Урок-тренинг следует за лекцией, посвященной данной теме. Он нацелен на отработку деталей и тонкостей указанной темы в процессе решения задач. Решение проходит в три этапа:
- обсуждение в группах теории решения задачи;
- экспериментальная проверка результатов обсуждения;
- проверка результатов на интерактивной модели “Свободное падение тел” с использованием программы “Открытая физика 1.1” (ООО “Физикон”).
Ход урока сопровождается демонстрацией презентации (Приложение 1).
- Повторение основных моментов теории вопроса “Движение тела, брошенного под углом к горизонту”.
- Класс делится на группы для обсуждения решения задач.
- Решение задач.
Предложить метод определения максимальной скорости движения пальца руки при щелчке (на втором этапе решения задачи предлагается опробовать предложенный метод на практике с помощью необходимого для этого оборудования).
Покажите, при каком угле бросания можно достичь наибольшей дальности полета при прочих равных условиях.
На втором этапе решения задачи предлагается проверить полученный теоретически результат на практике с помощью необходимого для этого оборудования; затем с помощью программы “Открытая физика” моделируются ситуации для различных углов бросания (в презентации показаны статичные снимки результатов компьютерного моделирования ситуации).
Покажите, что дальность полета тела при 1=30о и 2=60о будет одинаковой.
Будет ли это справедливо для любых углов, дополняющих друг друга до 90о?
На втором этапе решения задачи предлагается проверить полученные выводы на практике с помощью баллистического пистолета, а затем – на интерактивных моделях программы “Открытая физика”.
Какое тело улетит дальше?
Какое тело улетит дальше?
Докажите, что максимальные высоты подъема тела при 1=30о и 2=60о относятся соответственно как 1 : 3 (после обсуждения решения в группах результат проверяется на интерактивной модели).
В ходе изучения темы “Движение тела, брошенного под углом к горизонту” учащиеся должны понять, что ничего принципиально нового они здесь не узнали. Это лишь одно из применений уже имеющихся у них знаний о прямолинейном равнопеременном и прямолинейном равномерном движениях к частному случаю. Поэтому заучивать новые формулы нет необходимости – надо научиться применять уже известные к новой ситуации. Особые восторги и удивление у ребят вызывает фраза “А заучивать эти формулы строго запрещается!”, произнесенная перед началом процесса их вывода.