Многие ученики являются зрителями телепередачи канала “Культура” под названием “За семью печатями” и с удовольствием участвуют в играх, проводимых по ее образцу. Подобная форма работы может быть использована и на повторительно-обобщающих уроках в профильных классах, и во время командных олимпиад или интегрированных внеклассных мероприятий (в нашей школе совместно с благодарненским Домом детского творчества организованы еще и встречи городских старшеклассников в рамках клуба “Познай себя”). Такие занятия не только позволяют закрепить и проверить знания ребят, дают им возможность проявить свою эрудицию в гуманитарной области, но и открывают учителю поле для расширения и углубления этих знаний.
Вступительная и заключительная части сценариев и некоторые другие детали, соответствующие правилам телеигры, в представляемых разработках опущены. Мы для таких уроков, как правило, готовим и компьютерные презентации с фотографиями, репродукциями, отрывками из видеофильмов.
Сценарий № 1.
Помощник ведущего: Время первой печати!
Ведущий: О родной стране героя сегодняшнего расследования из Интернет-энциклопедий вы можете, например, узнать, что расположена она на полуострове и многочисленных островах, имеет субтропический климат, примерно на 4/5 покрыта средневысотными горами и плоскогорьями, что там протекают реки Вардар, Марица, Стримон, Нестос, и в 2000 году на ее территории, разде- ленной на 52 нома, проживало 10,6 млн. человек (по вероисповеданию, главным образом, православных). А вот и ее государственный флаг (демонстрируется изображение флага). Уважаемые игроки, вам остается только назвать эту страну.
(Ответ: Греция.)
Помощник ведущего: Время второй печати!
Ведущий: Наш герой родился в городе Галикарнасе, на юго-западном побережье Малой Азии. В молодости он принял участие в борьбе против тамошнего тирана Лигдамида.Тогда погиб его дядя, а сам он вынужден был покинуть полис, отправившись на остров Самос, а затем в Финикию. Около 10 лет провел он в путешествиях по разным землям, обретя, наконец, вторую родину в Афинах. Афинские политические порядки оказали на него большое влияние, сделав приверженцем демократиии: ведь именно там все граждане получили право участвовать в управлении своим городом-государством, каждый мог выступать на народном собрании, обсуждать проекты законов, мирных договоров и других государственных начинаний и принимать их или изменять и отклонять, избирать высших должностных лиц, ответственных за свои действия и потраченные деньги. В Афинах утвердилась и практика устранения неугодных политиков, угрожавших, по мнению большинства, демократическим устоям. Взгляните внимательно на лежащие на столике предметы и выберите из них те, которые использовались во время экклесии для решения вопроса об изгнании, и объясните, как именно их применяли.
(демонстрируется набор предметов:
- песочные часы,
- битые черепки,
- белые и черные фишки,
- деревянная дощечка, покрытая воском, и палочка с тупым и острым концами.)
(Ответ: Битые черепки; на них каждый голосующий писал имя любого политика, которого считал нужным изгнать.)
Ведущий: Тот, чье имя было написано на большинстве черепков, должен был покинуть полис на 10 лет. Черепок для голосования назывался острака, от него и пошел термин “остракизм”, означающий гонение, осуждение.
Помощник ведущего: Время третьей печати!
Ведущий: В Афинах герой наш вошел в “круг” знаменитого стратега Перикла. Любознательный, общительный, великолепный рассказчик, он стал скоро центром этого общества. Видимо, друзья, слушая его, и вдохновили на создание книги, прославившей его имя. Труд этот, название которого в переводе с греческого звучит как “исследование, изыскание”, был посвящен важнейшему событию греческой истории – греко-персидским войнам. Впоследствии александрийские ученые разделили сочинение на 9 книг, по числу муз, и каждая была названа именем одной из них. Перед вами несколько их имен и названия искусств и наук, которым они покровительствовали. Прошу игроков установить соответствия.
(Демонстрируются списки: демонстрируется ответ:
Помощник ведущего: Время четвертой печати!
