Цель: сформировать понятие “город”.
Задачи:
- образовательные:
- рассмотреть историко-географические типы городов, выделить особенности каждого типа;
- сравнить город с селом, определить основные критерии;
- изучить географию крупнейших городов мира;
- показать взаимосвязь проблем современного города, постараться найти пути решения.
- воспитательные:
- способствовать эстетическому воспитанию при работе с наглядностью; экологическому, при определении городских проблем;
- воспитание чувства ответственности за родной город, его уникальность.
- развивающие:
- развитие творческих способностей, познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания;
- расширение кругозора учащихся, эмоциональной сферы.
Средства обучения:
- наглядные: презентация, панно "Проблемы городов", карта: “Политическая карта мира”, словари, снимки городов,
- словесные: стихотворение “Чайковский вальс”, беседа” чтение вслух, рассказ.
- технические: видеоматериал "Мой город";
- практические: творческие задания “Таинственный прямоугольник”, “Проблемы городов”.
Тип урока: формирующий, проблемный, развивающий.
ХОД УРОКА
I. Введение.
Учитель. Каждому знакомо понятие "малая родина". И у каждого она своя. Это место, где ты родился, вырос. Для меня такой родиной стало Зауралье (Курганская область), а для вас, конечно же это город Чайковский.
Есть большие и малые
На земле города.
Только где я не плаваю,
Возвращаюсь сюда.В это место заветное,
Зелен сосен и ив,
И порою рассветною
Будит солнце залив.Здесь на маленькой пристани
Снова встретят друзья,
Возмужали и выросли
Вместе город и я.
– По вашим глазам я вижу, что в этих словах для вас слышится что-то родное. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
– О городе Чайковском, др. городах.
– Цель урока: сформировать для себя понятие “город”, его исторические типы, критерии, проблемы городов, географию крупнейших городов мира.
Учащиеся пишут в тетрадях число, располагая горизонтально развернутый лист.
II. Изучение нового материала.
1. Историко-географические типы городов.
– Может быть кто-нибудь помнит, когда и где на планете появились первые города? (I–II тыс. до н.э. Старый Свет.)
– Давайте вместе поднимемся по исторической лестнице европейских городов. “Почему именно европейские города?” – спросите вы. Я отвечу: “Города Европы оставили на себе отпечаток всех исторических процессов планеты”. В тетради нарисуйте лестницу в 6 ступенек (h и ширина ступеньки 5 клеточек).
– Фундамент I–II тыс. до н.э. – античная эпоха. Появляются древнегреческие города.
– Ребята, напоминает ли такой город современные села. (Да.)
– А чем? (Одноэтажные здания, храм в центре.)
– Ступенька выше – рубеж двух эр. В центре внимания – Римская империя. Появляются римские города.
– Именно римляне явились основоположниками городских улиц, разделив ее на проезжую и пешеходную части.
(Дети записывают на ступеньке).
– Ступенька выше – XI–XIII век. Эпоха средневековья.
– Давайте сравним города средневековья и античности. В них есть только одно отличие. Найдите его. С какой целью оно создавалось? (Стена укрепления. Защита от врагов.)
– XIII–XVв.в. – эпоха Возрождения – следующая ступенька. Центр культуры снова перемещается к Средиземноморью. В городах зарождается буржуазия.
– Посмотрите, пожалуйста, в словарик, который лежит у вас на столе, как переводится это слово? (Горожанин.)
– Новый архитектурный стиль барокко передает итальянским и испанским городам великолепие. Снова обратимся к словарику за помощью. Барокко с итальянского..? (Причудливый великолепный.)
– Ступенька выше XVIII–XIX в.в.
– Ребята, а какими событиями запомнились нам эти века? Англия, Франция? (Промышленные перевороты.)
– И результат – промышленные города. Как вы думаете, почему современные ученые называют их "монстры, пожирающие своих детей", или "легкая добыча эпидемий и пожаров"? (Теснота, грязь.)
– Поэтому и легкая добыча эпидемий. И, наконец, мы поднимаемся на самую высокую ступеньку ХХ в., вторая половина. Современные города, получившие название "города-спальни". И таковым является наш город Чайковский.
– В чем же его уникальность? (Удалённость предприятий от жилого комплекса.)
– За шагом шаг мы подошли к теме урока "современный город". (Презентация, слайд 1)
2. Современный город.
– Пока вы повторяете по словарикам два понятия: "город" и “агломерация”. Мы попросим _____ распределить под каждой ступенькой нашей лестницы ключевые слова: барокко, спальни, храм, крепость, теснота, улица. Зачитай, пожалуйста, от античности к современности. (Храм, улица, крепость, барокко, теснота, спальни.)
– Что такое город? Кто может нам напомнить?
– Ребята, как вы думаете, чем город отличается от других населенных пунктов, сельских. (Площадью, застройками, численностью населения.)
– Все, о чем мы вспомнили, есть нечто иное, как критерии города. (Презентация, слайд 2)
1. Численность населения.
– Кто помнит, какова минимальная численность российского города? (12 тыс. человек.)
– В Исландии (северный остров) – 200 человек, США – 2,5 тыс., т.е. единых стандартов численности населения нет.
2. Занятость.
– А чем заняты горожане? Где они трудятся? т.е. вне сельского хозяйства – 85%. В ЭРС – 60% населения в сфере услуг. (Промышленность, сфера услуг.)
3. Плотность населения.
– В крупнейших городах она достигает 700–800 ч/м2 . Лондон, Париж, Нью-Йорк. Может быть кто-нибудь помнит плотность нашего города? (300 ч/км2)
4. Благоустройство.
