Цели урока
- дидактические: обобщение и расширение знаний учащихся о различных видах электромагнитных излучений;
- развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, расширение их кругозора, развитие навыков самостоятельной работы с научно-технической, справочной литературой; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков использования информационных технологий на уроках физики.
- воспитательные: воспитание самостоятельности и ответственности, воспитание навыков работы в команде.
Форма проведения урока: деловая игра.
Межпредметные связи урока: экономика, информатика.
Подготовка к уроку
За две недели до урока класс делится на четыре группы. В каждой группе определяется руководитель, который распределяет задания между членами группы, координирует их деятельность по подготовке к уроку. Группам дается задание подготовить доклады об одном из видов электромагнитных волн по плану, предложенному учителем и прочую атрибутику: название фирмы, рекламный слоган, подготовить слайд для презентации своей фирмы с помощью программы Power Point.
Имитационная модель урока
Проводиться презентация “товаров” (отдельных видов электромагнитных волн), в которой участвуют четыре “фирмы”. Каждая “фирма” представляет свой “товар”, сопровождая своё выступление соответствующей рекламой. Оценивает работу “фирм” и конкурентоспособность их “товаров” экспертная группа, которая в конце урока подводит итоги работы “фирм” (учебных групп) Для этой цели определяется суммарный параметрический индекс каждого “товара”. Определяется лучший “товар” и лучшая “фирма”. В состав экспертной группы включаются учащиеся данного класса и учителя физики и экономики.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
- сообщение целей урока и плана проведения урока;
- мотивация учебной деятельности;
- представление участников презентации;
- представление экспертной группы.
2. Разминка
Для проверки компетентности фирм, участвующих в презентации, группам предлагается специальное задание-“Ключ”, содержащее вопросы по теме урока. Правильно ответив на вопросы, учащиеся узнают, что им необходимо иметь для победы в презентации.
Карточки с заданием учитель раздёт группам.
Задание “Ключ”
1) Способ передачи тепла с помощью инфракрасных волн (из ответа возьмите вторую букву и запишите ее в первую клетку ключа).
2) Цвет, стоящий в спектре рядом с жёлтым цветом (из ответа возьмите пятую букву и запишите её во вторую клетку ключа).
3) Как называется учение о свете? (из ответа возьмите шестую букву и запишите её в третью клетку ключа).
4) Учёный, открывший явление дисперсии света (из ответа возьмите первую букву и запишите её в четвёртую клетку ключа).
5) Явление, огибания волнами препятствий (из ответа возьмите вторую букву и девятую буквы и запишите их в пятую и шестую клетки ключ).
Рисунок 1
Учащиеся выполняют задание и сдают карточки с ответом экспертной группе.
Ответы: 1) излучение, 2) зеленый, 3) оптика, 4) Ньютон, 5) дисперсия.
3. Выступление участников групп
Слово предоставляется участникам групп: Учащийся - специалист по рекламе представляет свою фирму с использованием слайда, который демонстрируется с помощью мультимедийного компьютера (см. Приложение1). Остальные учащиеся данной группы- менеджеры фирмы выступают с небольшими сообщениями о своем виде электромагнитного излучения в соответствии с планом, записанным на доске.
Во время выступления представителей одной группы учащимся других групп даётся задание составить рецензию на выступление докладчиков какой-либо из групп и подготовить вопросы выступающим, которые можно задавать после завершения выступления каждого докладчика. План рецензии также вывешивается на доске.
Группы выступают в следующей последовательности:
- Выступление фирмы, представляющей ультрафиолетовое излучение “ИНВЕСТ-УЛЬТРА”.
Рецензию готовит фирма “РЕНТГЕН & К°”.
- Выступление фирмы, представляющей видимое излучение “СПЕКТР”.
Рецензию готовит фирма “ИНФРА-М”.
- Выступление фирмы, представляющей рентгеновское излучение “РЕНТГЕН & К°”.
Рецензию готовит фирма “ИНВЕСТ-УЛЬТРА”.
- Выступление фирмы, представляющее инфракрасное излучение “ИНФРА-М”.
Рецензию готовит фирма “СПЕКТР”.
- Обсуждение рецензий.
4. Выступление экспертной группы
Члены экспертной группы на протяжении урока заполняют таблицу для определения суммарного параметрического индекса каждого “товара” - вида электромагнитного излучения. Данный индекс является оценкой коллективной работы каждой из фирм.
В конце урока председатель экспертной группы объявляют суммарный параметрический индекс “товаров”, представленных фирмами и называет лучший “товар” и лучшую “фирму”.
5. Подведение итогов урока
В заключительном слове учитель кратко подводит итоги урока и объявляет оценки учащимся.
Оформление урока
1. Плакат “Электромагнитные волны на службе человека”
На плакате представлены устройства, в которых используются различные виды излучений: ксерокс, телескоп, эндоскоп, рентгеновская трубка, пульт дистанционного управления, люминесцентная лампа.
2. Портреты ученых: У. Гершеля, И. Риттера, В. Рентгена, И. Ньютона и др.
3. План выступления докладчиков
- вид излучения и его основные характеристики;
- история открытия;
- источники излучения;
- основные свойства излучения;
- использование данного вида излучения на практике (с демонстрацией с помощью мультимедийного компьютера некоторых устройств и принципа их действия, в которых используется данный вид излучения)
4. План рецензии
- доступность содержания доклада;
- полнота освещения вопроса;
- уровень подготовленности докладчика;
- реклама;
- общее впечатление о результатах работы “фирмы”
- оценка по пятибалльной системе.
5. Таблица для определения суммарного параметрического индекса товара
Вид “товара” | Доступность содержания доклада 25% |
Полнота изложения вопроса 25% |
Уровень подготовленности докладчиков 25% |
Реклама 25% |
Суммарный параметрический индекс (оценка) |
Инфракрасное излучение |
|||||
Видимый свет | |||||
Ультрафиоле- товое излучение |
|||||
Рентгеновские лучи |
Оборудование урока.
- Мультимедийный компьютер.
- CD диск “От плуга до лазера” (интерактивная энциклопедия).