Ведущий: К основной теме своего рассказа – войнам греков и персов – автор приступает лишь с 5-й книги. В предыдущих в чисто эпической манере, со множеством отступлений он повествует о начале столкновений с жителями Азии, излагает историю Лидии, Мидии и Персидской державы Ахеменидов, отдельных походов царей Персии, каждый раз подробно описывая географическое положение страны, явившейся их объектом, нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономики и политики. К примеру, в 4-й книге речь идет о племенах, которые оставили свои следы и на территории нашей страны. Одни из них занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами, причем как раз последние занимали в племенном союзе господствующее положение. Во главе их стояли наследственные вожди, которых греки называли царями. Ярко и красочно рисует наш герой похороны вождей. Покойника бальзамировали: извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и покрывали труп воском. Затем на траурной колеснице возили по всем подвластным племенам. Люди в знак скорби отрезали себе часть уха, расцарапывали рот и нос, протыкали стрелами левую руку. После этого царя хоронили в богатом уборе, над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Через год вокруг него расставляли 50 чучел коней и прикрепляли к ним убитых слуг. В могилу обязательно клали большой набор оружия, ставили золотые и серебряные сосуды для питья, в бронзовых котлах оставляли пищу. Несколько греческих амфор дополняли погребальную обстановку. Раскопки, начавшиеся в XIX веке, продолжаются до сих пор. Они полностью подтвердили многое из рассказанного героем нашего расследования, а часть драгоценных находок украшает сейчас коллекцию петербургского Эрмитажа. Внимание, вопрос четвертой печати: о каком народе идет речь?
(Ответ: Скифы.)
Помощник ведущего: Время пятой печати!
Ведущий: Предание гласит, что наш герой бывал на любимом празднике всех греков – играх в Олимпии. Не стоит и напоминать, какое место в жизни Эллады занимали эти состязания. Их победители навсегда вписывали свои имена в историю родных полисов; поэты читали стихи и гимны, сложенные в их честь, ораторы прославляли в речах. Там выступали многие известные вам люди: философ Сократ, оратор Демосфен, писатель Лукиан, математик Пифагор. Последний был отличным атлетом и выходил победителем из поединков кулачных бойцов. В 394 году римский император Феодосий, насильно насаждавший христианство, усмотрел в олимпийских праздниках языческий обряд и специальным указом запретил их проведение. Но идеи античности, в основе которых лежало стремление к поддержанию всеобщего мира и гармоническому совершенству личности, пережили время. В конце XIX века было высказано предложение возродить олимпийские игры, и с 1896 года они стали проводиться вновь (с 1924 устраиваются и зимние олимпиады). Совсем недавно мы имели возможность сопереживать российским спортсменам на последних играх, вернувшихся на свою родину – в Афины. Прошу игроков назвать имя общественного деятеля, которому мир обязан возрождением олимпийской традиции.
(Ответ: Пьер де Кубертен.)
Помощник ведущего: Время шестой печати!
Ведущий: В своем сочинении наш герой использовал некоторые документы, что позволило ему раскрыть истинные причины отдельных событий, но он и следовал традициям той эпохи, будучи, как большинство его современников, богобоязненным человеком, для которого боги существовали реально и вторгались в жизнь, открывая свою волю с помощью сновидений, прорицателей, оракулов. Термин “оракул”, как известно, может обозначать и жрицу, которая говорит от имени бога, и святилище, где она пророчествует, и само передаваемое предсказание. В Греции было несколько оракулов, куда устремлялись люди, чтобы задать вопросы о частной или общей жизни, но один среди них оставался самым знаменитым и почитаемым. Где же он находился? В качестве подсказки, уважаемые игроки, предлагаю вам список таких возможных мест.
(демонстрируется список:
- храм Парфенон в Афинах,
- храм Аполлона в Дельфах,
- храм Артемиды в Эфесе,
- храм Зевса в Олимпии.)
(Ответ: Храм Аполлона в Дельфах.)
Помощник ведущего: Время седьмой печати!
Ведущий: Сейчас мы употребляем слово “оракул” чаще всего в ироническом смысле, имея в виду человека, претендующего на непогрешимость своих суждений. А как мы хотим охарактеризовать кого-нибудь, называя его “Цицероном”? Прошу внести ваши версии в “Послужные формуляры”.
(Ответ: С Цицероном, знаменитым римским политическим деятелем и писателем, сравнивают людей, умеющих грамотно и красиво говорить, убедительно выступать перед любой аудиторией, поскольку он вошел в историю как один из самых выдающихся ораторов античности.)
Фраза ведущего на случай равенства количества печатей:
В нашей игре выявилось два (три) лидера, но победитель может быть только один, и потому нам придется прибегнуть к дополнительному испытанию. Уважаемые игроки, перечислите в своих формулярах т.н. “семь чудес света” – творения человеческого гения, поражавшие в древние времена своим великолепием, красотой, размерами, техникой исполнения. Чей список окажется полнее, тот и получит право назвать имя сегодняшнего героя.
