Тема: Производительность труда в строительстве
Тип урока: проблемная лекция
Цели урока:
Обучающие:
- выявление фактических знаний и умений на уровне понимания и осмысления с учетом внутрипредметных и межпредметных связей;
- изучение показателей измерения производительности труда, путей экономического роста и методов оценки производительности труда в строительстве.
Развивающие:
- развитие умений частично-поисковой работы при постановке проблем.
Воспитательные:
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся через КМД и РОЗ.
Методические:
- активизация познавательной деятельности учащихся при объяснении нового материала через использование рейтинговой системы оценки знаний студентов.
Дидактические:
- реализация связи теории с практикой.
Вид деятельности:
Преподавателя – организатор, информатор;
Учащегося – репродуктивная, продуктивная, КМД.
Тип обучения: проблемно-поисковый.
Метод воздействия на учащихся: эвристическая беседа.
Предметные связи:
Обеспечивающие – основы экономики, тема “Принципы экономического мышления”; ПСД – виды норм в строительстве; ТОСП – календарное планирование .
Обеспечиваемые:
Экономика – формирование издержек производства, планирование деятельности предприятия.
Оборудование:
- карточки-задания;
- компьютерное сопровождение.
Структура урока:
Ход урока
1. Организационный момент, введение, деление на микрогруппы
Система оценки знаний РОЗ (прим.)
Максимальный рейтинговый балл для микрогруппы в целом – 20 баллов
Вы заработаете его, ЕСЛИ:
- Правильно дадите ответы на поставленные перед микрогруппой задачи (3 задачи * 5, 0 баллов).
- Четко изложите свою позицию по каждому из 3-х коллективных заданий – за каждое выступление добавляется 1 балл.
- Будете активно участвовать в диалоге с учителем – по содержанию (от 0, 5 до 2, 0 баллов).
Степень участия в дискуссии определяется преподавателем и руководителем микрогруппы.
Вопрос 1. Сущность производительности труда, показатели измерения ПТ.
С учетом собственного опыта и имеющихся знаний дайте определение производительности труда и как она измеряется.
Запишите в конспект определение ПТ:
ПТ – есть плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, т.е. способность конкретного труда создавать за единицу времени определенное количество продукции.
Показатели измерения ПТ:
- Выработка,
- Трудоемкость.
Выработка – количество продукции, производимой бригадой (одним работником) за единицу времени.
Выр. = объем работ (V): численность * время(Ч*Т).
Проставьте единицы измерения и запишите определение почасовой производительности труда самостоятельно.
Установите зависимость между выработкой и произодительностью труда.
Трудоемкость – количество затрат человеческого труда для изготовления единицы доброкачественной продукции.
Запишите формулу расчета самостоятельно в тетради и на доске.
Установите зависимость между трудоемкостью и ПТ.
Степень выполнения выработки определяется соотношением фактических трудозатрат и нормативных при выполнении объемов СМР.
ВЫВОД: Основными показателями, позволяющими измерять ПТ, являются ВЫРАБОТКА и ТРУДОЕМКОСТЬ
Вопрос ко всем:
С учетом опыта, полученного во время производственной практики, скажите, всегда ли рабочие стремятся к повышению производительности?
Преподаватель выслушивает варианты ответов учащихся и предлагает выполнить практическое задание в микрогруппах в режиме КМД.
Практическое задание № 1 в микрогруппы
Разработайте условия (не менее 5 позиций) добросовестного труда в строительстве, запишите их на выданных листах и вслух озвучьте позицию вашей микрогруппы.
Мнение специалистов
1. Внимание и признание работников.
2. Доверие руководителей и одинаковые цели.
3. Удовлетворение условиями труда и надежность фирмы.
4. Творчество в работе.
5. Материальное и моральное вознаграждение выше ожидаемого.
Сравните мнение специалистов с вашими ответами и проставьте в своем листе и на доске заработанные баллы.
