Обучение лексическим навыкам на основе поэтического текста учащихся 1–4-х классов

Разделы: Иностранные языки


Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения. Если не знаешь имени вещи, то не можешь ничего сказать о ней. Существует высокая степень взаимосвязи между владением словом и возможностью понять его при чтении, аудировании и выразить мысль при говорении. Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. Постоянно на уроке происходит знакомство с новой порцией слов и работа по ее усвоению. Обеспечить овладение лексикой – первостепенный долг каждого учителя. Но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняет владение связями слова и образование на их основе словосочетания.

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности. Так, для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо:

  • найти слово в памяти, а, следовательно, оно должно быть сначала заложено в память;
  • произнести его, что предполагает владение его фонетической формой;
  • включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой;
  • включить сочетание в предложение, текст.
  • Для рецептивных видов речевой деятельности нужно:
  • ассоциировать графический и соответственно звучащий образ слова с лексическим значением; при этом может помочь анализ слова по составу;
  • определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

Решению поставленных задач и формированию у учащихся компонентов лексического навыка во многом способствует работа над стихотворением на уроке. Читая стихотворение, учащиеся не только постигают красоту и необычайное богатство английского языка. Они знакомятся с литературой в целом, расширяется и углубляется их знание английского языка, поскольку во время работы над стихотворением учащиеся узнают много новых слов и выражений, обращают внимание на ритмическое построение фраз, на особенности использования грамматических структур. Такая работа помогает тренировать внимание к английской речи, ее звучанию, мелодике, рифме и интонационному рисунку, обогащает словарный запас учащихся.

Важно отметить, что ученики начальной школы обладают исключительной механической памятью, способностью без особого труда запоминать услышанное. Многократное повторение, заучивание наизусть для младшего школьника часто является естественной потребностью, а когда оно направляется по заданному руслу, может стать сознательным и эффективным. Учащиеся способны долго хранить в памяти данную в стихотворении информацию, целенаправленно извлекать ее и совершенствовать. Имитируя речевые образцы, представленные в стихотворении, дети успешно строят свои собственные высказывания.

Считаю, что более целесообразно применять работу над стихотворением для организации тренировки учащихся по оперированию лексического материала на уровне предложения и текста. Поэтому на уроках я обычно использую стихи не для введения новой лексики, а для прочного усвоения уже известных слов по определенной теме.

Рассмотрим подробнее, к примеру, стихотворение “I’ve got many toys” по теме “My toys” в первом или во втором классе.

I’ve got a hare.
I’ve got a bear.
My toys are here.
My toys are there.
My horses are white.
My kittens are grey.
I’ve got many toys.
Let’s play!

Работа над стихотворением будет включать такие этапы:

  1. первичное прослушивание стихотворения;
  2. проверка понимания содержания, перевод на русский язык, анализ языковых средств (правил чтения, грамматических явлений);
  3. отработка произношения отдельных слов и стихотворения в целом сначала хором, затем индивидуально;
  4. выразительное чтение стихотворения;
  5. обсуждение прочитанного; беседа по теме.

Перед первым прочтением стихотворения отрабатываем с учащимися отдельные, звуки, слова и выражения, в частности: – hare, bear; – there, [h], – here, [t] – toys; my toys are here, my toys are there; [w] – white, [r] – grey, [k], [?] – kittens, [?z] – horses; my horses are white, my kittens are grey.

Обращаю внимание ребят на сокращенную форму – I’ve got, вспоминая при этом полную – I have got, а также на форму глагола to be во множественном числе – are. Вместе с учащимися указываем места пауз, ударений, изменения интонации. Выразительное чтение стихотворения учеником дает возможность выяснить, правильно ли он понял содержание, отдельные детали, правила произнесения слов. Можно предложить учащимся определить главную тему стиха или прочитать строчку, выражающую эту тему.

Далее беседую с детьми по теме урока, опираясь на содержание прочитанного стихотворения. Примерные вопросы: What colour are horses (kittens)? Do you like horses (kittens)? Have you got a horse (kitten, hare, bear)? Do you like to play with your horse (kitten, hare, bear)? What colour is (are) your horse (hare, kitten, bear)? Have you got many toys? What toys have you got? и др.

