Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть учащиеся с VI по XI класс как на физической так и на экономической географии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развитие способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм. Особенно наибольшее распространение получили ролевые игры на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:
- игры способствуют становлению творческой личности ученика;
- формируют умение выделять проблемы;
- принимать решения;
- развивают познавательный интерес к предмету;
- оказывают сильное воздействие на учащихся;
- формируют черты характера;
- стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.
Такие игры проводятся в группах, позволяют совместно планировать учебную деятельность, взаимное обсуждение и контроль. Такая форма активизирует познавательную деятельность учащихся, в том числе и слабоуспевающих. Групповая работа даёт возможность ученикам высказывать свои мысли, своё отношение к происходящему, тем самым формирует у школьников умение общаться друг с другом.
Важнейшим методическим средством обучения в сочетании с групповой работой являются деловые игры. Такие игры актуальны при изучении в IX–XI классах экономической и социальной географии. Это наиболее эффективная альтернатива традиционным методам; успешно идет усвоение материала, отмечены высокие результаты, так как каждый ученик приобретает ответственность за оказание помощи друг другу, вместе решают любые проблемы, овладевают знаниями и умениями, навыками каждого ученика на уровне и соответствует его индивидуальным особенностям развития. Создаётся дидактическая система, которая отражает идеологию личностно – ориентированного подхода. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение экономико-географических знаний, показать возможность применения их на практике, т. е деловые игры – это один из путей связи теоретических знаний с жизнью.
В содержании деловых игр естественно переплетаются знания и умения, полученные при изучении географии и практических знаний, полученных в жизни. Деловая игра помогает не просто усваивать учебный материал, а активизировать интеллектуальную деятельность, способствуя более глубокому осознанию информации учащимся. Такая форма обучения, как показывает опыт, требует длительной и тщательной подготовки учителя и учащихся.
Деловая игра “Юный менеджер”
Проводится в IX классе при изучении экономической и социальной географии по теме “Отрасли народного хозяйства”.
Цели:
- Продолжить развивать творческие способности, организовывать групповую деятельность, поиск решений, расширять кругозор, умение защищать интересы.
- Дать знания о профессиях, развивать инициативу, предприимчивость.
Оборудование:
- карта Хакасии;
- план – эскиз МП “Уют”;
- производственные связи – таблицы;
- рекламные ролики;
- товарный знак (приложение 1, 2, 3, 4, 5, 6)
Ход урока
I. Представление участников игры (можно взять несколько предприятий):
- коммерческий директор;
- менеджер;
- специалист по маркетингу;
- брокер товарной биржи;
- экспертная группа.
Затем идёт выступление в защиту МП предприятия “Уют” по производству мебели, на доске вывешены рекламные ролики, товарный знак, производственные связи, таблицы, карта Хакасии, на ней отмечены объекты заготовки древесины и расположение данного предприятия.
II. Проходит презентация МП “Уют”.
a. Коммерческий директор представляет план-эскиз и пакет документов:
- заявление на постановку учета нового предприятия;
- устав;
- положение;
- постановка на учет в налоговой инспекции;
- регистрация в банке.
b. Менеджер – ведет презентацию МП “Уют” показывая рекламные ролики, производственные связи.
c. Специалист по маркетингу ведет переговоры с брокером по поводу данного предприятия.
d. Брокер дает ответы на вопросы специалисту по маркетингу.
c. Заключительное слово экспертной комиссии.
Таблица для экспертной комиссии.
Название предприятия | Пакет документов | Презентация | Реклама | Товарный знак | Дополнительные поощрительные баллы | Всего |