Интегрированный урок геометрия + информатика по теме: "Многогранники"

Разделы: Математика, Информатика


“Мало иметь хороший ум,
важно уметь применять его”

Рене Декарт

Цели урока:

образовательные

  • Повторить материал по данной теме.
  • Научить учащихся мыслить и оперировать математическими и компьютерными знаниями, определяемыми документами обязательного стандарта, не оставив при этом без внимания тех учеников, которым математика и информатика интересна как наука, требующая оригинальности мышления.
  • Систематизировать и обобщить знания по теме “Power Point” - создание презентаций, графический редактор “Paint”, редактор “QBasic” - программирование линейных, разветвляющихся алгоритмов, графика в “QBasic”.
  • Проверка умений и навыков учащихся в решении геометрических задач с помощью языка программирования QBasic, построения геометрических фигур (многогранников) с помощью языка программирования и графического редактора.

развивающие

  • Способствовать развитию у учащихся пространственного и логического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать.

воспитательные

  • Воспитывать у учащихся чувство сплоченности сознательной дисциплины, целеустремлённости, внимания, умения выслушать товарища, умения работать в группе.

ХОД УРОКА

На первых уроках работы по теме: “Многогранники” учитель сообщает учащимся, что итогом обучения будет не только контрольная работа, но и последующий двухчасовой семинар. Для проведения, которого класс разбивается на группы по 4-5 человек, каждая из которых выбирает индивидуальное задание. Группы формируются по признаку дружеских привязанностей. За три недели учитель сообщает задания:

1. Сообщение по теме “Призма”

а) геометрический материал; б) материал по информатике (разработка презентации) 2. Решение задач по теме “Призма” (геометрическое решение или составление программы решения геометрической задачи на языке программирования QBasic).

3. Сообщение по теме “Пирамида”

а) геометрический материал; б) материал по информатике. (разработка презентации)

4. Решение задач по теме “Пирамида”, (геометрическое решение или составление программы решения геометрической задачи на языке программирования QBasic).

5. Правильные многогранники, применение их в жизни, (разработка презентации)

Теоретический опрос (все показывается на компьютере)

Каждая группа выступает по своему заданию. После чего отвечает на дополнительные вопросы учителя:

1 группа : - сколько диагоналей можно провести в четырехугольной призме?

2 группа: - измерения прямоугольного параллелепипеда 1:2:3, найдите площадь боковой поверхности, если боковое ребро больше ребра основания.

Физпауза № 1: выполнение упражнений для глаз.

3 группа: - боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно стороне основания. Какие многоугольники являются его гранями?

4 группа: - существует ли усеченная пирамида, все ребра которой равны?

5 группа: - является ли правильным многогранник, все ребра которого равны?

Физпауза № 2: выполнение упражнений для глаз.

Проверка теоретических знаний (работа с тестами по геометрии и по информатике).

Тест составлен на компьютере (оценивается через компьютер).

Практическая часть урока (работа с тестами по геометрии и по информатике на два уровня (уровень В - лёгкий, уровень А – сложный), оценивает учитель).

Тесты по геометрии: Тест №1 (уровень В)
1. Найди ошибку в чертеже:

а). АВ

б) ВС

в) АД

2. Найди ошибку в чертеже:

а) АВ

б) ВС

в) ВВ1

3.Ребро куба равно 1. Найти площадь полной поверхности:

а).12

б). 8

в). 6.

4. Найти площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения: 2, 3, 4.

а) 9

б) 24

в) 52.

5.

АБСД –квадрат

АД=3, апофема равна 4

Найти боковую поверхность пирамиды.

а) 24

б) 12

в) 36

6. Будет ли призма правильной, если в основании ромб.

а) нет,

б) да,

в) да и нет.

7. Сколько диагоналей у девятиугольной призмы?

а) 27

б) 54

в) 81.

8. Высота правильной четырехугольной пирамиды равна 2 см., а сторона основания - 4 см. Найдите боковое ребро.

а) 2

б) 3

в)

9. Будет ли пирамида правильной, если в основании лежит равнобедренный треугольник?

а) нет,

б) да,

в) да и нет.

10. Уберите “лишнее слово” октаэдр, додекаэдр, пирамида, икосаэдр.

а) октаэдр

б) додекаэдр,

в) пирамида.

ТЕСТ № 2 (Уровень А)

1. Высота правильной треугольной призмы равна h , сторона ее основания а.

Найдите S п.п.

а) ah+ б) в) 3a+a2

2. Сторона основания правильной четырехугольной призмы равна а, высота h.

Найдите S диагонального сечения.

а) ah

б) ah

в) a2h

3. Основание прямой призмы является треугольник со сторонами а, а, в. Найдите

S б.п.

а) h(2a+b)

б) 3ah

в) 2a+b.