Вопрос 2 темы урока: Пути экономического роста
Известны 2 основных пути:
- интенсивный (быстрый) – предполагает увеличение производства за счет мероприятий НТП;
- экстенсивный – путь повышения объемов производства через наращивание производственных факторов.
Механизм конкуренции заставляет предприятие заниматься ИНТЕНСИФИКАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА.
В зависимости от ее масштаба известны следующие факторы, влияющие на производительность труда:
- народно-хозяйственные, связанные с рациональным размещением производственных сил;
- межотраслевые, определяются возможностями смежных отраслей народного хозяйства влиять на эффективность строительства (промышленность строительных материалов);
- внутрипроизводственные - факторы зависят от предприятия.
Преподаватель предлагает выполнить практическое задание в микрогруппах в режиме КМД.
Практическое задание в микрогруппы
На основании анализа работы на строительных объектах во время прохождения производственной практики сформулируйте ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (не менее 5 позиций ) и озвучьте их.
За каждый правильный ответ – 1 балл, четкая защита – 1 балл.
Мнение специалистов
Пути повышения ПТ:
1. Повышение технического уровня строительного производства.
2. Совершенствование организации труда и управления.
3. Социально-экономические факторы.
4. Экономия производственных ресурсов.
5. Повышение квалификации рабочих.
Сравните мнение специалистов с вашими ответами, проанализируйте их и проставьте результаты (за каждый правильный ответ – 1 балл).
Вопрос 3 темы урока: Методы измерения ПТ
1. Натуральный метод – оценка выработки ведется в натуральных и условно-натуральных измерителях (м3, м2, шт.).
Плюсы:
- объективен и достоверен;
- определяет производительность труда бригады;
- основа для планирования работы.
Минусы:
- нельзя определить выработку предприятия в целом .
2. Стоимостной метод – оценка выработки ведется в рублях сметной стоимости выполненных объемов строительно-монтажных работ.
Плюсы:
- позволяет сопоставить выработку бригад различных строительных профессий;
- используется во всех экономических расчетах.
Минусы:
- для рабочих не всегда понятен.
3. Сравнительный (относительный).
Определяется соотношением показателей в процентах и дает возможность определить
- или степень сокращения норм времени,
- или уровень выполнения норм.
Нормативная производительность принята за 100 %.
По результатам прошлого и настоящего месяца определяют фактический уровень ПТ
ПТ = Выработка фактич. \ Выработка норм. * 100%
Изменение ПТ = Выр.факт. - Выр.норм. \ Выр.норм. * 100%
Через трудоемкость:
ПТ=Нзт\Фзт*100%
% сокращения нормативного времени = Нзт-Фзт\Нзт*100%
Определяется, НА СКОЛЬКО % изменилась выработка.
Самостоятельно установите зависимость между трудоемкостью Нзт и ПТ.
Метод более удобный на практике и для решения задач.
Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующее практическое задание в микрогруппах в режиме КМД.
Практическое задание в микрогруппы:
Определите ПОСЛЕДСТВИЯ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ (не менее 5 позиций) и уверенно защитите мнение микрогруппы.
Каждая микрогруппа озвучивает свою позицию. Преподаватель предлагает вниманию мнение специалистов.
Мнение специалистов
Последствия роста производительности труда на производстве
1. Рост объемов производства (инвестиционные возможности).
2. Повышение заработной платы.
3. Повышение прибыли (доходов) фирмы.
4. Возможность роста социальных льгот.
5. Повышение имиджа фирмы, конкурентоспособности.
Сравните мнение специалистов с вашими ответами, оцените их и запишите результаты их на листе и на доске.
Закрепление материала
Пока подводятся итоги, решите задачу для закрепления материала.
Задача
Звено каменщиков из 8 человек за 4 дня выполнило 166,4 м3 кладки. Планировалась выработка 4,16 м3 на 1 чел*день.
Определить фактические показатели выполнения норм и повышение ПТ в %.
