Необходимость приобщения учащихся к исследовательской деятельности

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.
Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, научные общества учащихся и конференции, - всё это позволяет ученику начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны учителя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых ученик, особенно в младших классах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься “скучной наукой”, какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения.

Сегодня, когда Россия и её наука переживают не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности уже со школьной скамьи. Плохое финансирование образовательных учреждений породило начало процесса снижения уровня данного вида деятельности. Ученики, занимающиеся научной работой, требуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом просто кощунство.

Во время обучения в Тарском филиале Омского государственного педагогического университета нами была проведена диагностика, которая выявила необходимость перестройки учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей.

Олимпиады и конференции собирают безусловно талантливых, одаренных детей. Но, с психологической точки зрения, это разные типы одаренности. В первом случае (дети – участники олимпиады) наблюдается интеллектуальная одаренность, которая выражается в том, что дети проявляют себя знающими, интеллектуально развитыми, способными к углубленному обучению личностями. Во втором случае, когда дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой одаренности. Причем, если первые, как отмечают психологи и педагоги, – “пожиратели знаний”, “энциклопедисты”, то вторые – “созидатели нового”, “творцы”, “открыватели” знаний, “исследователи”.

Кроме того, если учащийся включен в исследовательскую деятельность, то он, как правило, работает со специалистом, работает в научной среде, зачастую в сообществе настоящих ученых – на базе научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и т.д. Таким образом, он получает самое настоящее образование – “образ” будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения и т. д.

Сравнительный анализ олимпиад и конференций показал также, что принципиально отличается характер предшествующей до олимпиады или конференции учебной деятельности школьника в каждом случае. Для того чтобы успешно выступить на олимпиаде, необходимо глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач и т.п. Для того чтобы принять участие в научной конференции, необходимо заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно выступить на ней, надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.

Исследование показало, что различен и уровень усвоения опыта. Для олимпиад характерен эвристический уровень: учащийся может применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, при этом он получает субъективно новую информацию. Для конференций – креативный уровень: учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.

Конечный результат, продукт деятельности учащегося на олимпиаде – выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом) для жюри. Он обладает субъективной новизной. В исследовательской деятельности – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной. Более того, этот продукт (научная, творческая работа) обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.

Коротко приведем сравнение олимпиад и конференций по другим параметрам.

Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении знаний и т.п.), во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую работу и т.п.).

Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе: в первом случае – продуктивный (делай сам), во втором – креативный (выражение собственного “я”, сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя).

Роль учащегося в образовательном процессе до и во время олимпиады – обучаемый, “решатель задач”; до и во время конференции – исследователь научной проблемы, докладчик.

Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер” в решении задач, роль педагога при проведении исследовательской работы и подготовке к конференции – научный руководитель.

Таким образом, диагностика выявила необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской и другой творческой деятельности в различных областях науки.

В этих условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения.

Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества, в школе из разовых участий в районных и городских конференциях необходимо создать общество, основанное на субъектности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Основной целью НОУ должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.

В этом процессе можно выделить несколько этапов.

На первом этапе – организационно-подготовительном – выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. Ведущая роль здесь принадлежит учителям-предметникам, которые в процессе индивидуальной работы с учениками призваны не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).

На следующем этапе должна начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя. Большим подспорьем в написании творческих проектов является библиотека, другие способы получения информации (Интернет).

Нередко в ходе написания исследовательских работ возникает ситуация, когда предлагаемая тема работы находится на стыке нескольких дисциплин и требует консультативной помощи представителя высшей школы. Такое сотрудничество повышает уровень исследовательских работ, приближает деятельность учащихся к подлинно научным разработкам.

Важным этапом исследовательской работы учащихся должна является экспертиза творческих проектов, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов. Таким образом, повышаются критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся. Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в районной научной конференции учащихся.

Таким образом, включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.