Задачи урока:
- Повторить и обобщить теоретические знания по теме урока.
- Закрепить навыки по применению закона при решении задач.
- Показать универсальность закона на примере раздела физики “Гидродинамика”.
- Показать применение закона при конструировании игрушек.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Историческая справка об истории открытия закона.
- Фронтальный опрос по теме и создание обобщающей таблицы с помощью компьютера.
- Постановка и объяснение опытов.
- Презентация темы “Гидродинамика”.
- Решение задачи у доски и тестирование на компьютере.
- Презентация игрушек: банка-бумеранг и заводной механический робот.
- Проверка выполнения тестовых заданий и подведение итогов урока.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
В “Британской энциклопедии” 1771г. записано: “Энергия - слово греческого происхождения, означает могущество, достоинство или действенность чего-либо…”. О законе сохранении энергии мы сегодня поговорим на уроке.
2. Историческая справка (готовят ученики)
Майер Юлиус Роберт (1814 -1874гг.) – немецкий врач, независимо от других сформулировал закон сохранения энергии. В статье, опубликованной в 1842 году, Майер ясно утверждает, что существует определенная связь между высотой, с которой подает некая масса, и выделившимся при ударе о землю некоторого количества теплоты. Майер попытался также вычислить механический эквивалент теплоты.
Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд Фон (31.08.1821 - 08.09.1894гг.) - один из величайших учёных XIX века. В 1847 году он опубликовал классическую работу “О сохранении энергии”, где изложил философские и физические основания закона сохранения и превращения энергии и дал его математическую формулировку. Работа вызвала большой шум в научных кругах. Аналогичные идеи были выдвинуты рядом других ученых, однако Гельмгольцу принадлежит наиболее четкая формулировка важнейшего закона.
3. Фронтальный опрос
- Какими видами энергии обладает макроскопическое тело?
- Какие тела обладают потенциальной энергией?
- Из каких теорем получаем формулы для потенциальной энергии тела поднятого над землей и упругодеформированного тела?
- Физический смысл потенциальной энергии тела поднятого над землей и упругодеформированного тела.
- Какие тела обладают кинетической энергией?
- Из какой теоремы получаем формулу кинетической энергии?
- Каков физический смысл кинетической энергии тела?
- Что мы понимаем под полной механической энергией?
- Сформулируйте закон сохранения и превращения полной механической энергии тела.
- Границы применимости закона сохранения энергии.
В ходе опроса на экране появляется схема, позволяющая обобщить знания по теме.(Приложение1)
4. Демонстрационные опыты:
- Пружинный и математический маятники.
- Система: пружина, нить, груз.
- Два пластилиновых шарика на нитях.
В ходе демонстрации дети объясняют: какие превращения энергии происходят в каждом случае.
5. Закон превращения и сохранения энергии лежит в основе Уравнения Бернулли - основного уравнения гидродинамики – раздела физики.
Презентацию темы “Гидродинамика” представляет ученица, которая ее подготовила.
6. Решение задачи
Шайба, брошенная с горизонтальной скоростью 25 м/с, скользя по поверхности, поднимается на горку высотой 15 м, вершина которой плоская. После чего шайба соскальзывает в воздух. Чему равна дальность полета шайбы в воздухе? Силу трения шайбы о поверхность не учитывать.
После решения задачи у доски детям предлагаю выполнить итоговый тест за компьютерами.
Текст теста смотри ( Приложение3).
7. Презентация игрушек
- Банка – бумеранг (изготовлена и представлена учеником): в пустой банке из под кофе пропускается резинка с грузом по середине. Действие игрушки основано на превращении потенциальной энергии резинки в кинетическую энергию вращательного движения банки.
- Заводной робот работает по тому же принципу.
8. Проверка тестовых заданий
Проводится на большом экране. В ходе проверки выясняем, что ключевым словом теста является слово “ЗАКОН” , т. е. то, что было темой урока. Еще раз формулируем закон сохранения и превращения энергии и подводим итоги урока. На этом урок завершается, учитель благодарит детей за работу на уроке.