"Изготовление кукленка Младенца в русской народной традиции"

Разделы: Технология, Начальная школа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Во многих явлениях общественной жизни мы, к сожалению, наблюдаем рост общего разврата, наркомании, проституции. И все это происходит на фоне роста половой акселерации, все увеличивающейся доли неполных семей и сокращения рождаемости. Оставим специалистам анализ причин и следствий сегодняшней ситуации в России. И спросим себя сами: возможно ли преподавателю повлиять на формирование трепетного отношения к семье у своих учеников у себя дома, на своем рабочем месте?

Тема этой статьи может быть интересна преподавателям декоративно-прикладного искусства детских художественных школ, школ искусств, учителям по трудовому воспитанию общеобразовательных школ, МХК и ИЗО, а также родителям подрастающего поколения, руководителям кружков и детских студий в художественном творчестве учащихся.

Тема открытого урока “Изготовление кукленка Младенца в русской народной традиции” является небольшой частью цикла уроков, посвященных русской тряпичной кукле. Уроки же полного цикла разделены на три взаимодополняющие друг друга части: изготовление куклы Хозяйки, изготовление кукленка Младенца, изготовление куклака Хозяина (рис. 10).

Каждый этап изготовления кукол связан рассказом о человеке и человеческом, и в нем раскрывается суть понятия предков о семье, где муж – бог, Жена – богиня, Дети – тоже маленькие боги. Раскрываются “принципы семейных отношений, где у каждого есть свои обязанности и никто не лезет взять на себя обязанности другого” [5]. Создавая “кукольную семью”, вовлекая в этот процесс мысли и чувства творца, возможно наши дети и ученики научатся строить свое семейное счастье по-божески и сумеют уберечь его.

Известно, что русская народная игрушка способствует формированию “в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке – матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы” [11].

Обращая свой взгляд в глубину веков, мы неизбежно столкнемся с понятиями “вера”, “бог”, “миф”, “магия” и т. п. И это закономерно и в наше время, когда ученым известны все без исключения народы, населявшие и населяющие нашу землю, когда подтвердилось, что все народы имеют свои религиозные верования, молитвы, храмы и жертвоприношения. “Этнография (наука, изучающая жизнь – быт всех народов, населяющих землю) не знает безрелигиозных народов”, говорит немецкий географ и путешественник Ратцель [18].

Полный цикл уроков рассчитан на подростков, учеников старших и средних классов, но многие простейшие элементы, включенные в этот цикл, могут быть с успехом использованы на уроках с младшими школьниками. Например, изготовление кукленка Младенца. Сведения из истории, традиций и этнографии целесообразно подавать во время практической работы над куклами, тогда урок интересен во времени, и все действия в процессе создания куклы становятся осмысленными, а куклы приобретают индивидуальный характер.

Для урока необходимо приготовить пособие с иллюстрациями русского костюма [10], [12], [13] и картин художников Возрождения, рис. 7, 8, 9 [14], [15], [16], [17], [19], отдельные заготовки для наглядности (тельце младенца, свивальник, одеяльце, кружевную пеленку-уголок, косыночку), люлечку, а также несколько разнообразных готовых куклят Младенцев, кукол Хозяек и куклаков Хозяинов, аудиокассету с записями колыбельных песен, таблицы с рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали по наследству [3]. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии склонны к излишней мужественности. Между тем, строгое разграничение по полам, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только куклы – тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию – способность легко воспринимать точку зрения другого человека [4]. Поэтому поиграть в кукол полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих уроках, напрямую касается и мальчиков.

Основным богатством в русской семье были дети: чем больше детей, тем больше Доля этого рода, все остальное определялось словом достаток. Растить от 3-х до 5-ти детей было нормой. Отсутствие же детей было тяжёлым горем. Только бездетная семья могла распасться без осуждения окружающих. “Поэтому магические и практические действия, направленные на будущее чадородие, начинались еще с детства. Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем богаче на детей она была в замужестве. С этой же темой связано и большинство свадебных обрядов; обсыпание молодых на шубе житом, пожелания типа “сколько черепков, столько и детушек” во время ритуального битья горшков. Рождение ребенка воспринималось как милость и расположение Провидения, было знаком, подтверждающим правильность жизненного пути, сделанного выбора и исполнения свадебного обряда” [2].

