Тема урока: "Деление многозначных чисел на однозначное число"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: 1. Продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление трёх - четырёхзначных чисел на однозначные, включив случаи, когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя; закрепление приёмов устного и письменного сложения и вычитания величин; совершенствовать вычислительные навыки; умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме, сложные задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

2. Развитие правильной математической речи, пробуждение интереса к предмету через дидактическую игру.

3. Воспитание любви к родному краю.

Оборудование: учебники, тетради, ручки, карандаши, сигналы, карточки-памятки, карточки с задачей, карточки с примерами устного счёта, таблицы с делением многозначного числа на однозначное, карточки для математической цепочки, аудиокассета, магнитофон, книга “Югра”, видеокассета, телевизор.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке математике будем знакомиться с приёмами письменного деления многозначного числа на однозначное число. Но это не обычный урок, а урок-путешествие по городам родного края, а значит, мы поближе познакомимся с ними. Откуда начнём наше путешествие, узнаете, решив примеры. Эти примеры подготовят нас к изучению нового материала.

карточки с примерами и буквами III. Устный счёт:

1.

Л 57 9
Я 74 8
Н 30 4
Т 19 2
О 45 7
Р 66 8

- Объясните, как выполнили деление с остатком (подбираем из таблицы умножения самое большое число, которое делится на 9, близкое к 57.

6х9= 54

57-54=3

2.
П 49 5
И 38 6
М 29 3

Итак, получилось 6, остаток 3. Остаток сравниваем с делителем. Остаток меньше делителя, значит цифры подобрали верно).

рисунок Прочитайте откуда начинаем путешествие?
  2. Решая задачу устно, мы с вами узнаем интересные сведения о нашем городе.

“В 1995 году численность населения города Лянтора составляла 26.400 ч. Это на 4.500ч. меньше чем в 2000 году. Сколько человек проживало в городе в 2000 году?

карточки с цифрами 2. Решая задачу устно, мы с вами узнаем интересные сведения о нашем городе.

“В 1995 году численность населения города Лянтора составляла 26.400 ч. Это на 4.500ч. меньше чем в 2000 году. Сколько человек проживало в городе в 2000 году?

Оказывается, в нашем маленьком городе многочисленное население. б) На чём вы обычно ездите в другие города?

рисунок фрегата Мы же с вами отправимся водным путём по реке Пим на фрегате. в) Давайте запишем дату путешествия в нашем судовом дневнике.
карта Югры Отметим на карте начало пути и отправляемся в путешествие.
таблица с выражением IV. Новый материал: Во время путешествия будем познавать новое. Но сначала нужно вспомнить изученный ранее приём деления трёхзначного числа на однозначное. 1) Работа в тетрадях и у доски. Надо 456 : 8 Объяснение приёма деления. 2) А сейчас рассмотрите деление четырёхзначного числа на однозначное и попробуйте объяснить, как выполнено деление.

6.524 :7

памятка с алгоритмом 3). На парте у вас лежат памятки с алгоритмом деления многозначного числа на однозначное. Давайте ещё раз прочитаем алгоритм деления многозначного числа на однозначное.
  V. Закрепление нового материала.

1) Работа у доски и в тетради.

Пользуясь алгоритмом приёма деления многозначного числа на однозначное, находим значение выражения из № 470. Ill группа - работает самостоятельно, II группа и I - работают у доски и в тетрадях, решают второй пример. II группа - работает самостоятельно, I группа - решает третий пример у доски, четвёртый пример - самостоятельно. Проверка примера.

звучит музыка для физминутки ФИЗМИНУТКА.Незаметно мы доплыли до полноводной сибирской реки Обь. На уроках природоведения мы уже знакомились с реками России, что вы помните о реке Обь?
включаю видеозапись, рисунки (Обь - самая длинная река России. Протяжённость её составляет 5.410 км. С помощью своих притоков, а их уже более 150 тысяч, она собирает воду с территории около З млн. кв. км, что в пять раз больше территории Франции).

