Урок русского языка в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Тема: "Предложение и слово"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обучающая – сформировать понятие о том, что из взаимосвязанных слов можно составить предложение;
  • развивающая – уметь анализировать, сравнивать и обобщать словарный запас;
  • воспитывающая – воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, любовь к природе и животным.

Оборудование:

  • карта путешествия,
  • карточки с элементами букв,
  • рисунки: серый заяц,
  • белый заяц, звездочки,
  • таблицы с выводами,
  • фигурки девочки и мальчика.

Содержание урока.

I. В тетрадях написано число, классная работа.

Учитель: - Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие, которое совершим по карте. На карте проложен маршрут, и начнем мы свое путешествие с горы чистописания.

По левому склону горы учитель вывешивает карточки с элементами букв. Дети вспоминают, как их нужно писать, проговаривают.

Учитель: - Мы взобрались на гору. Чтобы с неё спуститься, выполним следующее задание. Но так как гора крутая, мальчики помогут девочкам. Подадут им руку. На доске записаны буквы. Прочитайте.

Дети: - А о к У л х С и

Учитель: - Эти буквы нужно распределить в две группы и записать. Мальчики помогайте.

Дети: - В одну группу относятся строчные буквы о к л х и , а в другую – прописные А У С.

Учитель: - Как по-другому ещё можно распределить эти буквы?

Дети: - На гласные буквы А о У и и согласные к л х С.

II.

Учитель: - Мы спустились с горы и подошли к горе Слов.

На доске записаны группы слов.

м (о, а) розный, утро, было

у, праз?ник, нас

Учитель: - Давайте выясним, как правильно нужно писать слова морозный, праздник. Для этого обратимся к орфографическому словарю.

Дети находят на с. 32, с. 50, читают слова по слогам. Учитель вставляет нужные буквы.

Учитель: - Ребята, вам понятно, о чем говорится в каждой группе слов?

Дети: Нет.

Учитель: - Попробуйте составить из каждой группы предложения. Обратите внимание на слова в первой строчке. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Дети: - Слова нужно изменить.

Учитель: - Давайте сделаем вывод: из чего состоит предложение?

Дети: - Предложение состоит из слов.

Учитель: - Что нужно сделать со словами?

Дети: - Слова нужно изменять.

III.

Учитель: - Шли мы долго и дошли до леса. Здорово! Здесь мы можем отдохнуть, поиграть и подышать свежим воздухом. Но не забываем, что нельзя в лесу лазать по деревьям – это опасно. Уходить вглубь леса. Можно заблудиться. А что ещё нельзя делать в лесу?

Дети: - Сорить, разжигать костры.

Учитель: - Вошли мы в лес, встретили…догадайтесь кого?

Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шубу серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета.

Дети отвечают хором. Учитель вывешивает картинку серого зайца.

Учитель: - А какого цвета шуба у зайца зимой?

Дети: - Белого.

Учитель вывешивает картинку белого зайца.

Учитель: - Почему зимой у зайца шуба белая?

Дети: - Чтобы зайца на снегу не заметил волк, лиса, охотник.

Учитель: - А как ещё можно назвать зайца?

Дети: - Зайчик, зайка, заинька, зайчонок.

IV .Физминутка.

Заяц, заинька сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка – прыг – и ускакал.

V.

Учитель: - Мы побывали в лесу, попрыгали, подышали воздухом. Подошли к горе Списывание. Нужно с доски в тетрадь списать предложения. Докажите, что это предложения.

Дети: - Первое слово написано с прописной буквы, слова связаны между собой. В конце предложения стоит точка.

Нам всем было весело. Мы пели танцевали, играли.

VI.

Учитель: - Мы подошли к поляне Читателей. Прочитайте, что вы записали в тетрадях.

Дети по предложениям прочитывают.

Учитель: - Что же у вас получилось?

Дети: - Рассказ, текст.

Учитель: - Докажите.

Дети: - Слова в предложении связаны между собой и предложения тоже.

Учитель: - Озаглавьте текст.

Дети: - Праздник.

VII.

Учитель: - Давайте сделаем вывод: о чём говорили сегодня на уроке?

Дети: - Мы говорили о предложениях. Предложения состоят из слов. Слова в предложении нужно изменять. Слова в предложении связаны по смыслу.

Учитель: - Так над чем же мы с вами работали?

Дети: - Над предложением.

VIII.

Учитель: - Мы с вами все ещё находимся на поляне Читателей. Открываем учебник на с.4 и еще раз прочитаем правило.

Для закрепления выполняют упр.4 самостоятельно.

Проверка написанного.

Учитель: - Все таки мне хочется дать название нашему путешествию. Попробуйте, ребята.

Дети: - Путешествие в страну Знаний. Путешествие в страну Предложений. Путешествие по страничке русского языка.

IX. Итог урока.

Учитель: - Молодцы, ребята. Работали дружно, хорошо. Посчитайте звездочки и запишите на полях у кого сколько.