Цели:
- обучающая – сформировать понятие о том, что из взаимосвязанных слов можно составить предложение;
- развивающая – уметь анализировать, сравнивать и обобщать словарный запас;
- воспитывающая – воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, любовь к природе и животным.
Оборудование:
- карта путешествия,
- карточки с элементами букв,
- рисунки: серый заяц,
- белый заяц, звездочки,
- таблицы с выводами,
- фигурки девочки и мальчика.
Содержание урока.
I. В тетрадях написано число, классная работа.
Учитель: - Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие, которое совершим по карте. На карте проложен маршрут, и начнем мы свое путешествие с горы чистописания.
По левому склону горы учитель вывешивает карточки с элементами букв. Дети вспоминают, как их нужно писать, проговаривают.
Учитель: - Мы взобрались на гору. Чтобы с неё спуститься, выполним следующее задание. Но так как гора крутая, мальчики помогут девочкам. Подадут им руку. На доске записаны буквы. Прочитайте.
Дети: - А о к У л х С и
Учитель: - Эти буквы нужно распределить в две группы и записать. Мальчики помогайте.
Дети: - В одну группу относятся строчные буквы о к л х и , а в другую – прописные А У С.
Учитель: - Как по-другому ещё можно распределить эти буквы?
Дети: - На гласные буквы А о У и и согласные к л х С.
II.
Учитель: - Мы спустились с горы и подошли к горе Слов.
На доске записаны группы слов.
м (о, а) розный, утро, было
у, праз?ник, нас
Учитель: - Давайте выясним, как правильно нужно писать слова морозный, праздник. Для этого обратимся к орфографическому словарю.
Дети находят на с. 32, с. 50, читают слова по слогам. Учитель вставляет нужные буквы.
Учитель: - Ребята, вам понятно, о чем говорится в каждой группе слов?
Дети: Нет.
Учитель: - Попробуйте составить из каждой группы предложения. Обратите внимание на слова в первой строчке. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
Дети: - Слова нужно изменить.
Учитель: - Давайте сделаем вывод: из чего состоит предложение?
Дети: - Предложение состоит из слов.
Учитель: - Что нужно сделать со словами?
Дети: - Слова нужно изменять.
III.
Учитель: - Шли мы долго и дошли до леса. Здорово! Здесь мы можем отдохнуть, поиграть и подышать свежим воздухом. Но не забываем, что нельзя в лесу лазать по деревьям – это опасно. Уходить вглубь леса. Можно заблудиться. А что ещё нельзя делать в лесу?
Дети: - Сорить, разжигать костры.
Учитель: - Вошли мы в лес, встретили…догадайтесь кого?
Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шубу серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета.
Дети отвечают хором. Учитель вывешивает картинку серого зайца.
Учитель: - А какого цвета шуба у зайца зимой?
Дети: - Белого.
Учитель вывешивает картинку белого зайца.
Учитель: - Почему зимой у зайца шуба белая?
Дети: - Чтобы зайца на снегу не заметил волк, лиса, охотник.
Учитель: - А как ещё можно назвать зайца?
Дети: - Зайчик, зайка, заинька, зайчонок.
IV .Физминутка.
Заяц, заинька сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка – прыг – и ускакал.
V.
Учитель: - Мы побывали в лесу, попрыгали, подышали воздухом. Подошли к горе Списывание. Нужно с доски в тетрадь списать предложения. Докажите, что это предложения.
Дети: - Первое слово написано с прописной буквы, слова связаны между собой. В конце предложения стоит точка.
Нам всем было весело. Мы пели танцевали, играли.
VI.
Учитель: - Мы подошли к поляне Читателей. Прочитайте, что вы записали в тетрадях.
Дети по предложениям прочитывают.
Учитель: - Что же у вас получилось?
Дети: - Рассказ, текст.
Учитель: - Докажите.
Дети: - Слова в предложении связаны между собой и предложения тоже.
Учитель: - Озаглавьте текст.
Дети: - Праздник.
VII.
Учитель: - Давайте сделаем вывод: о чём говорили сегодня на уроке?
Дети: - Мы говорили о предложениях. Предложения состоят из слов. Слова в предложении нужно изменять. Слова в предложении связаны по смыслу.
Учитель: - Так над чем же мы с вами работали?
Дети: - Над предложением.
VIII.
Учитель: - Мы с вами все ещё находимся на поляне Читателей. Открываем учебник на с.4 и еще раз прочитаем правило.
Для закрепления выполняют упр.4 самостоятельно.
Проверка написанного.
Учитель: - Все таки мне хочется дать название нашему путешествию. Попробуйте, ребята.
Дети: - Путешествие в страну Знаний. Путешествие в страну Предложений. Путешествие по страничке русского языка.
IX. Итог урока.
Учитель: - Молодцы, ребята. Работали дружно, хорошо. Посчитайте звездочки и запишите на полях у кого сколько.