Конструкция кукольного младенца – один из самых простых и древних способов создания человеческого подобия из ткани: с такой конструкцией легко справляются даже маленькие дети. Для ее воплощения не нужна иголка, достаточно только тканей и ниток.

Практическая часть.

Вырезать из ткани светлого, естественного оттенка (хороши здесь неотбеленные льняные ткани или хлопчатобумажная бязь) полосу соответственно рис. 1. Можно взять также светлый ситец в мелкий рисунок, если вы хотите, чтобы ваш младенец был “весёлого нрава”. Ширина полосы определит рост будущего младенца, а длина — его толщину. Поэтому не жалейте ткани, пусть наш дитятка будет толстеньким и здоровеньким. Скатать из этой полосы плотную трубочку и перевязать ее нитками (желательно достаточно толстыми и прочными) в двух местах, обозначив линии шеи и середины туловища, рис. 2.

Внешний вид кукол и их “внутренняя” информативность всегда были отражением той картины мира, внутри которой жили люди [2]. Во всех конструкциях русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском (лентой) ткани. “Символика процессов наматывания, накручивания в традиционной культуре изначально основывалась на той роли, которую они сыграли в мифологические времена – времена творения мира, “когда закрутилась и выкрутилась земля…”. Намотанная на веретено, спряденная нить устойчиво связывалась с темой времени, его протяженностью… “Нить жизни”, Доля каждого человека медленно наматывалась на веретено его судьбы” [2]. Вера славян основана на том, что человек мог всего добиться сам и за свою Долю несет ответственность сам. В имени богини Могошь, отвечающей за судьбу, слышно созвучие со словом “могу” и “магия” [5]. Также и направлению наматывания придавалось особое значение. Наматывание “по солнцу” связывали с жизнью. Наматывание “против солнца” использовали в гаданиях и магии, чтобы попасть в сферы “не жизни” [2].

Традиционно считалось, что чем древнее способ изготовления вещи, тем значимее может быть ее роль в культуре. Нововведения сложно усваивались тем обществом, где строго следовали “заветам предков”. Поэтому несшитые куклы, куклы, которых не касалась игла, могли использоваться в магических целях: например, “охранять” колыбель младенца или служить его символической заменой, они принимали на себя все негативные влияния [2], сейчас мы их называем “сглаз”.

Важна роль и материала, тех тканей и ниток, из которых создавалась каждая из таких кукол. “Материал должен был быть “своим” — из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано с экономией, так как их делали вручную, а это трудно и долго. Верили также, что сделанный своими руками материал, “проживший” в доме, в семье защитит, закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой вещью: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи. Например, кукла, сделанная из одежды отца, “охраняла” колыбель мальчика, а кукла, сделанная из праздничного полотенца, могла исполнять ту же роль по праздникам или в другое особо опасное время” [2]. Подбирая материал для нашего кукольного младенца, можно использовать опыт предков, а можно просто взять ткани и нитки, которые есть под рукой. “Конструкция типа скрутка, закрутка была основой не только для дитяток, так могли делаться любые человекоподобные фигуры, для содержания которых возраст, пол и другие дифференцирующие признаки не имели значения. Важен был сам факт — это Человек.

Чем проще конструкция куклы, тем шире ее образный ряд, тем больше фантазий можно реализовать вместе с ней. Ребенок, играя с палочкой, сегодня видит в ней ушедшую в магазин мать, а завтра это будет уже Красная Шапочка или он сам” [2].

Признаки человека просты: “есть тело — плотная тряпичная трубочка, на которой при помощи линий шеи и пояса расставляются основополагающие акценты. Если есть шея, значит есть голова, значит становится понятно где верх и где низ. Если есть середина туловища, значит есть живот и пуп, который символически обозначается узлом, завязанным на нитке, значит становится понятно где лицо и где спина.

Считалось, что пуп (пуповина) — самое важное место на человеческом теле. Именно здесь была сосредоточена вся жизненная сила человека, запас которой давался ему при рождении. Обрезание и завязывание пуповины определяло количество этой силы, ее старались направить в положительное русло. Для этого девочкам пуповину отрезали на прялке, чтобы была искусной пряхой, а мальчику — соответственно на топоре.

