Урок музыки в 3-м классе

Разделы: Музыка


Музыка родилась из жизни самым ярким ее проявлением – интонацией. Музыкальное зернышко – интонация дает развитие большому музыкальному искусству, которое звучит во всех ситуациях окружающей нас жизни. А самое главное то, что она влияет на формирование и развитие характера человека. Действительно, темы интонационного звучания бесконечно меняются, как сама жизнь.

Музыкальное искусство – это настоящий, большой вид искусства, который черпает содержание и силу в литературе, истории, изобразительном искусстве.

Интонационно-духовная атмосфера урока – естественная среда общения. Таким образом, на уроке присутствуют два фундаментальных принципа интонируемого смысла:

1. Целостность и образность;

2. Духовная культура.

В процессе выполнения заданий задействованы разные виды деятельности. Способствующие развитию всех сенсорных каналов: аудиальных, визуальных, кинетических, а также работа с направлением воображения. Полученные ранее знания и умения помогут разрешить проблемную ситуацию: самостоятельный поиск и внедрение мелодии в другой вариант вокального исполнения. Это поможет сделать вывод, что мелодика молитв по характеру одинакова, а по жанру разная.

Следовательно, использованы методы развивающего обучения:

1. Метод проблемного обучения – постановка вопроса и показ ею разрешения;

2. Методы учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические;

3. Методы самостоятельной познавательной деятельности: работа с раздаточным материалом.

Благодаря этим методам выполнимы основные задачи:

1.Формирование навыков и умений творческой деятельности

2.Развитие познавательных способностей

3.Воспитание гармонии чувств

Таким образом, происходит реализация творческих способностей и возможностей обучающихся по теме урока “Интонация”.

Тип урока: нетрадиционный

Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка)

Цели:

1.Создание условий для развития познавательной активности обучающихся, логики теоретического мышления и творческого потенциала.

2.Введение в большой мир искусства, в котором органично уживаются разные состояния окружающей жизни – учить видеть ее, слышать и участвовать в ней.

3. Обучение технике интонируемого смысла.

Оборудование:

1.Иллюстрации “Икона Святой Благоверный князь Александр Невский”, картина П.Корина “Александр Невский”.

2.Нотное приложение “Песнь об Александре Невском” и “О Сергии Радонежском”.

3.Портреты композиторов С.С.Прокофьева и М.И.Глинки.

4.Наглядное пособие “Волшебный цветик-семицветик”.

5.Фонограмма “Ростовские колокола”, аккомпанемент мелодии песни “Малиновый звон” (сл. А.Пономаренко, муз. А.Морозова).

6.Текст песни “Малиновый звон”.

7.Музыкальный инструмент.

План урока

1.Активизация внимания обучающихся – 3 мин.

2.Слушание. Беседа – 10 мин.

3.Вокально-хоровая работа – 12 мин.

4.Познавательная ситуация – 12 мин.

5.Вывод. Итог – 3 мин.

Словарная работа по осмыслению понятий:

Благостный - добрый

Кантата - большое музыкальное произведение

Образа - иконы

Образы - представление

Ход урока

Эпиграф: Любой вид искусства – это мышление в образах.

Этапы Содержание Время
Активизация внимания Звучит фрагмент из сб. “Ростовские колокола”

На фоне – декламация:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…

К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает

3 мин.
Словарные слова:

Добрый, радостный

? – Что за музыка встретила вас на уроке

! – Это голос нашей Родины. Он по характеру гордый, торжественный.

? – Какая интонация у голоса колоколов.

 
Наглядный материал.

Виды интонаций

/ № 1 – выразительная/

? – Что выражает /! Чувства/.

? – Какие чувства /ответы ребят/.

? – Какая еще звучала интонация.

/ № 2 – изобразительная/.

 
Наглядно-слуховой метод ? – Что изобразила эта музыка

/просторы, храмы, людей-богатырей/

 
Портрет, иллюстрации ! – Вы видите славного полководца князя Александра Невского

? – Можно определить характер человека.

? – Что нужно для этого.

10 мин.
  ! – Давайте внимательно рассмотрим картину /название, автор/ и в этом поможет музыкальная пьеса “Вставайте, люди русские” из кантаты “Александр Невский” С.С.Прокофьева.  
Словарное слово! Кантата – сложное музыкальное произведении, в котором звучит хор, певцы-солисты под аккомпанемент симфонического оркестра.  
Волшебный цветик-семицветик ? – Слушая, на что обратим внимание /на интонацию/  
Практический метод анализа ? – Самым ярким зернышком в интонации что прозвучало /колокола/

? – А на картине кто ярко и величаво изображен /князь Александр Невский/

? – Какая интонация созвучна между музыкой и картиной /изобразительная/

? – А выразительность в чем /в характере/

? – Какие они по характеру /мужественные, смелые, честные, защищают Отечество, бьются за правое дело/

 
Исторический рассказ учителя

Разволновался

! – Римский император решил завоевать русскую землю. Собрал он рать великую и пошел к реке Неве. Отправил князю своих послов: “Если можешь – защищайся, ибо я уже здесь и разорю твою землю”. Александр же, услыхав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь, и упал на колени перед иконами и начал молиться: “суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мной, возьми оружие и щит и встань на помощь мне…” И, окончив молитву, он встал, поклонился, и выйдя из церкви и осушив слезы, обратился к дружине со словами: “Не в силе Бог, а в правде, одни с оружием, другие на конях, мы же имя Господа нашего призовем. Кто с мечом на Русь придет, тот от меча и погибнет”.

