Проект программы для классных руководителей "Конструктивные методы взаимодействия с подростками девиантного поведения"

Разделы: Классное руководство


Проблемы трудных подростков - специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество, когда два взаимосвязанных процесса – индивидуализации и социализации – стали одинаково сложными. Во-первых, потому что утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся самоочевидными и незыблемыми, а новые так и не утвердились; во-вторых, потому что долгое время, игнорировшаяся ценность индивидуальности и сегодня остается декларацией.

По наблюдениям ученых, подростковый возраст отличается особой конфликтностью с окружающими. В школах и семьях зачастую приходится наблюдать агрессивно-обвинительную позицию учителей и родителей по отношению к учащимся. Между тем, единственная продуктивная тактика по отношению к таким подросткам – активная помощь и поддержка в выстраивании новой личности, в обретении себя.

Из-за слабой успеваемости дезадаптированные подростки постоянно переживают ситуацию неуспеха, что снижает их мотивацию к обучению, понижает социальный статус, создает отрицательный эмоциональный фон. Многие из них обладают нелегким характером, обостренным самолюбием, нарушенной психикой.

Аналитические данные ГУВД свидетельствуют о том, что криминальный потенциал подростковой среды города достаточно велик, и имеющиеся острейшие проблемы в проведении профилактической и коррекционной работы требуют решения и комплексного подхода со стороны правоохранительных органов и заинтересованных ведомств и учреждений.

Динамика относительных показателей не свидетельствует об улучшении ситуации. Ориентировочные расчеты показывают, что в 1997 г. на 1000 детей в возрасте 10-17 лет приходилось 16 детей, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних ГУВД, а в 2000 уже 23.

Практически каждый пятый несовершеннолетний, находящийся в поле зрения милиции, с которым должна проводиться целенаправленная профилактическая и коррекционная работа вновь совершил преступление.

В качестве профилактической и коррекционной работы в Центре Образования № 80, созданного на базе вечерней сменной школы, где обучаются подростки с девиантным поведением была разработана программа для классных руководителей “Конструктивные методы взаимодействия педагогов с учащимися девиантного поведения”. Именно классным руководителям мы отводим главную роль в структуре службы сопровождения.

Тщательный анализ сложившейся ситуации показал, что интересы, проблемы, вопросы детей и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Подсчет тем, выдвигаемых для обсуждения с педагогами, позволил выделить наиболее значимые из них и для школьников, и для их учителей, и для родителей. Это:

  • выбор профиля обучения, профессии,
  • успехи в учебе (оценки, отметки),
  • желание учиться,
  • здоровье,
  • взаимоотношения в классе,
  • выбор друзей и отношения с ними,
  • решение проблем без оскорбления достоинства других людей,
  • умение общаться,
  • способности,
  • оригинальность,
  • самостоятельность,
  • инициативность,
  • терпимость по отношению к окружающим,
  • организованность,
  • уверенность,
  • отношения между полами,
  • отношения с учителями, родителями,
  • отношения в семье (в том числе к прародителям).

На основе изучения представленной информации выявлено содержание программы. Прежде всего – это развитие умений и навыков в сфере общения; установление гармоничных взаимоотношений между учениками, учителями и родителями; детьми, родителями; юношами и девушками, администрацией и учителями, профориентация школьников и определение профиля обучения.

Важное значение в программе придается включению родителей в коррекционную работу с подростками, ознакомлению подростков с правовыми нормами социального поведения, долга, обязанностей и ответственности.

В ходе предпроектной деятельности выявлены следующие проблемы:

  • недостаточно высокий уровень сформированности личности учащихся;
  • индивидуальные особенности личности слабо учитываются и развиваются в процессе обучения и внеклассной работе;
  • неудовлетворенность определенной части учащихся взаимоотношениями с педагогами;
  • слабо используемый системный подход в УВП.

2. Гипотеза проекта

На основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса содействовать реабилитации учащихся, обогащению их знаний, умений, навыков, развитию личности.

3. Главная цель

Содействовать развитию и реабилитации личности ребенка посредством оказания оперативной и профессиональной помощи учащихся в решении личностно-значимых проблем.

4. Задачи

1. Повышение уровня психологической компетенции педколлектива путем вооружения их соответствующими знаниями, расширения границ самопринятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании, а именно:

  • почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы;
  • осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при восприятии разных людей;
  • научиться поддерживать подростков с разными типами характера, разными проблемами и разными стилями поведения;
  • овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • видеть и понимать психологические особенности подростков (прежде всего – характерологические), учитывать эти особенности в УВП.

2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальность, уверенности в своих возможностях.

3. Активное привлечение к деятельности в рамках проекта всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей.

5. Основные идеи проекта

Психологическая готовность педагогов к свободному и ответственному поведению детей имеет несколько составляющих.

1. Внутренняя личностная свобода самих взрослых и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни.

2. Знание психологических особенностей не только детей подросткового возраста вообще, но и особенностей конкретных детей

3. Овладение конкретными психологическими навыками, которые позволяют взрослым полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями.

6. Предмет исследования

Предметом исследования являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, основанные на принципах психофизиологических особенностей обучаемого, системно-деятельного подхода.

7. Этапы работы

I этап - проектный

На этом этапе планируется:

1. Осуществить разработку модели службы сопровождения в рамках учреждения (приложение 1).

2. Определить концептуальные положения и диагностические средства для мониторинга за развитием личности учащихся.

3. Диагностика адаптированности учащихся и формирования классных коллективов.

4. Ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников.

II этап – практический

1. реализация модельных представлений в воспитательной системе.

2. Использование в УВП личностно-ориентированных технологий обучения.

3. моделирование и построение воспитательной системы классов по материалам карт-схем психолого-педагогических характеристик классов (приложение 2).

4. Проектирование образовательных маршрутов учащихся.

5. Проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов классов.

III этап – обобщающий

1. Анализ работы службы сопровождения и пути развития образовательного учреждения.

2. Распространение опыта в районе и городе.

3. Критерии оценки результативности:

  • cформированность нравственной направленности личности;
  • удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;
  • конкурентно-способность учебного заведения.
Критерии Показатели Методики изучения
1. Самоактуализированность личности выпускников 1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2. Креативность личности ребенка.

3. Выбор нравственных форм, способов самореализации и самоутверждения.

4. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

5. Обладание способностью к рефлексии

Тест оценки потребности в достижениях.

Метод экспертной оценки.

Методика незаконченных предложений.

Опросник субъективного отношения ученика к деятельности, самому себе и окружающим.

Проективные методики

2. Удовлетворенность педагогов, учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе 1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.

2. Комфортность, защищенность личности ученика, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе

Методика Реана-Ядова.

Анкетирование учащихся родителей, педагогов

3. Конкурентно-способность учебного заведения 1. Участие учащичся в олимпиадах, смотрах, конкурсах.

2. Усвоение образовательной программы.

3. Скрытый и явный отсев учащихся

Методика статистического анализа