Именно в этом месте (в области пупа) повязывался пояс. Пояс обозначал середину человека, а узел, на который он завязывался, был своеобразной “культурной пуповиной”. Пояс в традиционной культуре обязательно носил каждый человек, именно с обряда опоясывания и начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. До совершения этого обряда новорожденный не считался человеком. Первый пояс дарился крестной матерью после обрядов очищения и крещения при переносе младенца из бани, где обычно могли происходить роды, в дом. Совершалось второе “культурное” рождение, завязывалась новая пуповина, развязывать которую можно было только при особых обстоятельствах. Представьте себе, если мы развяжем нитки, перепоясывающие нашего человечка — трубочка может раскрутиться...” [2].

Младенца нужно одеть. Одеть его можно тоже без использования иголки и нитки. Его одежда будет состоять из головного платка, одеяльца или пеленки и свивальника (полосы ткани длиной 2 м и шириной 9 см в натуральную величину, она использовалась вместо современной ленты для плотности и прочности пеленания), можно приготовить кусочек кружева для нарядной пеленки-уголка.

Вся детская одежда делалась из старых поношенных вещей. Это было связано и с практическими целями: дешевле и удобнее (старая одежда мягче, лучше впитывает влагу) — и с определенной символикой. Родившегося ребенка часто завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую, чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его. Такие действия основывались на представлении о положительном воздействии на ребенка обносков его близких родственников. С одной стороны, они как бы “охраняли” его от всех внешних неприятностей, с другой стороны, “продолжатель рода” должен был унаследовать весь жизненный опыт. Поэтому одежда не была яркой и могла состоять из лоскутов – “чем больше лоскутков, тем обширней “хоровод” родственников вокруг ребенка, тем богаче его Доля” [2].

Практическая часть.

Вырежем из различных хлопчатобумажных и тонких льняных тканей (одноцветных или в мелкий рисунок) головной платок, пеленку {полюшку} или одеяльце (можно при желании сделать и то и другое) и свивальник. Ориентируясь на рис. 3 расположим на них нашего младенца (кукольную конструкцию скрутку сделанную раньше).

Одевать (пеленать) нашего дитятку мы начнём с платка, рис. 4, затем плотно завернем его в одеяльце (пеленку), рис. 5, и закрепим все это, дважды крест-накрест обернув свивальником и подоткнув его концы. Можно между пеленкой-одеяльцем и платком положить на современный лад кружевной уголок (просто кусочек мягкого кружева). Став одетым, кукольный человечек скрутка превратился в игрушечного младенца, рис .6.

В традиционной русской культуре и дома и вне дома детей туго пеленали, иногда почти до года [2]. Современные родители отказываются от этой традиции не случайно. Улучшилась материальная сторона жизни, появилось много помощников – бытовых приборов. Родители могут больше внимания уделить активному ребенку. Тугое пеленание прививает ребенку будущую психологию подчинения [8], что в нашем мире “сильных личностей” [7] может ему навредить. Только сильный духом человек может противостоять сегодня разрушающему воздействию алкоголя, наркотика, насилию. Вообще же “сознательное родительство” предполагает, чтобы все действия родителей по отношению к своему ребенку были осмысленными. В общении с детьми рекомендуется использовать правило – не делай другим то, чего не желаешь себе [1]. Ученикам можно предложить испытать на себе следующий эксперимент (но в измененном виде: кто сколько выдержит…), подробно описанный в книге М. В. Трунова и Л. М. Китаева “Экология младенчества”: здорового взрослого человека туго завернуть в несколько простыней и продержать его так недели три, кормя его в неподвижном состоянии, лишь изредка разворачивая “для смены пеленок”. Далее авторы пишут: “…Какую же надо иметь волю, чтобы сохранить в порядке свою психику. Физическое же здоровье будет неминуемо нарушено. Трудно сказать, выдержит ли вообще средний здоровый человек такое испытание” [1]. Наши же младенцы выдерживают. И не только это, но плюс к этому еще многие “достижения” медицинской педиатрии: например, изоляцию от семьи новорожденных; прививки, которые проходят испытание на взрослых животных организмах, так как детеныши этих животных их, как правило не выдерживают; смеси, рекомендуемые для детей, от которых у взрослого человека к концу первого дня начинается расстройство пищеварения, а затем наступает рвотная реакция [1]. К любой традиции или нововведениям родителям нужно относиться с особой осторожностью, обдуманно и осознанно, исключая страхи и психологическое давление на себя и своих детей со стороны старшего поколения, отказавшегося от своих корней, своих традиций, медработников и лиц, защищающих финансовые интересы современных корпораций, производящих товары для младенцев.