– Этим показателем пользуемся ежедневно, поэтому каждый из вас может самостоятельно записать: какими удобствами пользуемся.
5. Характер застроек.
– Ребята, а какие дома украшают наши улицы? (Многоэтажные.)
– Назовите, пожалуйста, самое высокое жилое здание нашего города? В каком микрорайоне расположено? (16-этажное здание в Завокзальноь районе.)
– Когда речь заходит о небоскребах, то
вспоминается США. До 1996 г самое высокое здание
мира находилось здесь =110 этажей. h = 443 м. Лидерство
захватила Малайзия, в столице Куала-Лумпуре
построек небоскреб h = 450м, но этажей в нем меньше
88.
Городской образ жизни – не мало важный городской
критерий.
Мы – горожане, более активны, мобильны, чаще
контактируем, иногда не подозревая об этом в
автобусе, в магазине и т.д. В больших городах шире
возможности для получения образования, отдыха и
т.д.
Конечно, это не все критерии города, а только
основные, но именно они и определяют географию
крупнейших городов мира, таких как
города-миллионеры и агломерации.
– Как вы думаете, чем различаются города-миллионеры и агломерации? (Численностью населения. Презентация, слайд 3)
– На рубеже 2-х тысячелетий, двух веков городов-миллионеров > 300; агломераций – 20. И мы вместе отправляемся на поиски; крупнейших городов мира
III. Закрепление.
Игра "Таинственный прямоугольник". (Приложение 1)
– Перед вами "Таинственный прямоугольник", где зашифрованы по 8 городов мира в каждом варианте. Если вы найдете правильный способ чтения, то отыскать их очень просто. И все найденные агломерации нанести на контурную карту. В карте атласа “Плотность населения” вы найдете помощников. Время вышло. Проверяем. Вы называете город, а я отмечаю его на карте. Мы вместе получили карту крупнейших городов мира.
"Знаменитые города мира знамениты прежде всего тем, что у любого человека, независимо от того, бывал он там или нет, есть свой собственный образ города, складывающийся как мозаичный узор из запоминающихся по книгам и фильмам каких-то отрывков, кусочков, но ярких и незабываемых по-своему".
– Как это не печально, но кроме уникальности, у городов есть и отрицательные стороны, или проблемы.
3. Проблемы городов. (Презентация, слайд 4)
– Ежедневно на горожанина обрушивается море проблем. Из конверта "Городские проблемы" высыпайте фишки на стол. Какие типы проблем предоставлены? (Здоровья, продовольственные и т.д.)
- красный цвет
- желтый
- голубой
- сиреневый
- коричневый
- зеленый
– Уже при беглом просмотре бросается в глаза их актуальность. Приведите примеры проблем, характерных для нашего города. (Разница в доходах, качество питьевой воды.)
– Постарайтесь связать как можно больше проблем в один клубок. (Приложение 2). Расположите на панно. Предлагаю в центр поместить концентрацию производства. Почему, ответим вместе.
– Ребята, посмотрите на схему и подумайте, почему высокая плотность и концентрация населения выделены красным цветом. (Потому, что они являются причинами остальных проблем.)
IV. Домашнее задание.
– Пути решения городских проблем вы предложите в домашнем сочинении-проекте "Город будущего". Он должен быть самым чистым, уютным, спокойным, благоустроенным.
Приложение 1.
Игра “Таинственный прямоугольник”
Вариант 1
Н |
Н |
И |
Ч |
А |
Р |
А |
К |
Р |
О |
Й |
– |
Ю |
Ь |
Н |
К |
Ш |
А |
Н |
Х |
А |
Й |
В |
О |
Ж |
И |
Р |
А |
П |
Р |
К |
К |
С |
Е |
Р |
Й |
А |
– |
С |
О |
Н |
Э |
У |
Б |
Б |
О |
М |
С |
К |
А |
Л |
И |
Н |
А |
М |
А |
Д |
Р |
И |
Д |
Вариант 2
Ю |
Ь |
Н |
И |
З |
Ц |
Ь |
Н |
Я |
Т |
У |
Н |
И |
С |
А |
А |
В |
К |
С |
О |
М |
К |
Р |
Н |
И |
К |
Е |
П |
К |
Р |
С |
Е |
У |
Л |
У |
А |
П |
– |
Н |
А |
С |
С |
Р |
А |
В |
А |
Т |
Т |
О |
К |
К |
С |
О |
Г |
А |
Л |
Вариант 3
О |
Р |
Й |
Е |
Н |
А |
Ж |
– |
Е |
Д |
– |
О |
И |
Р |
С |
И |
Д |
Н |
Е |
Й |
К |
О |
К |
И |
Х |
Е |
М |
Р |
А |
Т |
Р |
А |
К |
А |
Ж |
Д |
Й |
Е |
Б |
М |
О |
Б |
М |
И |
Р |
К |
А |
И |
Р |
Н |
О |
Д |
Н |
О |
Л |
М |
Вариант 4
К |
К |
С | Е |
Л |
Е |
Ж |
Д |
Н |
А |
– |
С |
О |
Л |
Д |
Е |
Л |
И |
Р |
А |
И |
Л |
И |
З |
А |
Р |
Б |
Б |
Р |
В |
Е |
Н |
А |
А |
Т |
Т |
У |
К |
Ь |
Л |
А |
К |
В |
В |
А |
К |
А |
С |
О |
Л |
С |
О |
И |
К |
О |
Т |