(Ответ:
- египетские пирамиды,
- “висячие сады” Семирамиды в Вавилоне,
- храм Артемиды в Эфесе,
- Фаросский маяк в Александрии,
- мавзолей в Галикарнасе,
- статуя Зевса в Олимпии,
- статуя Гелиоса в Родосе.)
Заключительная фраза ведущего: Вот и произнесено имя героя нашей игры – Геродот. Сочинение Геродота – первый памятник исторической мысли, где путь человечества представлен как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы народов. Он сумел преодолеть инерцию традиции, считал, что историк не только рассказчик, но и философ, дающий ответы на главные вопросы бытия. Неслучайно он получил признание еще в античности и был назван Цицероном “отцом истории”.
Сценарий № 2.
Помощник ведущего: Время первой печати!
Ведущий: Редкий человек в России не слышал имени нашего сегодняшнего героя, а, между тем, сведения о нем крайне скудны: нам неизвестны точные даты его рождения и смерти, внешний облик, мирское имя (то, которое всем привычно, по видимости, монашеское). Хотя и принято связывать его с Москвой, специалисты не без оснований считают, что он мог приехать туда и из поволжского Городца, и быть тверичем, ростовцем, вологжанином или уроженцем какой-нибудь окраины московской земли. Первое известие о нем относится к 1405 году, а скончался он, вероятно, в 1430 и был погребен в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Уважаемые игроки, пожалуйста, вспомните с началом правления кого из московских князей практически совпадает предполагаемая дата рождения героя – 1360 год.
(Ответ: Дмитрия Ивановича Донского.)
Помощник ведущего: Время второй печати!
Ведущий: Да, жил герой нашего расследования в далекую, во многом загадочную для нас эпоху. Все тогда было иным, начиная с отношения людей к жизни и заканчивая окружавшими их предметами быта. А о скольких привычных сейчас вещах в те годы на Руси и не слыхивали! Вот разложенные здесь продукты, например. Выберите из них те, которых просто не могло оказаться на столе нашего героя и его современников.
(демонстрируются:
- кусочек черного хлеба,
- картофелина,
- пакет с сахаром,
- сушеная рыба,
- сдобная булочка с маком,
- пакет с гречневой крупой,
- миска с семечками подсолнечника,
- бутылка с пивом,
- ломтик консервированного арбуза.)
(Ответ: Картофель, сахар, семечки.)
Помощник ведущего: Время третьей печати!
Ведущий: В любом жилище тех времен – и боярском, и крестьянском - увидели бы мы красный угол с иконами. Процесс их создания начинался с выбора доски. Распространено мнение, будто настоящие иконы пишутся только на липе. Но это – заблуждение. Из трактатов XII века следует, что мастер мог брать какие угодно породы деревьев, растущих в его местности. Для царских заказов привозили дорогие кипарисовые доски, ведь считается, что кипарис – одно из древ, из которых был составлен Крест Господен. Вопрос третьей печати: почему мастера никогда не писали на осине?
(Ответ: Так как существует поверье, что на этом дереве повесился Иуда.)
Ведущий: Иконописцы не забывали, что именно на осине повесился Иуда, и вечное проклятие осталось на всем, связанном с его поступком, напоминая им и нам, что нет ничего более ужасного и постыдного, чем предательство.
Помощник ведущего: Время четвертой печати!
Ведущий: Мы неслучайно заговорили об искусстве иконописания, ибо ему и посвятил свою жизнь наш сегодняшний герой. Так его кисти принадлежала, например, левая часть праздничного ряда современного Благовещенского иконостаса. Уже в ней он заявил о себе как необычайно одаренная личность. Эти работы выделяются звучностью и чистотой колорита, который можно назвать поэтическим. Самые красивые иконы ряда – “Крещение” и “Преображение” – как бы окрашены зеленоватой дымкой. В “Воскрешении Лазаря” ярко и напряженно вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно. Во “Входе в Иерусалим” цветовая гамма становится более просветленной и успокоенной. Уважаемые игроки, как в России принято называть день, события которого в жизни Христа отражает икона “Вход в Иерусалим”?
(Ответ: Вербное воскресенье.)
Помощник ведущего: Время пятой печати!