Тугое пеленание в наш рафинированный век способствует созданию излишнего тепла для младенца [8], [1]. Некоторые родители, даже отказавшись от пеленания, чрезмерно одевая малышей, сохраняют это лишнее тепло.

"Наверняка вы не раз видели удивительную картину и, может быть, не задумывались над ее нелогичностью и парадоксальностью. Весна, ярко светит солнце, снег давно сошел, на улице просто жарко. Мама и папа прогуливаются со своим маленьким ребенком, который лежит в коляске и спит. Папа в спортивном костюме, мама в достаточно легком платье. Ребенок же закутан в ватное одеяло, перепоясанное красивой ленточкой. Прекрасно упакованная игрушка...

Вообще же сегодня грудной, и в особенности новорожденный, ребенок просто не мыслится без "упаковки" даже в домашних условиях. Такая "упаковка" превратилась в ритуал, осуществляемый матерью по несколько раз в день, благодаря чему кожа малыша может хоть на короткие промежутки времени ощутить свежий воздух (а моменты купания должны показаться неописуемо блаженными)" [1].

"Ирония заключается в том, что в создаваемых приведенным ритуалом условиях, еще более усугубляемых боящимися за ребенка родителями, ребенок действительно должен выживать. Все его существование в период новорожденности - это выживание в тех нечеловеческих условиях, которые ему создают.

Не верите? Проверьте на себе. Наденьте хлопчатобумажную майку с длинными рукавами. Сверху наденьте байковую рубашку (рукава зашивать необязательно). Ноги оберните простыней. Лягте в кровать и накройтесь одеялом. Да не забудьте про клеенку. Попробуйте провести так целый день при температуре воздуха в комнате 20-22°С.

Вам будет гораздо легче, если вы привыкли спать в пижаме или ночной сорочке. Но учтите, что ребенка к этому никто не приучал" [1].

Если мы посмотрим картины Леонардо до Винчи [19], рис. 8 “Мадонна с младенцем (мадонна Литта) [15], Сандро Боттичелли [14], рис. 9 “Мадонна с Младенцем и ангелом”, Рафаэля [17], рис. 7 “Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем”, Микельанджело [16], мы увидим совершенно другую действительность. Великие художники великой эпохи Возрождения или Ренессанса, с которым связывают расцвет европейской культуры, на своих картинах часто изображали сцены младенчества Иисуса. Можно заметить, что прекрасный телом младенец всегда обнажен либо слегка прикрыт легкой пеленкой, иногда только для того, чтобы прикрыть его половые органы. При этом неважно местонахождение Святого семейства или Девы Марии: на лоне природы или в помещении – младенец обнажен, тогда как сама мать и окружающие ее персонажи картин достаточно тепло одеты. Достижения этих гениев в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, а некоторых и в математике, механике пережили века. Посвящая свои картины библейским темам Нового завета, проявляя "интерес к человеку и реальному миру" великие художники эпохи Возрождения отражали истинные факты из жизни Иисуса Христа, рожденного человеком и воспитанного земной женщиной и земным мужчиной. И у нас нет оснований не доверять им, сомневаться в искажении действительности.

Интерес к человеку и реальному миру, сознательное следование античной традиции — такова главная примета того времени… “Философы, ученые тоже прониклись идеями гуманизма, поверив в безграничные возможности человеческого разума, обратившись к человеку как высшему началу бытия” [19].

Публику в настоящее время с обнаженным младенцем на руках можно и шокировать, лучше надеть на него трусики, даже если лето жаркое. Да и предки наши считали неприличным появляться голым на людях [2]. “Но дома, когда вокруг нет посторонних, любуйтесь им. Любуйтесь голеньким, таким как он есть. Ведь он пока еще - дикая, первозданная природа, неповторимая в своей красоте, без всяких лишних добавок" [1].