Давайте узнаем, какой город стоит на этой великой реке.

Найдите значение данного выражения, оно укажет вам название этого города. 1722:2=287

342 Тобольск

иллюстрации г. Сургута, карточка с годом основания Сургута VI. Повторение пройденного материала.

1) Наш фрегат подошёл к пристани города Сургута.

- Город основан в 1594 году. - Какой это век? - Сколько лет городу Сургуту?

- Красив город Сургут в любое время года. Много в нём школ, больниц, кинотеатров, дворцов культуры. Но гостей города привлекает музей под открытым небом. Там вы можете узнать о культуре народов ханты, о богатствах нашего края.

иллюстрации экспонатов музея - Давайте заглянем в один из домиков музея. Мы познакомимся с одним удивительным растением, которым богат наш край. Учёные утверждают, что если съесть 600 граммов этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. Чтобы узнать, о какой лечебной ягоде идёт речь, выполните действия с величинами в математической цепочке.
карточка с цифрами и названиями ягод Умение преобразовывать именованные числа потребуется вам при решении задачи.
20 км брусника 4 км 800 м + 6 км 300 м – 1 км 100 м = 1 км
12 км клюква
10 км черника

Сейчас мы узнали об одном чудесном растении, богатства же земли Сургутской несметны.

на карте отмечаем отправление из Сургута Покидаем Сургут и направляемся по Оби к Иртышу, главному притоку Оби.
иллюстрации города 2) И вот наш фрегат подходит к пристани окружного центра. Как он называется? (Ханты - Мансийск).
иллюстрации биатлонного центра Какое спортивное сооружение мирового значения находится в Ханты-Мансийске (биатлонный центр мирового класса). Сегодня мы заочно побываем в нём, понаблюдаем за соревнованием и решим задачу.
карточки с условием задачи 3) Работа над задачей.а) Прочитайте задачу: “Во время лыжной эстафеты спортсмены пробежали 10 км. Первый лыжник пробежал З км 500 м, второй - на 900 м больше чем первый. Сколько км пробежал на дистанции третий лыжник?” б) Анализ задачи: Что известно в задаче? Что в задаче нужно узнать?
карточки с краткой записью Сделаем краткую запись задачи.
I. л. –З км 500 м II л - ? на 900 м больше III л - ? 10 км
  - Можно ли сразу ответить на главный вопрос?

- Почему нельзя?

- Можно ли узнать, сколько км пробежал второй лыжник? Какой знак возьмём для решения? - Можно ли узнать, сколько км пробежал лыжник? - Почему нельзя? - Можно ли узнать, сколько км пробежали первый и второй лыжник вместе? - Можно ли теперь узнать, сколько км пробежал третий лыжник? Как узнаем? Прежде чем выполнять вычисления, что необходимо сделать с именованными числами?

в)Решаем задачу самостоятельно.

Ученики третьей группы дополнительно делают проверку к решению задачи.

г) Проверка задачи:

- Ребята, посмотрите, на табло высветились числа, которые указывают расстояние, пройденное каждым лыжником.

- Сколько км пробежал второй лыжник? Третий лыжник?

4. Вот и заканчивается наше увлекательное путешествие по родному краю. А чтобы вернуться в наш город, мы должны ответить на вопрос:

Правильно ли выполнено деление?

карточки с выражениями   7516:4=1879

2964:6=3194

  - Вы считаете, что значение второго выражения неверно?- Где ошибка? (Неверно подобрана первая цифра в частном, т.к. при проверке остаток получился больше делителя). - Этот пример из домашнего задания, найдите верные значение выражения.
на карточке отмечаем возвращение фрегата На вопрос мы ответили, и наш фрегат благополучно возвращается в город.
  VII. Итог урока:- Чему научились во время путешествия? VIII. Оценки. IX. Домашнее задание. Примеры №477, задача №475 устного счёта. 3 группа - задача на смекалку стр. 87.