Проблемы трудных подростков - специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество, когда два взаимосвязанных процесса – индивидуализации и социализации – стали одинаково сложными. Во-первых, потому что утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся самоочевидными и незыблемыми, а новые так и не утвердились; во-вторых, потому что долгое время, игнорировшаяся ценность индивидуальности и сегодня остается декларацией.
По наблюдениям ученых, подростковый возраст отличается особой конфликтностью с окружающими. В школах и семьях зачастую приходится наблюдать агрессивно-обвинительную позицию учителей и родителей по отношению к учащимся. Между тем, единственная продуктивная тактика по отношению к таким подросткам – активная помощь и поддержка в выстраивании новой личности, в обретении себя.
Из-за слабой успеваемости дезадаптированные подростки постоянно переживают ситуацию неуспеха, что снижает их мотивацию к обучению, понижает социальный статус, создает отрицательный эмоциональный фон. Многие из них обладают нелегким характером, обостренным самолюбием, нарушенной психикой.
Аналитические данные ГУВД свидетельствуют о том, что криминальный потенциал подростковой среды города достаточно велик, и имеющиеся острейшие проблемы в проведении профилактической и коррекционной работы требуют решения и комплексного подхода со стороны правоохранительных органов и заинтересованных ведомств и учреждений.
Динамика относительных показателей не свидетельствует об улучшении ситуации. Ориентировочные расчеты показывают, что в 1997 г. на 1000 детей в возрасте 10-17 лет приходилось 16 детей, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних ГУВД, а в 2000 уже 23.
Практически каждый пятый несовершеннолетний, находящийся в поле зрения милиции, с которым должна проводиться целенаправленная профилактическая и коррекционная работа вновь совершил преступление.
В качестве профилактической и коррекционной работы в Центре Образования № 80, созданного на базе вечерней сменной школы, где обучаются подростки с девиантным поведением была разработана программа для классных руководителей “Конструктивные методы взаимодействия педагогов с учащимися девиантного поведения”. Именно классным руководителям мы отводим главную роль в структуре службы сопровождения.
Тщательный анализ сложившейся ситуации показал, что интересы, проблемы, вопросы детей и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Подсчет тем, выдвигаемых для обсуждения с педагогами, позволил выделить наиболее значимые из них и для школьников, и для их учителей, и для родителей. Это:
- выбор профиля обучения, профессии,
- успехи в учебе (оценки, отметки),
- желание учиться,
- здоровье,
- взаимоотношения в классе,
- выбор друзей и отношения с ними,
- решение проблем без оскорбления достоинства других людей,
- умение общаться,
- способности,
- оригинальность,
- самостоятельность,
- инициативность,
- терпимость по отношению к окружающим,
- организованность,
- уверенность,
- отношения между полами,
- отношения с учителями, родителями,
- отношения в семье (в том числе к прародителям).
На основе изучения представленной информации выявлено содержание программы. Прежде всего – это развитие умений и навыков в сфере общения; установление гармоничных взаимоотношений между учениками, учителями и родителями; детьми, родителями; юношами и девушками, администрацией и учителями, профориентация школьников и определение профиля обучения.
Важное значение в программе придается включению родителей в коррекционную работу с подростками, ознакомлению подростков с правовыми нормами социального поведения, долга, обязанностей и ответственности.
В ходе предпроектной деятельности выявлены следующие проблемы:
- недостаточно высокий уровень сформированности личности учащихся;
- индивидуальные особенности личности слабо учитываются и развиваются в процессе обучения и внеклассной работе;
- неудовлетворенность определенной части учащихся взаимоотношениями с педагогами;
- слабо используемый системный подход в УВП.
2. Гипотеза проекта
На основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса содействовать реабилитации учащихся, обогащению их знаний, умений, навыков, развитию личности.
3. Главная цель
Содействовать развитию и реабилитации личности ребенка посредством оказания оперативной и профессиональной помощи учащихся в решении личностно-значимых проблем.
4. Задачи
1. Повышение уровня психологической компетенции педколлектива путем вооружения их соответствующими знаниями, расширения границ самопринятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании, а именно:
- почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы;
- осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при восприятии разных людей;
- научиться поддерживать подростков с разными типами характера, разными проблемами и разными стилями поведения;
- овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
- видеть и понимать психологические особенности подростков (прежде всего – характерологические), учитывать эти особенности в УВП.
2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальность, уверенности в своих возможностях.
3. Активное привлечение к деятельности в рамках проекта всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей.
5. Основные идеи проекта
Психологическая готовность педагогов к свободному и ответственному поведению детей имеет несколько составляющих.
1. Внутренняя личностная свобода самих взрослых и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни.
2. Знание психологических особенностей не только детей подросткового возраста вообще, но и особенностей конкретных детей
3. Овладение конкретными психологическими навыками, которые позволяют взрослым полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями.
6. Предмет исследования
Предметом исследования являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, основанные на принципах психофизиологических особенностей обучаемого, системно-деятельного подхода.
7. Этапы работы
I этап - проектный
На этом этапе планируется:
1. Осуществить разработку модели службы сопровождения в рамках учреждения (приложение 1).
2. Определить концептуальные положения и диагностические средства для мониторинга за развитием личности учащихся.
3. Диагностика адаптированности учащихся и формирования классных коллективов.
4. Ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников.
II этап – практический
1. реализация модельных представлений в воспитательной системе.
2. Использование в УВП личностно-ориентированных технологий обучения.
3. моделирование и построение воспитательной системы классов по материалам карт-схем психолого-педагогических характеристик классов (приложение 2).
4. Проектирование образовательных маршрутов учащихся.
5. Проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов классов.
III этап – обобщающий
1. Анализ работы службы сопровождения и пути развития образовательного учреждения.
2. Распространение опыта в районе и городе.
3. Критерии оценки результативности:
- cформированность нравственной направленности личности;
- удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;
- конкурентно-способность учебного заведения.
Критерии | Показатели | Методики изучения |
1. Самоактуализированность личности выпускников | 1. Умение и стремление учащихся к
познанию и проявлению своих возможностей. 2. Креативность личности ребенка. 3. Выбор нравственных форм, способов самореализации и самоутверждения. 4. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 5. Обладание способностью к рефлексии |
Тест оценки потребности в достижениях. Метод экспертной оценки. Методика незаконченных предложений. Опросник субъективного отношения ученика к деятельности, самому себе и окружающим. Проективные методики |
2. Удовлетворенность педагогов, учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе | 1. Удовлетворенность педагогов
содержанием, организацией и условиями трудовой
деятельности, взаимоотношениями в школьном
сообществе. 2. Комфортность, защищенность личности ученика, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе |
Методика Реана-Ядова. Анкетирование учащихся родителей, педагогов |
3. Конкурентно-способность учебного заведения | 1. Участие учащичся в олимпиадах,
смотрах, конкурсах. 2. Усвоение образовательной программы. 3. Скрытый и явный отсев учащихся |
Методика статистического анализа |