Трудно добавить к этому что-либо еще, кроме искреннего совета относится к традициям, как и к новаторству, осмысленно, улавливая и осмысливая суть происходящего вокруг вас.

Нашего кукольного младенца нужно дать маме, кукле Хозяйке на правую сторону, ближе к сердцу, как принято было подавать новорожденного роженице. Находясь в утробе матери девять месяцев, наше дитятко не знало прикосновения ее рук, не знало ее запаха, звук ее голоса был приглушен, а вот ее сердечко всегда было рядом, и его биение наше дитятко изучило в совершенстве. Именно по биению маминого сердца новорожденный узнает свою маму, успокаивается тем, что его рождение прошло благополучно, его мама жива и здорова. Первое объятие, контакт кожей-к-коже и первое кормление закрепляют ту незримую “связь, благодаря которой они и после рождения ребенка продолжают оставаться единым целым”[1], [9]. Если же новорожденный в течении первых 45 минут не услышит счастливого биения маминого сердца, то он впадает в состояние депрессии, отчужденности, окружающий мир запечатлевается холодным, равнодушным к нему [1], [9]. А впоследствии такой ребенок весь мир воспринимает враждебным по отношению к себе, у него может развиваться агрессивность, потребительское отношение к миру [9].

Когда-то О. Бальзак сказал замечательную фразу: “Ясновидение матери не дается никому. Между матерью и ребенком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдается в ее сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни” [6]. Очень важно сохранить этот подарок природы, эти тайные “невидимые нити”. Поэтому уходят в прошлое “научные медицинские обычаи” изолирования ребенка от матери, а роженицы от семьи. Поэтому современные мамы меняют красивые коляски на легкие и удобные “кенгурушки”, различные перевязи. Ребенок в кенгурушке всегда находится у сердца гуляющей мамы, и в то же время руки ее свободны, позвоночник принимает правильное положение, не ссутулится, не искривляется, и биологическое развитие ребенка гармонизируется, так как их сердца воссоединяются [9]. Ношение ребенка в перевязи и грудное вскармливание также способствует укреплению, “цементированию” воссоединения и повышению разумности младенца [9].

В итоге подобной лекции для подростков наш кукольный младенец находится у куклы Хозяйки на руках с левой стороны, прижат к сердцу, и мы точно знаем почему, (рис. 10). Если урок проводится среди младших школьников, то язык лекции нужно упростить в соответствии с возрастом учащихся и предложить им продолжить игру с люлечкой.

“В доме маленькие дети обычно лежали в специальной колыбели зыбке, которая верёвками крепилась к горизонтальной палке (тепу), укрепленной в стене. Зыбка находилась в подвешенном состоянии, ее можно было легко качать вверх-вниз при помощи петли, одеваемой на ногу. Укачивание младенца сопровождалось необходимыми колыбельными песнями. Древние колыбельные песни не слишком разнообразные мелодически, с часто достаточно “бессмысленным” (магическим) содержанием, по предположениям современных исследователей, были наиболее понятным для ребёнка “языком”. Ритмически совпадавшие с покачиванием колыбели и, вполне возможно, с простейшими физиологическими процессами организма, эти песни-речетативы являлись первым “культурным опытом” младенца, готовя его к будущей “человеческой” жизни” [2]. Видимо поэтому детские психологи настойчиво советуют современным мамам не бояться выглядеть старомодно и петь своим малышам колыбельные песни, песни можно попеть и на уроке между рукоделием или после окончания работы.

Покажите зыбку для кукольного младенца, предложите каждому ученику сделать свою люлечку. Это может быть и склеенная из картона коробочка, и сплетенная из тонких прутиков или бересты корзиночка без ручки, или коробка из-под “Доширака”. “Положите в зыбку матрасик, подушечку, пеленки, одеяльце и подвесьте ее на тонком шнуре или толстой нитке, закрепив за четыре конца. Именно так и играли в кукол крестьянские девочки, обучаясь при этом простейшим навыкам пеленания и пения колыбельных песен. Многие из них уже с восьмилетнего возраста становились настоящими няньками, присматривая за младшими сестрами и братьями или даже за чужими детьми” [2].

