения плотности, полученные учащимися первого ряда и учащимися второго ряда, одинаковы. Это говорит о том, что бруски каждого ряда были изготовлены из одного и того же материала.

А как быть с телами неправильной формы? (Ответ учащихся – объем можно найти с помощью мензурки.)

Существуют приборы, с помощью которых определяют плотность вещества. Демонстрируем один из них: ареометр – это прибор для измерения плотности жидкости (например, плотность раствора в аккумуляторе).

Переходим к решению задач.

1. Что означает запись: плотность гранита 2600кг/м3?

2. Масса 10см3железа 78 г. Чему равна плотность железа?

3. Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный имеют одинаковые объемы. Определите, какой из них имеет наибольшую массу, наименьшую массу. Почему?

4. В два сосуда хотят налить одинаковые массы разных жидкостей: воды и крепкого соленого раствора. Как вы думаете, для какой жидкости нужно взять больший сосуд?

5. А теперь помогите Архимеду решить задачу.

 Для подведения итогов решим кроссворд.

 

  1. Зависимость массы в единице объема (плотность).
  2. Местонахождение подсказки (таблица).
  3. Эталон массы (килограмм).
  4. Физическая величина, характеризующая движение (скорость).
  5. Величина, необходимая для нахождения плотности (объем).

Ответьте на вопросы:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. О какой физической величине, которая может служить одной из характеристик вещества, мы говорили?

Организация работы дома:

  1. Прочитать по учебнику С.В.Громова §9 и ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Изучить опорную схему “Плотность вещества”.(Приложение)

 Литература

  1. Физика 7 кл. С.В.Громов, Н.А. Родина, М., Просвещение, 2000г.
  2. Проверка знаний учащихся по физике (6-7 класс)
  3. Урок физики в современной школе. Творческий о поиск учителей. Составитель Э.М.Браверман под редакцией В.Г.Разумовского, М., Просвещение, 1993г.