Разработка урока с элементом творческого исследования для учащихся 6-го класса при изучении интерьера жилого дома

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Повторить и закрепить пройденный материал.
  2. Развивать умение и навыки творческой самостоятельности.
  3. Формировать эстетический вкус.
  4. Вырабатывать самостоятельность в решении поставленной задачи.

Пренадлежности:

  1. Учебно-наглядные пособия: цветовой спектр, таблица цветов, влияющая на психику человека, игра “Домино”, тест с приложением иллюстраций, карты самоконтроля учащихся, план задания.
  2. Инструменты, материалы, приспособления: ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, линейки, альбом, ассортимент обоев, тюль, ткань, шаблоны развертки комнаты.

Межпредметные связи: литература и изобразительное искусство.

Оформление классной доски: У нас так ведется, изба веником метется.

Тема урока: Интерьер жилого дома.

Разминка.

  1. Вспомнить
  2. Повторить
  3. Закрепить
  4. Обобщить
  5. Проверить
  6. Выполнить

Знаковая схема правильного ответа на тест:

ХХООХОООХО (закрыто листом чистой бумаги)

Практическая работа

Задание: Выполнить мини-проект фрагмента комнаты, оформленного обоями и окном, гардинами или шторами с учетом естественного освещения.

  • Защита проекта
  • Подведение итогов
  • Самооценка

Этап 1. Ориентировочно мотивационный

Ход урока

Организационный момент:

  1. Вступительное слово учителя: объявляет тему урока, цель урока, цель практической работы.
  2. Выбор экспертной комиссии.
  3. Деление класса на бригады.

На прошлом уроке мы с вами говорили, что жилище человека - это главный фактор жизнеобеспечения и является не только защитой от климатических условий, но и создает условия нормальной жизни каждой семьи для труда, отдыха и воспитания детей. Мы узнали, что у каждого народа жилище имеет свою архитектурную застройку, внешнюю и внутреннюю индивидуальность, которая отражает быт и культуру семьи. Но одно неприложное правило действует для всех и во все времена. Каждое жилище, дом это или квартира, со временем требует ухода, ремонта для поддержания его долговечности или изменения внутреннего убранства, интерьера, руководствуясь модой, традициями и материальными возможностями. Рассмотрели различные строительные материалы, необходимые для ремонта, ткани, украшающие элементы, комнатные цветы, светильники для обустройства интерьера, и многое другое. Все это создает в квартире уют и неповторимость. Сегодня вам предстоит уникальная возможность на практике проявить себя творчески и на базе имеющихся знаний выполнить мини-проект фрагмента комнаты, оформленного обоями и шторами с учетом заданного естественного освещения. По окончании работы каждая бригада защищает свой проект, а экспертная комиссия оценивает проект и ваши ответы по разминке с занесением в учетную карточку. Все ответы оцениваются по 5-ти бальной системе, итоговая оценка за урок выводится средне-арифметическая.

Карточка учета ученицы Ф.И._____________________________________________

Разминка Выполнить мини-проект Итоговая оценка
Вспомнить Повторить Закрепить Обобщить Проверить
5 4 4 5 5 5 5

Этап 2. Познавательно-активизирующий

  • Разминка.
  • Вспомнить.
  1. Перечислите основные качества интерьера.
  2. Охарактеризуйте функциональные качества.
  3. Охарактеризуйте гигиенические качества.
  4. Охарактеризуйте эстетические качества.
  5. Какова роль и назначение освещения в интерьере?.
  6. Какие виды освещения ты знаешь?
  7. Охарактеризуйте комбинированное освещение.
  8. Что понимаете под отделкой квартиры?.
  9. Перечислите материалы и их назначение для внутренней отделки квартиры.
  10. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Повторить.

  1. Перечисли цвета цветового спектра.
  2. Перечисли теплые тона.
  3. Перечисли холодные тона.
  4. Каково воздействие цветов на психику человека: красного, оранжевого.
  5. Каково воздействие цветов на психику человека: зеленого, синего.
  6. Существует ли в природе белый цвет?

Закрепить.

Игра “Домино”. Условия игры: ученикам раздается сегмент цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Учитель загадывает загадку и тот, у кого ответ является отгадкой, соответственно цвету его сегмента делает ход. Ответив на все загадки и правильно расположив сегменты, получим в итоге игры цветовой спектр в виде круга. Примечание: загадки загадывать вразброс.