Когда дети создают своих кукол, слушая рассказы о традициях русской семьи, происходит поэтапное очеловечивание куклы, она становится близкой и любимой, и ей хочется дать имя.

“К наименованию в традиционной культуре относились как к факту наделения душой (христианское мировоззрение) и Долей (народное восприятие мира). Жизнь без имени считалась невозможной, так как имя обладает особой жизненной силой. Часто человеку могли давать поочередно два имени. Одно “тайное”, известное только близким (своим), что, по словам крестьян, предохраняло от злых людей, могущих навести через имя порчу… Другое, “мирское” имя было известно всем. Свое имя мог знать и сам младенец, над которым для этого произносили различные имена, ожидая на какое из них он отреагирует.

Народные имена создавались на основе различных признаков, так или иначе определяющих человека. В более поздние времена многие из имен превратились в бытовые прозвища, а затем в фамилии. Детей могли называть порядковыми числительными по счету их рождения. Отсюда сохранившиеся до сих пор фамилии Третьяк и Четверяков. Довольно часто основой для имени служил внешний вид ребенка (Чернышев), присущий ему нрав (Смирнов, Неугомонов), социальное положение или сфера профессиональных занятий родителей (Попов, Кузнецов)

Особые имена и прозвища получали дети, рожденные не “по закону”. Считалось, что дети, зачатые в праздники и другие не подходящие (запрещенные) дни, рождаются уродами и идиотами. Их так и называли празднички. Специальные имена получали и незаконнорожденные дети, к которым относились как к опасным, наполовину известным существам; марышам, беспуткам, крапивничкам.

Весь этот культурный опыт сегодня представлен официальным триединством “могучего” ФИО (фамилии, имени, отчества), домашними “добрыми” именами и дружескими прозвищами, получаемыми по месту учебы или работы” [2].

Можете предложить детям продолжить игру и, например, отправиться вместе с куклятами в гости в другую кукольную семью, прихватив в подарок “сладенькое”.

Литература:

1. М. В. Трунов, Л. М. Китаев. Экология младенчества. Первый год. М.: “Ирис-Пресс”, 1993.

2. С. Комарова, М. Катушкин. Кукольные люди. Культорологический очерк – СПб. Абрис, 1999.

3. В. С. Горичева. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999.

4. Т. Г. Лихачева. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000.

5. М. Крымова. Создай успех и радость. – СПб.: ИД “Весь”, 2000.

6. А. А. Жадан. Жемчужины мысли. Минск “Беларусь”, 1991.

7. С. Кривцова. Тренинг для педагогов: Учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.

8. И. А. Аршавский. Ваш малыш может не болеть.

9. Джозеф Читон Пирс. Волшебный ребенок вырастает. М., 1987.

10. Рyсский народный костюм.(19 век). 12 открыток “Советский художник”, М. 1966 г. Художник. В. Гордеева.. Полиграфкомбинат, г. Калинин.

11. В. Я. Соловьев, Сергиев Посад. рубрика “Школа нянь” статья “Тихий голос русской игрушки”

12. Праздничный костюм молодой замужней женщины. Русские. Костромская губерния, г. Галич. 19 век. РЭМ, Изд. “Златоуст”, СПб., 1997. ГПП “Печатный двор”. Зак. 3011 – 2500.

13. Праздничный женский костюм. Архангельская губерния. Русские. Конец 19 – начало 20 века. РЭМ, Изд. “Златоуст”, СПб., 1997. ГПП “Печатный двор”. Зак. 3014 – 3750.

14. Элена Карпетти. Боттичелли. М. “Белый город”, 1998.

15. Леонардо да Винчи. 1452-1519. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 1996 “Альфа-Колор”, Санкт-Петербург, 1996

16. Фриц Эрпель. Микельанджело. Изд-во Хеншель, Искусство и общество, Берлин 1990.

17. Элена Карпетти. Рафаэль. М. “Белый город”, 1997.

18. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993.

19. Франческа Ромеи. Леонардо да Винчи. М. "Росмэн" 1998.