Особенности организации работы учащихся в группах при изучении информатики

Разделы: Информатика


Важной задачей обучения является развитие у школьников таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса и результатов учебной деятельности. Определенными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности учащихся, когда они объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определенную роль в этой работе. Такая форма организации учебной деятельности учащихся получила в литературе название совместной или коллективно-распределенной деятельности.

Многие педагоги-исследователи приходят к выводу, что основы формирующихся у учащихся личностных качеств закладываются в недрах тех отношений, которые возникают между учениками, между учениками и учителем в условиях учебной деятельности. Поэтому одна из целей современного образования заключается в том, чтобы научить детей получать знания, умения и навыки, взаимодействуя друг с другом, сделать эту форму содержанием образования каждого ребенка.

При организации коллективного способа обучения возможен такой вариант, который приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища. Это умение не рождается стихийно, а является результатом организованной педагогом деятельности ребенка.

В данной статье мы опишем некоторый опыт организации совместной работы учащихся на уроках информатики.

На одном из уроков при рассмотрении темы “Относительная и абсолютная адресация ячеек” учителем были предложены следующие задания:

I группа

1) В ячейке B8 записана формула: =D12+5. Ее скопировали в ячейку A8. Какой вид будет иметь формула в ячейке A8?

2) В ячейке H10 записана формула: =B12+E5. Ее скопировали в ячейку H9. Какой вид будет иметь формула в ячейке H9?

3) В ячейке E7 записана формула: =C10*2. Ее скопировали в ячейку E3. Какой вид будет иметь формула в ячейке E3?

4) В ячейке E7 записана формула: =C$10*$B10. Ее скопировали в ячейку E3. Какой вид будет иметь формула в ячейке E3?

5) В ячейке F5 записана формула: =E$3+4. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • B5?
  • A5?
  • F3?
  • F1?

6) При копировании формулы из ячейки C6 в ячейку B5 в последнюю была занесена формула =C4+3. Что было записано в ячейке C6?

7) При копировании формулы из ячейки E6 в ячейки B6 и E3 в них были занесены формулы =A5*2 и =D2*2 соответственно. Что было записано в ячейке E6?

8) При копировании формулы из ячейки E6 в ячейки E3 и C4 в них были занесены формулы =F$5*10 и =D$5*10 соответственно. Что было записано в ячейке E6?

II группа

1) В ячейке F15 записана формула: =А12*5. Ее скопировали в ячейку F16. Какой вид будет иметь формула в ячейке F16?

2) В ячейке В4 записана формула: =A3+D5. Ее скопировали в ячейку В5. Какой вид будет иметь формула в ячейке В5?

3) В ячейке В7 записана формула: =A$2*2. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

4) В ячейке В7 записана формула: =A$2-$C10. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

5) В ячейке D4 записана формула: =2*$С3. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • A4?
  • D2?
  • D1?
  • A1?

6) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула =D5*5. Что было записано в ячейке В3?

7) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейки B2 и E4 в них были занесены формулы =С1-11 и =F3-11 соответственно. Что было записано в ячейке В4?

8) При копировании формулы из ячейки В2 в ячейки D4 и C4 в них были занесены формулы =F$4+4 и =E$4+4 соответственно. Что было записано в ячейке В2?

III группа

1) В ячейке Е8 записана формула: =В12*5. Ее скопировали в ячейку F8. Какой вид будет иметь формула в ячейке F8?

2) В ячейке Е7 записана формула: =B4-E10. Ее скопировали в ячейку E6. Какой вид будет иметь формула в ячейке E6?

3) В ячейке H5 записана формула: =F$5-5. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

4) В ячейке H5 записана формула: =F$5-$E9. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

5) В ячейке E5 записана формула: =$C$4*4. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • D2?
  • D1?
  • B5?
  • A5?

6) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку С3 в последнюю была занесена формула =B2-10. Что было записано в ячейке В4?

7) При копировании формулы из ячейки A4 в ячейки D4 и A6 в них были занесены формулы =E3*3 и =B5*3 соответственно. Что было записано в ячейке A4?