Загадка Ответ Цвет
1 Символ солнца, огня, жизни, радость, красота, но в то же время означает тревогу для жизни, опасность. огонь красный
2 Это цитрусовый фрукт с толстой ароматной коркой и с дольчатой мякотью, приятной на вкус. апельсин оранжевый
3 Вертится Антошка на одной ножке, где солнце стоит, туда и он глядит. подсолнух желтый
4 Зимой и летом одним цветом. елка зеленый
5 Течет, течет не вытечет, бежит, бежит не выбежит. река голубой
6 Какой шатер весь мир накрыл? небо синий
7 На кусточке на пруточке висит Федул, щеки надул. баклажан фиолетовый

Обобщить.

1. По каким признакам подбирается цветовая гамма помещения?

2. В каких тонах рекомендуется оформлять комнату, выходящую на:

а) Южную сторону;

б) Северную сторону.

3. Каково влияние цветовой гаммы квартиры на психику человека?

4. Каким рисунком, расцветкой предпочтительно оформить детскую?

5. Каково влияние комнатных растений на здоровье человека?

Проверить тест.

Вопрос Иллюстрации, отделочные материалы Ответ Схема ответа
1 Это применяется для отделки ванной, кухни, туалета? Кафельная плитка да Х
2 Это образец русской избы? Иллюстрация да Х
3 Интерьер кухни оформлен в холодных тонах? Иллюстрация нет О
4 Этот светильник служит для постоянного освещения? Иллюстрация нет О
5 Это зона приема пищи? Иллюстрация да Х
6 Подходят эти обои для оформления спальни? Образец обоев нет О
7 Эту технику располагают на кухне? Иллюстрация нет О
8 Уместно ли такое оформление окна на кухне? Иллюстрация нет О
9 Допускается ли такое оформление окна в гостиной? Иллюстрация да Х
10 Служит ли паркет для отделки потолка? Образец Паркета нет О

Учитель задает вопрос и демонстрирует иллюстрации или отделочный материал, ученики отведают “да” или “нет” условным обозначением. Ответ “да” - Х, ответ “нет” - О. На бланке ответов выстраивается следующая схема правильных ответов: ХХООХОООХО.

Взаимоконтроль.

Дети обмениваются бланком ответа и проверяют работу своего соседа, сверяя схему рисунка на доске.

Критерий оценки.

При количестве неверных ответов от 3-4 – “3”, от 1-2 – “4”, 0 – “5”.

Бланки ответов передаются экспертной комиссии.

Этап 3. Операционно-исполнительский.

 Практическая работа

Цель : Выполнить творческий мини–проект по оформлению фрагмента комнаты обоями и окна шторами или гардинами с учетом заданного естественного освещения.

Задача:

  1. Придумать название бригады (“Интерьер”, “Уют”).
  2. Получить карточку-задание, распределить обязанности для выполнения проекта.
  3. Защита проекта

Карточка-задания:

  1. На альбомном листе подготовить развертку комнаты по шаблону.
  2. Подобрать обои учитывая заданную естественную освещенность.
  3. Вырезать обои по шаблону, проверит качество.
  4. Наклеить обои на стены развертки.
  5. Оформить окно шторами или гардинами, учитывая освещенность и расцветку обоев.
  6. Оформить пол, потолок.
  7. Выбрать кандидата на защиту проекта.

Защита проекта.

Выбранный представитель из каждой бригады на защиту проекта демонстрирует свой проект и обосновывает выполненную работу.

Подведение итогов.

Экспертная комиссия оценивает и заносит в карточку учета оценку за мини-проект и выводит средне-арифметическую отметку за урок, результаты оглашает.

Развертка фрагмента комнаты.


Самооценка.

Сегодняшний урок нам наглядно показал, что многие нюансы интерьера жилища, его эстетика, оформление, хорошо изучены нами и усвоены. Мини-проект дает этому подтверждение, что на практике и в быту в домашних условиях мы можем принять участие в обдумывании предстоящего ремонта, советовать, подсказывать, выражать свою точку зрения по поводу изменения интерьера, а главное, активно оказывать практическую помощь в ремонте и обустройстве квартиры. Так наши знания и умения, полученные, на уроках технологии, находят широкое применение в семье.

Литература.

  1. Учебник технологии 6-го класса В.Д. Симоненко М., Вента- Граф, 1999г.
  2. Научно-популярный журнал “Сделай сам” Е.В.Еньков, М. Знание, 1992г.
  3. Готовимся к ремонту И.К.Степанов, М., Пресса, 2000г.
  4. Маленькие хитрости С.Михайлова, Алма-ата, РКТО Класс, 1991г.
  5. Загадки, пословицы, поговорки А.Г. Кутузова М., Просвещение 1998г.