Можно использовать также упражнения на подстановку, когда речевые образцы из стихотворения наполняются другими известными учащимся словами, например:

Complete the sentences:

I’ve got a ….

My toys are ….

My horses are ….

My kittens are….

Или на трансформацию, например:

Translate into English:

У меня есть кукла.

Мои мячи красного цвета.

Моя собака черная.

У меня есть много машин.

Мои машины белого, синего и зеленого цвета.

В качестве домашнего задания предлагается учащимся выучить стихотворение наизусть.

Эффективно использовать рифмовки, в которых в памяти ребенка сразу закрепляется английское слово и его русское значение. В таких рифмовках вводятся отдельные слова или целые фразы. Например:

По деревьям кто-то прыгал, Возле forest чудный house
оказалось белка – squirrel. В нем живет малышка mouse.
Mouse любит book читать
Грозный лев, пусть каждый знает и на sofa сладко спать.
По-английски будет – lion.
У обезьянки the monkey
It is raining – дождь идет. Была подружка, the frog – лягушка,
Раскрыл зонтики народ. the duckling – утенок,
Зонтик – an umbrella, the pig – поросенок.
Мокнуть надоело. А возле озера – near the lake,
Жила большая змея - а big snake.

 Опыт показывает, что младшие школьники с увлечением учат и повторяют эти несложные рифмовки. Очень часто на переменах я наблюдаю такую картину – дети бегают, прыгают, играют и в такт повторяют выученные рифмовки.

На начальной стадии обучения английскому языку короткие стихотворения, содержащие речевые образцы и нужный лексико-грамматический фонетический материал особенно необходимы, т.к. ими можно пользоваться как игровым материалом. А с помощью игр детей легче заинтересовать иностранным языком, сосредоточить их внимание, привлечь к активной работе, сделать процесс повторения лексики увлекательным. Например:

Игра “Отгадай”

а) игра с применением рифмованных загадок, при помощи которых не только происходит закрепление в памяти значения слов, но и развивается умение дифференцировать воспринимаемые звуки, слова, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятное прогнозирование, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. К примеру:

загадки по теме “Parts of the Body”: ` по теме: “School”:
These two brothers I am used to draw lines with
Live not very far apart; I am long and white and thin.
One on the left, On my face black figures shine.
One on the right; What is my name? Please define.
But they never see each other. (eyes) (a ruler)
What is small and black,
Thirty two white horses upon a red hill, with a tail and a bent back.
Now they tramp, now they champ, It doesn’t bark, it doesn’t bite,
Now they stand still. But it doesn’t let you pass
(teeth) From one form to the next.
It always beats and hops; ( a “two”)
It never sleeps or stops; I know everything,
Life-long we don’t part I teach everybody.
With our little…. But to make friends with me
(heart) You must first learn perfectly.
(a book)

Bо время такой работы можно использовать наглядность или составить кроссворд, где дети будут записывать отгаданные слова, повторяя тем самым их написание. Элемент соревнования также сделает процесс повторения более увлекательным.

б) Класс делится на команды, которые заранее должны проиллюстрировать 2-3 стихотворения. Команды обмениваются рисунками, они должны отгадать стихотворения и продекламировать их.

в) Команды должны подготовить и показать пантомиму на стихотворение и отгадать его.

г) Команды получают карточку, на которой написана строчка из какого-то стихотворения (слова из строчки могут быть написаны не по порядку). Команды должны отгадать стихотворение и продекламировать его.

Игра “Сочиняем сами”

а) Поставив на доску картинки, на которых изображены, например, кошка, лиса, коробка, сумка, флаг и т.д., учащимся предлагается назвать, что они видят на картинке, опираясь на конструкцию – This is a … (It is a …или I have got a …). Ученики работают индивидуально, в парах, в небольших группах или командах.

This is a cat.

This is a fox.

This is a bag.

This is a box.

б) “Домино”, задание: найти и записать в клеточки рифмующиеся слова, которые даны на доске или листе бумаги, например: day, how, eight,

know, you, bear,

   blue, now, skate,

   snow, play, nine,

where, fine и др.

