Тема. Пётр I.
Цель: формирование у учащихся образа преобразований Петра Великого как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни, вызванных усилившимися контактами России со странами Европы и стремлением нашей страны быть частью общеевропейской политики.
Задачи:
- актуализировать приобретённые знания;
- помочь учащимся выяснить, почему “река времени” сделала поворот, и какие события определили начало нового времени в истории нашей страны;
- сформировать у учащихся образ Петра I как необыкновенно противоречивой личности;
- прививать учащимся интерес к науке истории и помочь осознать необходимость новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по “реке времени”, но прежде чем мы отправимся в дальнейшее путешествие, необходимо помочь Анюте и Илюше выполнить задание. Внимательно посмотрите на доску, какое задание вы можете предложить нашим героям?
На доске:
1480 | 1147 |
|
1237 |
(Расположите даты в хронологическом порядке.)
- Итак, поможем нашим героям.
(1147, 1237, 1380, 1480)
- Какие события произошли в эти времена? Какое из исторических событий вам особенно запомнилось и почему?
Итак, наш корабль отправляется в путь. Сегодня мы познакомимся с правлением ещё одного российского государя.
III. Формирование новых знаний
1.“Яркое пятно”.
- Представьте себе великана, без малого трёх аршин (аршин – старинная мера длины, равная 72 см.) ростом. Он был так силён, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всём спешил. Ему трудно было сидеть на месте. Если он не спал, то непременно что - нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке. Как зовут этого царя? Хотелось бы вам узнать его имя?
2. Работа с учебником. (с. 27, 1-й абзац)
- Итак, как звали царя? (Пётр Великий)
- А можете ли вы сказать, почему его прозвали Великим и почему А.С.Пушкин так написал о нём в своём стихотворении? (Нет. Мы ничего о нём пока не знаем.)
- А вам бы хотелось узнать?
3. Обращение к реке времени.
- Давайте найдём имя этого царя на реке времени. Что произошло с течением реки времени в годы правления Петра I? (Река ударилась о скалу и изменила своё направление.)
- Как называется следующий прямой участок реки времени? (Времена Российской империи.)
- Наша с вами задача узнать, почему река времени сделала поворот.
- Какие события определили начало нового времени в истории нашей страны?
- Посмотрите на “реку времени” и скажите, в каком году Пётр I вступил на престол? (1682 г.)
- Ему тогда было 10 лет. Россия в то время переживала трудный момент своей истории, она очень сильно отставала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря. Для решения этих задач нужны были образованные люди.
- Ребята, как вы думаете, где взять таких людей? (Их надо учить.)
- Пётр посылал молодых россиян за границу в Голландию для обучения. Чтобы учиться вместе со всеми, царь отправился с ними, но под именем Петра Михайлова. Но скрыться ему не удалось. Как вы думаете, почему его узнавали? (По росту.)
- Прочитаем текст на с. 27, последний абзац и подумаем над вопросом: какие преобразования начал проводить Пётр I.
- Как вы думаете, могут ли важные преобразования в государстве легко проходить для народа?
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.28.
- Что делают люди, изображенные на иллюстрациях?
- Какое слово вас насторожило? (Насильственно)
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Обратимся к толковому словарю Ожегова.
- Кем мог быть человек, которому вручают мундир до того, как его забирали в солдаты?
- С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу? Что он мог чувствовать?
- При Петре I служба солдат была пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог в неё вернуться только в старости или инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и строительства, были приписаны к ним и не могли их покинуть.
- Обратите внимание на самого Петра. Чем он был занят?
- Почему он не жалел ни себя ни своих подданных, проводя преобразования?
- Исходя из всего сказанного сделаем вывод. (Благодаря преобразованиям Петр I Россия превратилась в сильное государство.)
- Сравним этот вывод с выводом в учебнике с.28.
IV. Расширение нового знания
- Вскоре Пётр I обратился к Швеции с просьбой продать место в Финском заливе, принадлежавшее некогда русским, но Швеция отказала. Тогда Пётр заключил союз с Данией и Польшею и объявил Швеции войну.
- Эта война вошла в историю под названием Северная, как вы думаете почему?
- 1703 год… Северная война в самом разгаре… Но войско Петра уже отвоевало часть берега Балтийского моря, и царь желал немедленно закрепиться здесь. Он разъезжал по завоеванной земле и выбирал место для строительства крепости. Раз остановился Пётр на одном из островов в устье Невы. Перед царём была широкая и красивая река, а дальше виднелось необъятное море. И думал он:
…Отсель грозить мы будем шведу;
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдо стать при море…
(А.С.Пушкин)
На этом острове и заложил царь Пётр крепость в честь святых Петра и Павла. Её так и стали называть – Петропавловская.
- Ребята, как вы думаете, как назвали город? (Санкт-Петербург.)
- Это значит город Святого Петра, - в честь небесного покровителя царя.
- Кто из вас бывал в этом городе? Чем он вам запомнился?
- Как вы думаете, чем стал этот город для России? Найдите ответ на этот вопрос на с.29 в учебнике.
- Шведской армии не стало, но война на суше и на море продолжалась ещё целых- 12 лет.
Как вы понимаете выражение Гангутское?
- Под каким флагом громили военные моряки шведский флот?
- Что изображено на флаге?
- По преданию, на таком кресте распяли Андрея Первозванного, который считался покровителем России.
- Просмотрите текст на с.30 и найдите ответы на следующие вопросы.
Вопросы записаны на доске:
- Что праздновали люди в 1721 году?
- Сколько лет шла война со Швецией?
- Как стали называть царя Петра?
- Как вы понимаете, кто такой император?
- Что за новые времена наступили для России?
Чтение текста учителем с.31.
- О чём мечтал Пётр I? Сбылась ли его мечта?
- Вернёмся к началу урока. Вспомните, как звали царя?
- Объясните, почему его прозвали Великим и почему А.С.Пушкин написал такие строчки (см. 1-й слайд)?
V. Первичное закрепление
- А сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест по данной теме.
- Познакомьтесь с содержанием теста. Какие есть вопросы? Начинаем выполнять.
(Взаимопроверка.)
VI. Итог урока
- С каких событий начались “времена Российской империи”?
- Назовите события, соответствующие датам: 1721 год, 1725 год?
VII. Домашнее задание
С. 27-31, вопрос № 2; I группе - подготовить сообщение о реформах Петра I, не названных на уроке.
Список литературы
1. А. А. Преображенский “История Отечества” 6-7 к. М. “Просвещение” 2001.
2. Д.Д. Данилов “Методические рекомендация для учителя”. Москва “Баласс”, 2001.
3. Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, учебник “Мое отечество”.
4. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведовова "Толковый словарь русского языка". М. “А37”. 1996.
5. Н.Н. Павленко “Петр первый и его время”. М.:“Просвещение”. 1996.
6. А. С. Пушкин “Поэмы”.