Во время выступлений преподаватель ведет учет дополнительных баллов за каждый правильный ответ (от 0,1 до 0,5). Предлагается проверить решение учащихся с правильным решением.
Решение задачи
Выр.факт. = Объем кладки \ Ч.*Т. = 166, 4 \ 8 * 4 = 5, 2 м3 \ чел*день.
ПТ % = Выр.факт.\Выр.план. *100% = 125%.
125% -100% = 25 %.
Вывод: на 25 % возросла ПТ.
Какие вопросы по решению задачи .
Итоги работы
С учетом подсчета рейтинговой оценки и установленными критериями сообщаю оценки за урок.
Ваши результаты показывают нам, что большинство микрогрупп в течение урока работали производительно. Это РАДУЕТ!
Некоторые учащиеся не заинтересовались данной темой.
Это ОГОРЧАЕТ!
Закрепление теоретического материала будет на практическом занятии.
СПАСИБО!!!
В течение всего урока (2 академических часа) преподаватель ведет учет заработанных баллов по каждой микрогруппе и дополнительные индивидуальные баллы за правильные ответы на вопросы и оформляет их для наглядности на учебной доске или на экране в форме таблицы:
Номер микрогруппы | Практич.задание №1 | Практическое задание №2 | Практическое задание №3 | Дополнит.баллы | Всего | Рейтинг | Оценка |
Мкргр.1 | 4+1 | 3+1 | 4+1 | 14 | 2, 8 | ||
Иванов | 0, 1+0, 4 | 3, 3 | 3 | ||||
Петров | 0, 3 | 3, 1 | 3 | ||||
Сидоров | 0, 1+0, 2 | 3, 1 | 3 | ||||
Смирнов | 0, 3 | 3, 1 | 3 | ||||
Веселов | 0, 6 | 3, 4 | 3 | ||||
Мкргр.2 | 5+1 | 3+1 | 4+1 | 15 | 3, 0 | ||
Андреев | 0, 5 | 3, 5 | 4 | ||||
Белов | 0, 4 | 3, 4 | 3 | ||||
Петров | 1, 1 | 4, 1 | 5 | ||||
Богданов | 0, 8 | 3, 8 | 4 | ||||
Дурнов | 0, 4 | 3, 4 | 3 | ||||
Мкргр.3 | 4, +1 | 4+1 | 4+1 | 15 | 3, 0 | ||
Сизов | 0, 3 | 3, 3 | 3 | ||||
Афонин | 0, 7 | 3, 7 | 4 | ||||
Андреев | 1, 0 | 4, 0 | 5 | ||||
Дуров | 0, 6 | 3, 6 | 4 | ||||
Шитов | 0, 1 | 3, 1 | 3 | ||||
Мкргр.4 | 3+1 | 5+1 | 4+1 | 15 | 3, 0 | ||
Анисимов | 0, 6 | 3, 6 | 4 | ||||
Буров | 0, 2 | 3, 2 | 3 | ||||
Крайнев | 0, 7 | 3, 7 | 4 | ||||
Киркин | 0, 5 | 3, 5 | 4 | ||||
Серов | 1, 0 | 4, 0 | 5 | ||||
Мкргр.5 | 4+1 | 4+1 | 5+1 | 16 | 4, 0 | ||
Разумов | 0, 3 | 4, 3 | 5 | ||||
Ширяев | 0, 1 | 4, 1 | 5 | ||||
Воронов | 0, 2 | 4, 2 | 5 | ||||
Петряев | 0, 1 | 4, 1 | 5 |
Если преподаватель работает по рейтинговой системе оценки знаний РОЗ, в журнале учета может быть выставлен рейтинговый балл каждого учащегося. Если преподаватель не применяет постоянно РОЗ, в журнале выставляются оценки.Учащимся должны быть сообщены правила пересчета баллов на оценки.
Примечание: автором разработана и защищена концепция РОЗ “Рейтинговая система как механизм управления процессом развития личности учащихся”.