Программа курсов по выбору "Лоскутная пластика — цветы из ткани"

Разделы: Технология


Глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной и политической жизни общества и привели к возникновению серьёзнейших проблем.

Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде.

Красота спасет мир – эти слова великого Ф. Достоевского в наши дни, приобретают наибольшую актуальность.

Изготовление цветов – декоративно-прикладное искусство. Один из видов лоскутной пластики доступен для восприятия, его красота пробуждает интерес к истории и культуре своей Родины.

Изготовление цветов – интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство.

Основной целью данного курса является:

  • знакомство с легендами и преданиями о цветах;
  • формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов из ткани;
  • развитие чувства красоты и гармонии.

Предпрофильное обучение по курсу “Лоскутная пластика – цветы из ткани” решает следующие задачи:

  • познакомить учащихся с основами обработки ткани;
  • привить практические трудовые навыки по изготовлению цветов из ткани;
  • развить художественный вкус;
  • формировать духовно-нравственные качества личности;
  • развивать творческий подход к порученному делу.

Курс рассчитан на 8 занятий; 1 час в неделю.

Содержание обучения предусматривает ознакомление учащихся с тем, что значат цветы в жизни человека; основами композиции; материаловедением; с технологией изготовления цветов из ткани. В процессе занятий учащихся необходимо знакомить с литературой и иллюстративным материалом, с легендами и преданиями о цветах. Возможно посещение выставок по изучению декоративно-прикладного искусства, экскурсий по наблюдению за живой природой.

Теоретический материал по теме “Основы композиции” усваивается в сочетании с практическими работами. Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала.

В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды обработки основных деталей цветка, выполняют сборку цветка. Программа предусматривает проведение традиционных занятий: лекции, беседы, групповые и индивидуальные занятия.

Особое место отводится в овладении данным курсом индивидуальной работе с учащимися.

Весь процесс обучения должен быть творческим, должен быть направлен на изготовление красивых и нужных изделий, созданных руками учащихся. Именно это имеет большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда. Гуманизм и жизнеутверждающая сила декоративно-прикладного искусства, уникальность технических приёмов во многом способствует формированию мировоззрения учащихся, их сознательному отношению к окружающему миру, определению своего “Я” в жизни.

Содержание программы предусматривает подведение учащихся к сознательному выбору художественно-эстетического профиля.

Перечень знаний и умений учащихся.

Учащиеся должны знать:

1. Основные сведения о видах художественной обработки ткани.

2. Историю возникновения цветов из лоскута.

3. Применяемые инструменты.

4. Технологический процесс изготовления цветов.

5. Правила безопасности труда, пожарной безопасности, требования и организацию рабочего места.

Учащиеся должны уметь:

1. Владеть инструментом и технологией обработки ткани.

2. Проектировать изделие и изготовлять его.

3. Организовать рабочее место.

4. Соблюдать правила безопасности труда.

Программа

1. Мир цветов. (1 час.) История возникновения и развития цветов из лоскута. Цветы в легендах и преданиях. Виды лоскутной пластики. Цветы – один их разделов лоскутной пластики. Ассортимент цветов из лоскута.

2. Основы композиции (1 час) Понятие о композиции декоративно-прикладного произведения. Композиционное пространство, пропорции, симметрия, ритм, линия. Основы цветовой гармонии. Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного искусства. Цветоведение.

3. Изготовление цветов. (4 часа) Выбор ткани по цвету и фактуре. Подготовка ткани. Инструменты и их применение. Изготовление выкроек и шаблонов. Изготовление основных деталей цветов. Сборка цветов.

4. Отделка и составление букета, композиции. (1 час) Виды и способы отделки. Искусство составления букета.

5. Защита проекта. (1 час)

Календарно-тематический план (8 часов)

Темы Кол-во часов № урока
1 Мир цветов 1 1
2 Основы композиции 1 2
3 Изготовление цветов 4 3, 4, 5, 6
4 Отделка и составление букета, композиции 1 7
5 Защита проекта 1 8

Список рекомендуемой литературы

  1. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. Москва.: Дрофа, 2002.
  2. Клевенская. Цветы в интерьере. М.: 1993.
  3. Козинкина. Цветы из ткани. М.: Легпромбытиздат, 1990.
  4. Маракаев. Первый букет. Ярославль, 1999.
  5. Моложавенко. Тайны красоты. Книга о цветах. М.: Педагогика, 1993.
  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии, М.: Дрофа, 2000.
  7. Стельмахович Л. Н. Цветы из ткани. М.: Лёгкая промышленность. 1977.
  8. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение; 1981.