4. Боковое ребро прямой призмы равно 7, а одна из ее диагоналей равна 14. Найдите угол между этой диагональю и плоскостью основания призмы.

а) 900

б) 600

в) 300

5. Три грани параллелепипеда имеют площади 1м2 , 2м 2, 3м2 Чему равна полная поверхность параллелепипеда?

а) 9м2 

б) 6м2

в) 12м2

6. Найдите по стороне основания а и высоте h апофему правильной четырехугольной пирамиды:

а)

б)

в) a2+h2

7. Одна из граней пирамиды перпендикулярна к плоскости основания. Может ли эта пирамида иметь другие грани перпендикулярные к плоскости основания.

а) 2

б) 1

в) 3.

8. В правильной четырехугольной пирамиде все ребра равны 1. Найдите высоту пирамиды.

а) 1

б) 1/

в) 1/2

9. Сколько диагоналей у семиугольной призмы?

а) 14

б) 21

в) 28.

10. Найдите площадь сечения куба АВСДА1В1С1Д1 плоскостью, проходящей через ребро АВ и середину ребра В1С1, если ребро куба равно 2см.

а) 5см2

б) 42

в) 2см2

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ (уровень В)

1. Какой из операторов записан верно:

А) А=5В

Б) А= 5*В

В) 5*В =А

2. Алгоритм какой структуры изображён на блок-схеме:

A) линейный

Б) полная развилка

B) неполная развилка

3. Каково будет значение переменной X после выполнения операций присваивания

А) 15

Б) 5

В) 50

Х=5

B=10

X=X+B

4. Алгоритм какого типа изображен на блок- схеме:

A) разветвляющийся

Б) выбор

B) линейный

5. Какой из документов является алгоритмом:

A) список книг в библиотеке

Б) расписание движения поездов

B) инструкция по приготовлению пищи

6. Какой оператор выводит значение переменной на экран:

A) PRINT X

Б) INPUT Х

В) Х=Х

7. Как изображается окружность в BASIC:

A) CIRCLE(X,Y),R,C

Б) CIRCLE (X; Y); R; С

B) PAINT(X,Y), R,C

8. Что окрасится в результате выполнения следующей программы в BASIC: SCREEN 9

CIRCLE (320, 170), 50, 3

PAINT (170, 320), 5:

А) внутренняя область окружности

Б) весь экран

В) весь экран, за исключением внутренней области окружности

9. Используя какой оператор, можно нарисовать закрашенный прямоугольник:

A) LINE(100,200)-(400,300), 5

Б) LINE(100,200)-(400,300), 5, В

В) LINE(100,200)-(400,300), 5, BF

10. Каково будет значение переменной после выполнения следующих операций:

Х=5

Х=Х+1

А) 1

Б) 5

В) 6

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ (уровень А)

1. Как будет выглядеть на BASIC следующее выражение

A) y=(SQR( sin^2(30)+x^3))/8

Б) y=(SQR( sin(30)^2+x^3))/8

В) y=(SQR( sin(30^2)+x^3))/8

2. При входных данных А=4, В=5 определить результат выполнения алгоритма, изображённого на блок - схеме:

А)5

Б) 20

В) 9

 3. Каково будет значение переменной после выполнения следующих операций присваивания:

А=5

А=А+5

А=А^2+5.

A) 5

Б) 105

B) 25.

4. Представьте в общепринятой математической записи следующее выражение: (-y+SQR(X^2 - 6*А*В))/(3*А).

A)

Б)

В)

5. Что изображается на экране после выполнения следующего оператора: CIRCLE (320, 175), 50, 2,,, .5

А) эллипс, сжатый по горизонтали

Б) окружность

В) эллипс, сжатый по вертикали.

6. Растровый графический редактор предназначен для:

A) создания чертежей

Б) создания и редактирования рисунков

B) построения графиков

7. Минимальным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:

А) точка экрана (пиксел)

Б) объект ( прямоугольник, круг и т.д.)

В) знакоместо (символ)

8. Что окрасится в результате выполнения следующей программы в BASIC:

SCREEN 9

CIRCLE (200, 260), 60, 4

PAINT (260, 200), 4

A) весь экран

Б) весь экран, за исключением внутренней области окружности

B) внутренняя область окружности

9. Используя, какой оператор, можно нарисовать прямую:

A) LINE (100;130)-(250;300); 8

Б) LINE (100;130); (250;300); 8

B) LINE (100,130)-(250,300), 8

10. Система команд процессора записывается:

A) на естественном языке

Б) на алгоритмическом языке или языке блок- схем

B) на машинном языке (в двоичном коде).

Итог урока:

Выставление оценок в зачётную книжку. Каждый учащийся класса получает порядка пяти оценок за урок.

Приложение 1. Зачетная книжка

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.