Цели:
- Учить различать предложение и текст.
- Развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся.
- Воспитывать идейно-нравственные качества личности: патриотизм и интернационализм.
- Оборудование: тесты, индивидуальные карточки, магнитофон, тексты.
Ход урока
1. Организационный момент.
1.1. Минутка чтения.
Дети получают индивидуальные тексты.
“Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.” (М.М. Пришвин)
2. Минутка чистописания.
2.1. Кроссворд.
Дети устно в парах разгадывают кроссворды.
По вертикали:
1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
По горизонтали:
3. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
4. Место рождения человека, происхождения.
- Прописать заглавные и строчные буквы, повторяющиеся в кроссворде, их сочетания.
3. Словарная работа.
- Послушайте стихотворение Т. Белозерова – омского поэта, нашего современника. В своих стихах, поэмах, сказках, загадках, небылицах, скороговорках он выражает суть земли своей, малой и большой родины.
Читает ученик:
Люблю Иртыш в вечерние часы.
Вон вспыхнул факел, сумраком зажженный,
И на краю белеющей косы
Притих рыбак, блесной вооруженный.
Прошел буксир с тяжелою баржой,
С цветами в рубке, с музыкой прощальной.
И куличок, как будто всем чужой,
Заплакал вдруг на отмели печальной.
- Выпишите слово, которое всегда нужно писать с заглавной буквы. Допишите ряд словами из текста для чтения. (Фиксация на доске).
4. Целеполагание.
- О чем узнали из стихотворения?
- Что узнали, прослушав одно слово?
- Что узнали, прослушав одно предложение?
- Можно ли назвать все стихотворение одним предложением?
- Что надо узнать на уроке?
(Как называются несколько предложений, объединенных одной темой? Чем отличается от предложения?)
5. Новый материал.
5.1. Записано на доске.
Записано на доске.
- Сравнить.
Первая Омская крепость была
заложена на берегу Оми.
|
Первая Омская крепость была заложена на берегу Оми. Одной стороной она выходила на крутой берег реки. С другой стороны ее окружал глубокий сухой ров. Стены крепости состояли из невысокого земляного вала и изгороди. |
- Поясните отличительные признаки.
- Подумайте, как называются несколько предложений, объединенных одной темой?
5.2. Работа с учебником: чтение правила.
5.3. Открытый тест в парах:
1) 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно без предупреждения напали на нашу Родину.
а) текст.
б) предложение.
2) Ветер теплый.
а) текст.
б) предложение.
3) Проспать восход солнца.
а) текст.
б) предложение.
Проверка фронтально с объяснением.
6. Физминутка.
Уж ты, матушка-зима,
Ты с морозами пришла.
(Дети потирают плечи, постукивают ногой о ногу.)
Ветер воет, вьюга вьет.
(Качают руками над головой.)
Вдоль по улице метет.
(“Моталочка” с поворотом в одну сторону, потом в другую.)
7. Закрепление нового материала.
7.1. Задания по уровням:
1) Карточки. Вставить в тексте пропущенные слова.
Село … , но в лесу еще светло. … чист и прозрачен. … болтливо лепечут.
2) Карточки. Восстановить деформированные предложения.
Бабочка, большая, летит, пестрая.
Стебли, и, дикого, ветер, ромашек, качает, клевера.
3) По учебнику, стр. 62 упр. 122.
Проверка учителем индивидуально.
7.2. Прослушивание отрывка из рассказа М. М. Пришвина “Моя родина”.
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
- Выпишите самое важное предложение на ваш взгляд.
7.3. Прочитывание вслух.
7.4. Работа устно в группах.
- Определить, что это: предложение или текст?
Велика и необъятна вся российская земля,
Урожаями богаты наши нивы и поля.
- Дополнить предложениями до текста.
Проговаривание полученных текстов вслух. Определение лучшего текста.
8. Итог.
8.1. Тесты 3х вариантов.
У каждого варианта свой консультант, назначаемый учителем, проверяющий по ключу.
Тест № 1.
1) На огромном пространстве от Балтийского до Черного моря фашисты открыли артиллерийский огонь и переступили границу Советского Союза.
а) текст.
б) предложение.
2) Береза белая, осинка молодая.
а) текст.
б) предложение
3) Человеку нужна.
а) текст.
б) предложение
Тест № 2.
1) На фронте и в тылу наш народ самоотверженно принялся защищать родную землю.
а) текст.
б) предложение
2) Кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
а) текст.
б) предложение
3) Вышла на полянку.
а) текст.
б) предложение
Тест № 3.
1) Моя школа № 13 в годы войны была пунктом мобилизации, военным госпиталем.
а) текст.
б) предложение
2) Любить Родину.
а) текст.
б) предложение
3) Ветку с раскрытыми почками.
а) текст.
б) предложение
8.2. Проверка тестов.
У всех вариантов получились предложения. Их зачитывают по очереди.
- Что получилось?
- Чем отличается текст от предложения?
8.3. Составление цепочки образования текста на доске фронтально:
Комментирование оценок учителем за работу на уроке.
9. Домашнее задание.
По выбору ученика:
“5” - 1 задание;
“4” - 2 задание;
“3” - 3 задание.
- Подобрать загадки о природных явлениях.
- Составить текст “Мой день рождения”.
- По учебнику стр. 62 упр. 121.
Благодарность учащимся:
Чтобы солнышко светило и тебе, и мне,
Будем жить, ребята, дружно на родной земле.