Метод проектов на уроках иностранных языков

Разделы: Общепедагогические технологии


Современные ритмы развития общества поставили в повестку дня требование о воспитании творческой личности, способной самостоятельно мыслить, предлагать оригинальные идеи и принимать нестандартные решения. А это, в свою очередь, требует новых подходов к учебному процессу при подготовке учеников, требует повышения уровня обучения на всех степенях образования. А потому необходимо использовать такие современные педагогические технологии, которые помогали бы учителю приобщить своих учеников к процессу активного познания, нацеливать их на поиск положительной информации, т.е. оказывали бы содействие развитию личности. Широкого признания приобретает проектная деятельность учеников как ведущий метод активизации обучения.

Проект - это практический и действенный метод поощрения детей к творчеству, всестороннему развитию, воспитанию самостоятельности и успешного обучения. Именно это я хочу вам подчеркнуть.

На уроках иностранного языка темы проекта, как правило, сориентированны на интересы детей, проблемы и задачи, которых актуальны сегодня. Поскольку на уроках иностранных языков происходит тематическое освещение материала, то и каждая тема может быть темой для проекта.

Так, например, студенты факультета изобразительного искусства Академии работали над проектом “Animals in Danger”. Их задача — составить сказку о редчайших и счезающих животных, сделать к ней иллюстрации. Включились в работу даже студенты, которые имели слабый уровень владения на английском языке, которым не помешало проявить свои способности к проектированию и иллюстрированию. Дети занимались исследовательской деятельностью, подбирая материалы о животных, которые уже исчезли, или находятся на границе исчезновения. Готовя свои работы, они использовали компьютерную графику, проявив при этом интегративность проектной деятельности (проблемы требуют знаний с нескольких учебных предметов).

При этом понятие ученик и учитель изменяется в процессе работы над темой проекта. Стирается граница между ведущим и тем, кого ведут, учитель для ученика становится помощником, старшим товарищем, который, в случае необходимости, готов прийти на помощь.

В рамках проекта формируется и развивается полный спектр привычек, которые студенты приобретают на разных уроках общеобразовательного цикла и профессиональных дисциплин.

Проекты бывают индивидуальные и групповые, большие и малые, простые и сложные.

Более сложным проектом в Академии стал праздник иностранного языка. Он привлекает к действию большое количество участников.

Так, студенты факультета изобразительного искусства выискивают пословицу, точные выражения на иностранном языке, интересный краеведческий материал о странах.

Уроки-игры, уроки-дебаты и разные викторины развивают независимость суждения и самостоятельность в принятии решений, поскольку студенты создают оригинальные образы, строят свои фантастические миры, разрабатывают собственные интересные идеи и соревнуются за их внедрение.

Через серию творческих акций дети могут реально ощутить радость успеха.

Защитой проекта является подготовленная концертная программа. Студенты презентуют результаты своей творческой деятельности. Собственные стихи, песни, созданные студентами Академии - результат настойчивой работы и творческого поиска.

“Работать - означает создавать, а творчество - единая глубокая и реальная радость, которую человек может ощутить в этой жизни. (Джоберти)

Преимущества проектной деятельности очевидны, потому, что она:

  • включает в себя интегрированную межкультурную работу;
  • оказывает содействие социальному и культурному развитию;
  • реализует важную цель - развитие управленческих привычек;
  • через привлечение к продуктивной деятельности дети могут реально ощутить радость успеха ;
  • проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свою собственную мысль, а и принимают собственные решения;
  • развивают ощущение уверенности, поскольку их работы презентуются;
  • проекты привлекают к действию всех детей, помогают им в приобретении ощущения успеха и прогресса на собственном уровне;
  • этот подход положительно влияет на эмоциональное и персональное развитие ребенка;
  • проект всесторонне развивает студентов, обогащает их образовательный уровень.