Цели:
- Обучающие: сформировать понятие погода.
- Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды.
- Воспитывающие: воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Оборудование: календари погоды, листы опорных сигналов, жетоны.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Фронтальный опрос.
Учитель задает вопросы: за каждый верный ответ – жетон, в конце урока учащиеся оцениваются.
– Ребята, помните девиз, который поможет вам в работе: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из этого самое полезное”! Итак, ответьте:
– Какую оболочку Земли вы изучаете?
– Перечислите элементы состояния атмосферы.
– Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется?
– Можно ли при помощи барометра-анероида определить высоту полета самолета? Как?
– Как и почему изменяется температура воздуха с высотой?
– Над Белым морем температура ниже, чем над Вологдой. Откуда дует ветер?
– Какой ветер более сильный? Почему?
Рис. 1
– Назовите время суток, если ветер дует с моря на сушу.
– Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку:
а) воздух поднимается вверх;
б) высокая температура;
в) образование облаков;
г) охлаждение воздуха.
– От каких причин зависит содержание водяного пара в атмосфере?
Задание: “Удивительное растение”.
В африканской пустыне Намиб есть растение – вельвичия. Похоже оно на цветок с огромными лепестками. Но это листья. Ими оно впитывает влагу из воздуха, собирая росу после холодной ночи. Откуда влага в воздухе или роса в пустыне?
Таким образом, характеристику тропосферы составляют четыре элемента: температура, атмосферное давление, ветер и осадки. Большую часть населения интересует погода. Попробуйте сказать, какая она сегодня? Действительно, сложно сразу ответить. Составим вместе план нашей работы. Помогите мне в этом. Во-первых, что такое погода? Во-вторых, отчего она зависит. В-третьих, вы попробуете себя в роли специалистов по предсказанию погоды. Для этого нужно потрудиться.
III. Объяснение нового материала.
– Многих известных поэтов интересовали явления в атмосфере, и они описывали их в своих произведениях. Послушайте отрывки из некоторых.
“Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...”.
А.С. Пушкин
“Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом…”.
Н.М. Рубцов
“Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит…”.
К.К. Случевский
– Меня тоже посетила муза, и я написал четверостишие, но некоторые слова упустил. Вы в течение урока должны помочь восстановить их.
Запись на доске:
“ Скачет стрелка вверх и ______________ (вниз)
То __________ (погоды) лишь каприз,
Если медленно движение
Жди надолго _____________ (изменение)”.
– Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов? Значит погода – это состояние тропосферы. Достаточно знать только это? Например: сегодня в Краснодаре + 7о, а в Вологде +2о, т.е. в данном месте. А сейчас понятие полное? В течение прошлой недели погода была одинаковая? Знать в данное время (час, сутки). Скажите полное понятие. Запишем в тетрадь в виде опорной схемы: Погода – состояние тропосферы здесь! сейчас!
– Сейчас проведем небольшое исследование. Пользуясь данными календаря погоды за 8–11 марта 2004 года, сделайте вывод о состоянии погоды.
Дата | 8 марта | 9 марта | 10 марта | 11 марта |
Температура Ветер Облачность Осадки Атмосферное давление (мм. рт. ст.) |
– 3о С-З переменно – 759 |
– 1о С-З переменно + 760 |
+ 2о С-З переменно – 757 |
+ 3о З переменно + 756 |
Рис. 2
– Погода изменялась, но есть и общее. Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему? Она изменяется. Выберите из перечисленного главную причину этих изменений:
1. Высота солнца над горизонтом.
2. Ветер.
3. Перемещение воздушных масс.
4. Атмосферное давление.
5. Температура воздуха.
– Это перемещение воздушных масс. Они
характеризуются двумя свойствами: температурой
и влажностью. Какие они бывают по температуре?
По влажности? От чего зависит это? Кроме того, они
могут быть морские или континентальные. В чем
между ними разница?
Рассмотрим влияние воздушных масс на
формирование погоды нашей местности. Общий вид
схемы выглядит следующим образом:
Рис. 3
– В зависимости от свойств, приходящей воздушной массы, устанавливается определенная погода.
Ответьте на вопросы:
1. Откуда приносят воздушные массы осадки в нашу
местность?
2. Почему весной возможны заморозки?
3. При каком ветре может быть оттепель зимой?
– Таким образом, в воздушном океане происходит постоянно борьба между армиями неприятелей: холодных и теплых воздушных масс, которые, встречаясь, определяют погоду. Сейчас вернемся к четверостишью и впишем недостающие слова и дадим пояснения.
IV. Закрепление.
– Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда? Представим себя синоптиками и попробуем предсказать погоду по местным признакам.
Задание: Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды:
1. Ясное небо зимой.
2. Облачность возрастает.
3. Дым поднимается вверх.
4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
5. Сильный ветер днем, стихает ночью.
6. Давление высокое, не изменяется.
7. К ночи теплеет.
8. Солнце садится в тучи, закат красный.
9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
10.Небо безоблачно.
11.Сильная роса или иней ночью.
12.Кучевые облака после восхода солнца исчезают
после захода.
13 Ветер меняет направление днем и ночью.
Задание: Запишите цифры устойчивой и неустойчивой погоды. (Выданы карточки-задания). Объясните пункты 4, 8, 13.
Учитель говорит ответы, взаимопроверка.
– Замечено давно, что растения и животные тоже могут точно предсказать погоду. Известен такой исторический факт. Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Как вы думаете, что было основанием для этого? Оказывается, от командующего армией поступило сообщение о том, что пауки начали энергично плести паутину. Так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно, после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже нечто не могло остановить французские полки.
В настоящее время за каждый срок наблюдений составляют “карты погоды” – синоптические – это основа для предсказания погоды. Для их составления используют космические снимки. (Показать некоторые).
V. Итог урока.
– Что сегодня на уроке было главным?
– Что было интересного?
– Что нового узнали?
VI. Домашнее задание.
– Подобрать материалы по вопросам:
- Удивительные и необычные явления погоды.
- Влияет ли погода на здоровье человека?
Учитель собирает жетоны и оценивает работу учащихся на уроке.