8) При копировании формулы из ячейки A4 в ячейки C4 и B2 в них были занесены формулы =D$7-1 и =D$7-1 соответственно. Что было записано в ячейке A4?

IV группа

1) В ячейке А10 записана формула: =D12/5. Ее скопировали в ячейку A9. Какой вид будет иметь формула в ячейке A9?

2) В ячейке F5 записана формула: =C4-D8. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

3) В ячейке В6 записана формула: =A$6+6. Ее скопировали в ячейку В7. Какой вид будет иметь формула в ячейке В7?

4) В ячейке В6 записана формула: =A$6+$B10. Ее скопировали в ячейку В7. Какой вид будет иметь формула в ячейке В7?

5) В ячейке D4 записана формула: =$B$3*3. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • D2?
  • D1?
  • B4?
  • A4?

6) При копировании формулы из ячейки D3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула =B3+100. Что было записано в ячейке D3?

7) При копировании формулы из ячейки D4 в ячейки A4 и D7 в них были занесены формулы =B3*3 и =E6*3 соответственно. Что было записано в ячейке D4?

8) При копировании формулы из ячейки D5 в ячейки D2 и F3 в них были занесены формулы =B$7*2 и =D$7*2 соответственно. Что было записано в ячейке D5?

Разбив класс на группы по четыре человека, учитель объясняет цель и порядок выполнения работы. В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы.

Время, отводимое на работу, доводится до сведения учащихся, оно зависит от уровня сформированности навыка организации работы в группе и умения учащихся решать задачи данного вида.

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно. Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач, делая в случае необходимости соответствующие замечания. Этот прием способствует развитию внимания. Причем, очень важным моментом является то, что к доске может быть вызван любой представитель от группы.

Опыт показывает, что на первых порах овладения приемами групповой работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их одноклассники. После того как они действительно поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где необходимо, тактично оказывать помощь.

Для того чтобы этого достигнуть, работа организуется следующим образом. Класс делится на группы по четыре человека, сидящих за партами, стоящими друг за другом. Каждый участник группы получает карточку, либо задания записываются на доске. Ученики сначала знакомятся со всеми заданиями, предложенными группе, затем каждый выполняет в тетради свое задание. Допустим, что Саша и Юра справились со своей работой. Они садятся вместе, и Юра объясняет Саше процесс выполнения своего задания, дает необходимые теоретические обоснования, а Саша – Юре. Затем мальчики меняются заданиями и каждый самостоятельно выполняет его в своей тетради, сверяясь с ходом решения по тетради товарища и меняется партнером: Юра продолжает работу с Таней, а Саша – с Мариной. Работа каждой пары начинается снова с ознакомления с текстом карточки товарища. Юра опять объясняет необходимый теоретический материал и выполнение своего задания, а Таня таким же образом ему. За самостоятельной работой следует этап взаимоконтроля.

Когда каждый ученик группы ознакомился с заданиями трех товарищей, группа сигнализирует о выполнении задания. При опросе Юра, например, отчитывается о проделанной работе по карточке Саши, Саша – по карточке Юры и т. д. Таким образом, контролируются сразу два ученика: и тот кто учил, и тот, кто учился. Для этого, целесообразно сформировать группы таким образом, чтобы в каждой из получившихся групп были ученики и с высоким, и со средним и с низким уровнями обучения.

Время выполнения задания вначале не учитывается, чтобы не вносить нервозности в работу, чтобы учащиеся спокойно повторили учебный материал и проконтролировали друг друга.

При анализе работы учитель смещает акцент с правильности выполнения задания на согласованность действий школьников, на умение общаться доброжелательно, умение доказывать свои суждения. Учитель каждый раз подчеркивает, что организуя проверку нужно стараться не называть или исправлять ошибки самому, а задавать вопросы, касающиеся порядка или способа выполнения задания.

Различные виды сотрудничества учащихся способствуют росту осознанности при формировании умений и навыков. Учащиеся, сталкиваясь с необходимостью не только учиться, но и учить, уясняют проблему, задумываются над вопросами, которых раньше не осознавали, стоят перед необходимостью правильной их формулировки и поиска средств их решения.