в) Учитель произносит слово и бросает мяч кому-либо из учеников. Он ловит мяч, говорит свое слово, рифмующееся с названным, и бросает мяч обратно учителю.

г) Самостоятельное сочинение стихотворений по прохождении темы. Данное задание развивает творческое воображение учащихся и тем самым повышает их творческую активность.

Игра “Цепочка”

Учащиеся из одной команды друг за другом по цепочке декламируют по строчке одно стихотворение или каждый декламирует целый стишок. Повторение стихотворения не допускается.

Игра “Кричалка”

Учитель называет начало строчки из стихотворения, учащиеся хором заканчивают ее, например:

Учитель: How is your mother?

Учащиеся: She is fine, thanks.

Учитель: How is your father?

Учащиеся: He is fine, thanks.

Учитель: How is your sister?

Учащиеся: She is fine, thanks.

Учитель: How is your brother?

Учащиеся: He is fine, thanks.

Учитель: And how are you?

Учащиеся: I am fine too, thank you!

Игра “Инсценировка”

Класс делится на две или три команды. Им дается задание инсценировать одно и тоже (или разные) стихотворение. Если задание выполняется на уроке, то это может быть небольшое стихотворение, желательно по теме урока. Учитель отмечает лучшую инсценировку.

Игра “Конкурс чтецов”

Учащиеся с игрушками или со своими рисунками, иллюстрирующими содержание, декламируют перед классом стихотворение. Оценивается правильность произнесения слов, выразительность и рисунок.

Иногда своим ученикам я даю творческое задание на дом: подготовить свой, по возможности стихотворный перевод изучаемого поэтического текста. Анализируя полученные произведения ребят, делаю вывод, что в их стихотворениях использован отличный от оригинала стихотворный размер, применены иные формы рифмования, т.е. дети используют любые доступные им в силу знаний, умений и навыков формы стихосложения для выражения своих чувств и мыслей с помощью опять же доступных им выразительных средств. Но учащиеся понимают, что для поэтического перевода стихотворения важен не точный перевод “слово в слово” и не удачно подобранная рифма. Не менее важную роль играет понимание темы произведения, его идеи, его стиля, а также настроения. Об этом мы говорим с ребятами предварительно на уроке. Поэтому, наблюдая за ребятами, находящимися в процессе поиска нужных форм и художественно-изобразительных средств языка, понимаю, что поэтический перевод на уроках в начальных классах – это неотъемлемая, очень эффективная форма работы над фонетической, лексической и грамматической стороной языка, развивающая творческую активность.

Если существует художественный перевод стихотворения, выполненный известным поэтом или профессиональным переводчиком, то обязательно знакомлю с ним учащихся. Лучшие переводы наших учеников также помещаю на стендах в кабинете.

Валеологические исследования показывают, что в начальной школе для сохранения работоспособности на протяжении урока совершенно необходимы физкультминутки. На уроках английского языка это также прекрасный способ тренировать лексику. Для физкультминуток на своих уроках я тоже использую стихотворения, которые делают процесс выполнения физических упражнений более увлекательным и веселым (см. приложение – Action Rhymes). С уверенностью могу отметить, что дети, слушая учителя и многократно повторяя одни и те же действия, успешно и надолго запоминают произношение слов и их значение. Такие рифмовки мы никогда не учим наизусть, но дети без особого труда запоминают их, и на уроке, проводя физкультминутку, замечаю, что ребята всегда сами произносят слова вместе с учителем.

Например:

Hands up, hands down!
Hands on hips, sit down.
Hands up, to the sides
Bend left, bend right.
One, two, three – hop,
One. Two, three – stop.
Stand still!

Итак, одной из эффективных форм тренировки учащихся в усвоении слова является работа над стихотворением, которая дает возможность учащимся учиться произносить слово, не только изолировано, но и словосочетаниях и предложениях. В процессе изучения стихов у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. У ребят формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют им переносить функции одних конструкций на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. Количество изучаемых стихотворений и их характер зависят от трудности изучаемых слов, от состава учащихся, их общего и языкового развития, а также условий, в которых протекает обучение.