Компьютерные программы при обучении иностранному языку находят все большее применение в организации учебного процесса в средних учебных заведениях. Уникальность дидактических свойств компьютерных технологий состоит в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов (от лингвистического до культуроведческого), в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования иноязычной речевой деятельности.
При постоянной и систематической работе (начиная с простого и постепенно переходя к сложному) реализуются следующие концептуальные дидактические возможности:
- возможность систематической работы с учебной информацией;
- предоставление учителю надежной обратной связи с учеником и непосредственно связанной с этим возможности оперативного управления процессом обучения;
- возможность интенсивной коммуникации с компьютером.
В целом обучение иностранному языку посредством компьютерных технологий характеризуется следующими особенностями:
- возможность индивидуального двустороннего общения ученика с учителем, партнерами по обучению;
- широким доступом к колоссальным по объему и разнообразию источникам языковой информации.
Далее я хочу остановиться на методических аспектах обучения иностранному языку с компьютерной поддержкой:
- большая информационная емкость учебного материала;
- интенсификация самостоятельной работы каждого ученика;
- создание коммуникативной ситуации в таких видах деятельности как аудирование, проговаривание, чтение, письмо;
- овладение различными языковыми моделями и структурами;
- повышение познавательной активности ученика, а также усиление мотивации учения.
Одной из самых заметных новинок, которую я использую в своей практике – это курс иноязычного компьютерного обучения “Professor Higgins” (Профессор Хиггинс).
При работе с данной программой можно добиться успеха в решении и освоении тех видов работ, которые вызывают наибольшую сложность при изучении английского языка, например, употребление грамматического материала.
Программа “Professor Higgins” состоит из двух независимых частей: курсов фонетики и грамматики.
Я хочу остановиться на грамматическом курсе “English Grammar in Use”. Курс напоминает книгу, но снабженную элементами гипертекста. Упражнения оригинальны, составлены носителями языка по учебнику Murphy “English Grammar in Use” Кембриджского издания.
Уроки построены по классической схеме: теоретический аспект, объясняющий на примерах тему, и практический аспект, предназначенный для проверки усвоения грамматики. Грамматический материал представлен на примерах современного разговорного английского языка. Обилие примеров и иллюстраций также помогает лучшему восприятию, закреплению грамматических конструкций. Здесь же заложены грамматические задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с учениками.
Урок с использованием компьютерных технологий
Тема: Использование курса “Professor Higgins” при повторении времен английского глагола группы Simple.
Цель: Развитие грамматических навыков учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку, 11 класс.
Задачи:
- формировать навык формулирования ответа на вопрос в той же видо-временной форме, в которой поставлен вопрос;
- закреплять навык узнавания формы глагола изучаемого времени;
- формировать навык внимательного чтения вопроса на основе установки, данной на экране.
- формировать моторный навык написания грамматического материала, где ученик сам должен набрать правильный ответ;
- закреплять зрительный образ отрабатываемого материала.
Оснащение урока:
- таблицы времен английского глаголы группы Simple;
- оформленная доска;
- компьютеры.
Ход урока
I. Вступление
– Good morning everybody! I am glad to see you in this classroom today and we have a good chance to use new technologies at our English class today. We are also pleased to welcome our guests.
II. Повторение употребления Present, Past, Future Simple
Блоковая подача этого материала, так как ранее он уже изучался
– Look at the tables and remember:
- When do we use this tense?
- How is the tense formed?
- What definite words do we use in this tense?
- Give your own example.
- Give a negative sentence.
- Make up General, Special, Alternative and Tag questions.
III. Выполнение упражнений на компьютере (курс профессора Хиггинса)
Present Simple (Unit 2)
1. Построй из данных слов предложение:
office at they an work
2. Поставьте глагол в форму Present Simple:
My father (to work) at office.
3. Сделайте следующие предложения положительными (+), отрицательными (-) или вопросительными (?):
- I work at an office.
- (?) My friend …
- (?) Your father …
- (-) His sister …
- (+) They …
- (-) These men …
4. Поставьте вопросы:
- Mr. Simson lives in the suburbs of London.
- Where …
5. Дай короткие положительные (+) или отрицательные (-) ответы:
Her friends attend English lessons.
So does So do Neither do So do So does So do
6. Исправьте предложения. Грамматически правильна, ошибочна информация:
The sun rises in the west.
Past Simple (Unit 11)
1. Напишите предложения в прошедшем времени:
Mary usually does all her cooking herself.
2. Вставьте соответствующий глагол в каждое предложение:
Get through, see, go, make, spend, teach, meet, talk, offer.
3. Напишите вопросы. Ваш друг только что приехал после каникул. Спросите, как он провел их.
Have a good holiday.
4. Поставьте глагол в прошедшем времени:
We (not drink) anything because we (not be) thirsty.
5. Ответьте на вопросы:
Did Natalie go to the chemist’s or to the grocer’s the day before yesterday?
6. Ответьте так, как показано в примере:
Alice didn’t have to take medicine, didn’t she?
But she did.
7. Постройте предложения:
Days, for, in, to, she, two, bed, stay, had.
Future Simple (Unit 6)
1. Построй предложения:
book, very, interesting, a, it.
2. Познакомьтесь с ситуацией и дополните предложения так, как показано в образце:
You have a headache and the radio speaks so loudly. Switch it off.
3. Тэд, Люси и Джейн должны сделать много дел. Предложите свои услуги:
Jane: Oh, you know I must make coffee for the chief.
You: No, that’s all right.
4. В данной ситуации вы должны соглашаться и пообещать сделать что-либо:
Tony: Can you write my composition?
You: Of course, … after I finish mine.
IV. Подведение итогов урока. Оценки
V. Домашнее задание
– Thank you for your work today. Did you like working here? See you at the next lesson.
Предлагаемый проект в полном объеме может быть выполнен на спаренном уроке. Если такой возможности нет, то целесообразно повторять и выполнять упражнения по отдельно взятому времени, и это также обеспечит достижение поставленных целей.
Список литературы
- Сластенины В.А., Л.С., Педагогика. Инновационная деятельность. М., Издательство Мастер – 1997 г.
- Атумов П.Р. Технология и современное образование. М., Педагогика –1996 №2
- Иностранные языки в школе. Москва 2001 г. № 6
- Подласый И.П. “Компьютерное обучение”.