Так оно и вышло. А народ назвал князя святым за его честь и подвиги. И сложил песнь об Александре Невском, и написал икону “Святой Благоверный князь Александр Невский”.

 
Вокально-хоровая работа с нотным текстом раздаточного материала 1.Правило:

Если надо сидя петь,
Не садись, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей!
Раз – вдох и запел –
Птицей звук полетел,
Руки, ноги – все свободно.
Петь приятно и удобно.

12 мин.
Ситуация успеха! x2. Упражнение на установку дыхания:

/декламируя/:

Солнышко всходит и небо светлеет. Природа проснулась и утро пришло.

Исполнение под мелодию “Утро” Э.Грига.

3. Отработка ритмического рисунка:

сильный герой

смелый герой

умный герой

честный герой

12 мин.
Практический метод 4. Исполнение

- “Песнь об Александре Невском”

- “О Сергии Радонежском”

 
Вывод ! – Александр Невский и Сергий Радонежский – святые земли Русской.

Люди в их честь что поют? /молитвы/

! – Молитва – это обращение к Богу с речью или пением, которые исполняются (в ариях, кантатах) в святых храмах и там, где есть иконы.

? – Какой известный нам герой исполнял молитву /Иван Сусанин, опера М.Глинки/

! – По интонации исполнителей мы можем узнать жанр и характер. В данном примере ария есть жанр, а характер – это настроение героя.

12 мин.
Метод объяснения, проблемная ситуация …Иван Сусанин исполнил молитву с естественным настроением – желанием жить. Но, осознавая свое положение в создавшейся ситуации, со слезами в голосе обращается к Богу, прощаясь с жизнью во имя справедливости, ради России. Поэтому через исполнительское мастерство актера в арии мы представили его настроение, то есть характер героя: мужественный, справедливый, честный, мудрый.  
Наглядно-слуховой метод Поэтому:

№ 1 Выразительная интонация определяет вид музыкального произведения, то есть жанр.

№ 2 Изобразительное действие определяет характер героя.

Итак:

В музыке все находится в действии, потому что она звучит выразительно благодаря средствам.

 
Проблемная ситуация

Ситуация успеха!

Задание: внимательно рассмотрите наш Волшебный цветик-семицветик. Послушайте фрагмент музыкальной пьесы – угадайте мелодию, определите жанр и характер.

Звучит “Малиновый звон”

/жанр – песня, характер – нежный, задушевный, ласковый/

? – Как определили /по средствам выразительности/

 
Задание на мастерство исполнения

Ситуация успеха

Исполнение под фонограмму оркестра, используя средства выразительности  
Вывод Значит: интонация голоса определяет жанр и характер, то есть звуки окружающего мира и внутреннее душевное состояние людей.

В музыкальном искусстве два вида интонации

1. Выразительная – построение

2. Изобразительная – действие

3 мин.
Итог ? – С какими жанрами вы познакомились на уроке /ария, молитва, песня/

! – Они разные по виду исполнения, но у них есть общее действие – звучать голосом (вокал). Поэтому общее действие позволяет объединить в понятие – жанр вокальной пьесы.

? – В каком жанре их трех видов вам понравилось больше всего работать

 
Заключительный момент урока На фоне музыки колоколов – декламация:

Не ешь, о дитя мое, когда песню поют, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют! Там, в песне, чья-то душа маленькая умоляет, молит она, может быть, она проголодалась в это мгновенье – не ешь, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют.

Не пей , о дитя мое, не пей, когда песню поют, иволга там поет, дождика просит: росинку у листьев выпрашивает – иволга там умоляет, молит, голодная она поет, жаждою томима.

Мы народ едоков, о дитя мое, но ложку свою положи на стол, когда песню поют, положи свою ложку на стол, о дитя мое. Не смотри, о дитя мое, что этот вот дядя ест, у него не учись – он давно уже слопал все песни свои, и уже отличить он не может картошку от песни.

Одни двери для ложки и песни. Остановится ль ложка у рта твоего, когда песня поется?

О дитя, возьми за руку ложку, в сторонку ее отведи – первой песню выпусти, о дитя.

/И.Зиедоис/

 

Приложение 1