Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Закрепление умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую.
  • Обобщение и контроль знаний основного программного материала.

Задачи урока:

  • учебная – повторение правил перевода чисел из одной системы счисления в другую и проверка соответствующих умений учащихся;
  • развивающая – развитие познавательного интереса, памяти учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение правил перевода целых чисел из одной системы счисления в другую

Учащиеся повторяют правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую – проводится фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Сформулируйте правило перевода целых десятичных чисел в с/с с основанием Р.
  2. Сформулируйте правило перевода целых чисел из с/с с основанием Р в десятичную с/с.
  3. Сформулируйте правило перевода целых чисел из двоичной с/с в восьмеричную.
  4. Сформулируйте правило перевода целых чисел из восьмеричной с/с в двоичную.
  5. Сформулируйте правило перевода целых чисел из шестнадцатеричной с/с в двоичную.
  6. Сформулируйте правило перевода целых чисел из двоичной с/с в шестнадцатеричную.

3. Самостоятельная работа в группах

(На этом этапе заранее необходимо разбить учащихся на две группы). Работа группами ведется параллельно. Учителем осуществляется текущий контроль.

I группа – две команды учащихся для самостоятельной работы под руководством учителя (состав одной команды – 3 человека);

II группа – остальных учащихся необходимо разбить на команды по парам (2 человека).

Задание для I группы:

Игра “Угадай число”

Роль ведущего берет на себя учитель.

Для игры на доске необходимо подготовить игровое поле, состоящее из девяти квадратов (3*3), квадраты могут быть просто пронумерованы, или обозначены какими-либо значками.

  1. Команды выбирают капитана.
  2. Жеребьевкой определяется право первого хода: для этого необходимо капитанам команд на доске расшифровать число:

Какое десятичное число записано с помощью шестнадцатеричной системы счисления – 1А7 (это число 423).

Команда, ответившая первая – “Единички”, вторая – “Нолики”.

Команды по очереди выбирают одну из игровых ячеек на поле и выполняют предложенное задание. Победитель получает право закрыть соответствующую клетку на поле знаком своей команды. Цель игры: добиться, чтобы символы команды выстроились на поле по диагонали, вертикали или горизонтали. Команда, первая добившаяся такого результата, считается победителем, и получает заслуженную отметку.

Спрятанные числа:

18910—> 7810—> 2710—>
100101012—> 10110112—> 10245—>
1AE16—> 1110102—> 748—>

Ответы:

BD16 1168 110112
2258 5B16 12910
43010 5810 1111002

Задание для II-й группы:

Каждая пара учащихся получает карточку с заданием. Вот несколько вариантов:

Заполнить таблицу:

P2

P8

P10

P16

1000001

     
 

510

   
   

13

 
      1D
Заполнить таблицу:

P2

P8

P10

P16

 

    CF
 

 

58  
  111

 

 
101000      
Заполнить таблицу

P2

P8

P10

P16

1000001

     
 

51

   
   

95

 
      A0
Заполнить таблицу:

P2

P8

P10

P16

 

    FC
 

 

21  
  100

 

 
11111      

4. Дополнительное задание для тех, кто быстро и успешно справился, работая группой

Перевести число из одной с/с в другую по следующей схеме:

10Е16—>…10—>…8—>…2

5. Подведение итогов, выставление оценок