Ведущий: Древнерусский живописец, смиренный и кроткий душой, чувствовал себя исполнителем высшей, небесной воли, создавая иконы в соответствии с каноном и правилами, устанавливаемыми церковными соборами. На одном из них, в годы правления Ивана Грозного, был сформулирован и своеобразный моральный кодекс мастера: “Подобает живописцу быть... благоговейну, не празднослову и не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце. Наипаче хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением”. В решениях того же собора 1551 года всем иконописцам предписывалось в работе своей следовать как образцам произведениям древних мастеров, а также героя нашей сегодняшней игры. Это – свитедельство высшего признания его таланта уже в те далекие времена. Прошу ответить: под каким названием вошел в российскую историю церковный собор, о котором идет речь?
(Ответ: Стоглавый собор.)
Помощник ведущего: Время шестой печати!
Ведущий: Самая совершенная среди сохранившихся икон нашего героя и самое прекрасное творение древнерусской живописи – изображение Святой Троицы – была написана, по предположению искусствоведов, в 1-й четверти XV столетия. В XVI веке она была подарена Иваном Грозным монастырю, основанному одним из авторитетнейших деятелей русской церкви. Это о нем историк В.О.Ключевский писал: “Есть исторические имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния, которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они, перерастает в идею”. Он назван “духовным пастырем всей Российской церкви и при жизни, и по кончине”. Скромный игумен, окруженный многочисленными учениками, горячо почитаемый всем народом – от великого князя до последнего нищего – таким предстает он на закате своих дней. Внимание, вопрос: кем из святых подвижников Руси был создан монастырь, в котором хранилась лучшая работа сегодняшнего героя?
(Ответ: Сергием Радонежским.)
Ведущий: Наша игра близка к кульминации, а потому дадим ее участикам возможность немного передохнуть и проведем игру со зрителями. Когда мы читаем старинные документы или художественные произведения, посвященные далекому прошлому, нам встречается множество вышедших из употребления или поменявших свое значение слов и выражений, и для понимания текста просто необходим их перевод на современный русский. Таким переводом мы сейчас и займемся. Прошу объяснить следующие слова.
демонстрируются слова: |
Ответы: |
- поставец, | - посудный шкаф, |
- десница, | - правая рука, |
- хоромный лес, | - лес, пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий, |
- хоругви, | - войсковые знамена, |
- мягкая рухлядь | - меха |
Помощник ведущего: Время седьмой печати!
Ведущий: Личность нашего героя привлекла в свое время внимание одного из самых необычных режиссеров мирового кинематографа, все фильмы которого, однако, прошли через запреты и трудности на пути к зрителю в Советском Союзе. Но это не помешало ему на Каннском кинофестивале 1969 года получить приз за его философское произведение о праведной жизни русского иконописца на фоне княжеских междоусобиц и монгольских набегов начала XV века. Итак, последний вопрос сегодняшней игры: назовите выдающегося режиссера советского кино, создавшего картину о нашем герое, принесшую автору признание во всем мире.
(Ответ: Андрей Тарковский.)
Фраза ведущего на случай равенства количества печатей: В нашей игре выявилось два (три) лидера, но победитель может быть только один. Значит, нам придется прибегнуть к дополнительному испытанию. Перед вами, уважаемые игроки, названия знаменитых православных храмов и список событий, в память которых они были сооружены. С помощью стрелок покажите соответствия между ними.
(демонстрируются списки:
- церковь Покрова на Нерли, | - рождение будущего царя Ивана IV, | |
- храм Вознесения в с. Коломенском, | - Отечественная война 1812 года, | |
- собор Василия Блаженного в Москве | - гибель сына Андрея Боголюбского юного князя Изяслава, | |
- храм Христа Спасителя в Москве | - взятие русскими войсками Казани в 1552 году) |
Ответ:
Заключительная фраза ведущего:
Героем нашей игры был Андрей Рублев, с чьим именем связан самый высокий взлет древнерусского изобразительного искусства. Он был гениальным создателем своего собственного стиля, бесконечно совершенного и глубоко русского по своей сущности и художественной выразительности. Стиль этот, воплощавший гармонию и красоту, определил новый эстетический идеал, а его икона “Троица” стала одним из символов России. О ней П.Флоренский сказал: “Если есть “Троица” Рублева, значит есть Бог”. Память причисленного к сомну святых художника отмечается 17 июля. Не забудьте в этот день, где бы вы ни были, присоединить свой голос к тем, кто прославляет в стенах храмов великого Мастера земли Русской.