Цели урока:
- Закрепление умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую.
- Обобщение и контроль знаний основного программного материала.
Задачи урока:
- учебная – повторение правил перевода чисел из одной системы счисления в другую и проверка соответствующих умений учащихся;
- развивающая – развитие познавательного интереса, памяти учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение правил перевода целых чисел из одной системы счисления в другую
Учащиеся повторяют правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую – проводится фронтальный опрос.
Вопросы:
- Сформулируйте правило перевода целых десятичных чисел в с/с с основанием Р.
- Сформулируйте правило перевода целых чисел из с/с с основанием Р в десятичную с/с.
- Сформулируйте правило перевода целых чисел из двоичной с/с в восьмеричную.
- Сформулируйте правило перевода целых чисел из восьмеричной с/с в двоичную.
- Сформулируйте правило перевода целых чисел из шестнадцатеричной с/с в двоичную.
- Сформулируйте правило перевода целых чисел из двоичной с/с в шестнадцатеричную.
3. Самостоятельная работа в группах
(На этом этапе заранее необходимо разбить учащихся на две группы). Работа группами ведется параллельно. Учителем осуществляется текущий контроль.
I группа – две команды учащихся для самостоятельной работы под руководством учителя (состав одной команды – 3 человека);
II группа – остальных учащихся необходимо разбить на команды по парам (2 человека).
Задание для I группы:
Игра “Угадай число”
Роль ведущего берет на себя учитель.
Для игры на доске необходимо подготовить игровое поле, состоящее из девяти квадратов (3*3), квадраты могут быть просто пронумерованы, или обозначены какими-либо значками.
- Команды выбирают капитана.
- Жеребьевкой определяется право первого хода: для этого необходимо капитанам команд на доске расшифровать число:
Какое десятичное число записано с помощью шестнадцатеричной системы счисления – 1А7 (это число 423).
Команда, ответившая первая – “Единички”, вторая – “Нолики”.
Команды по очереди выбирают одну из игровых ячеек на поле и выполняют предложенное задание. Победитель получает право закрыть соответствующую клетку на поле знаком своей команды. Цель игры: добиться, чтобы символы команды выстроились на поле по диагонали, вертикали или горизонтали. Команда, первая добившаяся такого результата, считается победителем, и получает заслуженную отметку.
Спрятанные числа:
18910—> | 7810—> | 2710—> |
100101012—> | 10110112—> | 10245—> |
1AE16—> | 1110102—> | 748—> |
Ответы:
BD16 | 1168 | 110112 |
2258 | 5B16 | 12910 |
43010 | 5810 | 1111002 |
Задание для II-й группы:
Каждая пара учащихся получает карточку с заданием. Вот несколько вариантов:
Заполнить таблицу:
|
Заполнить таблицу:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заполнить таблицу
|
Заполнить таблицу:
|
4. Дополнительное задание для тех, кто быстро и успешно справился, работая группой
Перевести число из одной с/с в другую по следующей схеме:
10Е16—>…10—>…8—>…2