Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Предложный падеж имен существительных»

Разделы: Начальная школа


Цель: узнавать предложный падеж.

Задачи:

  • Образовательные: характеристика звуков, состав слова, слова противоположные по смыслу, синонимы, члены предложения, части речи, орфограммы, падежи, словосочетания.
  • Воспитательные: профилактика утомления, гигиена письма и чтения, интерес к предмету, эстетический вкус.
  • Развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления, эмоций.

Психологический принцип: проблемность

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока.

II. Работа по теме.

1. Характеристика звуков.

Двадцать второе октября.

Классная работа.

Выпишите и пропишите буквы (8 букв из первого слова, 3, 6 буквы из второго слова, 4, 6 буквы из четвертого слова).

На какие группы можно разделить буквы?

Чем они похожи?

Чем различаются?

2. Слог.

Составьте слог: парный “з” + гласный, смягчающий согласный.

3. Слово.

Составьте слово из выписанных букв.

Среди слов найдите лишнее:

в осени

об осени

за осенью

Объясните, почему это слово лишнее?

4. Новый материал.

Что знаете о предложном падеже?

Предложный падеж

О ком? О чем? (Где?)

О, ОБ, В, ВО, НА, ПРИ

Второстепенный член предложения

Восстановите предложение (написано на доске).

читали, об, ученики, уроке, на, стихи, осени

Дайте характеристику предложения.

Разберите предложение по членам и частям речи.

Укажите падежи в именах существительных.

Составьте словосочетания.

5. Физпауза (смена поз).

6. Работа по репродукции картины И.И. Левитана “Золотая осень”.

Беседа.

Кому из вас нравится осень?

Почему?

Работа с текстом.

 Золотая осень.

Извес…ный ру……кий художник Левитан очень любил осень. Он ч…сто писал осенние пейзажи. Но выходили грус…ные к…ртины. На полотнах была поз…няя осень. Но это к…ртина радос..ная.

На дв…ре ст…ит ра……яя осень. Денек выдался теплый. Кругом разлит осенний покой. Синяя в…да в р…ке словно застыла. На б…регу будто свечки ст…ят желтые б…ре..ки. З…мля покрыта мя..ким к…вром. Д…леко видна яркая зелень озимых п…лей. Прекрас…ная к..ртина б…льшого мастера радует нас.(для сильных- карточки для работы)

 Золотая осень.

На дворе стоит ранняя осень. Денек выдался теплый. Кругом разлит осенний покой. Синяя вода в реке словно застыла. На берегу будто свечки стоят желтые березки. Земля покрыта мягким ковром. Далеко видна яркая зелень озимых полей. Прекрасная картина большого мастера радует нас. (для слабых - списывание)

Прочитайте текст.

Какие чувства он вызывает?

Найдите основную мысль.

Как понимаете, смысл слов: пейзаж, покой.

Вставьте пропущенные буквы.

Какие еще орфограммы встретились?

Найдите и прочитайте предложения, которые можно подписать под картиной Левитана.

Найдите предложения, в которых имена существительные употреблены в предложном падеже.

Далеко, прекрасная –подберите синонимы.

Осенний, радостная – разберите по составу слова.

Грустная, поздняя – найдите в тексте антонимы.

7. А кто из русских поэтов тоже любил осень?

( на доске портрет А.С. Пушкина и строки из стихотворения)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Как понимаете смысл слова: увяданье?

Какие орфограммы встретились?

Найдите имена существительные в предложном падеже.

Докажите.

8. А в чем еще можно передать красоту золотой осени?

Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского “Времена года”.

Соответствует ли она картине И.И. Левитана?

Почему?

III. Итог

Кому понравился урок?

Что понравилось?